Жизнь учреждений культуры весьма осложнилась в 30-е гг. Сталинские репрессии не обошли деятелей культуры. Запретительство и указания сверху стали для учреждений культуры привычными. Репрессии 30-х гг. выпали в основном на долю интеллигенции «людей образованных, совестливых, беззащитных». Россия теряла свой генофонд.
Возросшему уровню грамотности населения страны в 30-е гг. не могли соответствовать старые типы учреждений культуры. Параллельно с клубами в городах открывались дома и дворцы культуры, парки культуры и отдыха, технические библиотеки, а в деревне - сельские и колхозные клубы, массовые библиотеки и дома социалистической культуры в районных центрах.
Новые типы учреждении культуры существенно изменили содержание клубной работы. Наличие хорошей сцены, помещений для кружков художественной самодеятельности и любительских объединений позволило улучшить качество деятельности клубов, домов и дворцов культуры.
Увеличилось штатное расписание учреждений культуры, более подготовленными стали работники досуговых учреждений. В 1930 г. открылись Московский и Харьковский библиотечные институты. В ряде областных центров были созданы политпросветшколы (ныне училища и колледжи культуры). На смену краткосрочной курсовой системы подготовки избачей, библиотекарей и клубных работников пришла планомерная подготовка высококвалифицированных кадров.
Какие же новые формы досуга появились в 30-е гг.? Можно сказать, что их содержание отражало политическую и экономическую жизнь страны. Однако 30-е гг. — один из самых противоречивых периодов истории культурйо-досуговой деятельности. С одной стороны, в этот период были достигнуты определенные успехи, о которых мы уже говорили, с другой - утвердившийся сталинский террор, естественно, оказал негативное воздействие на культуру и досуговые учреждения с точки зрения чрезвычайной централизации и резкого уменьшения демократических, самодеятельных начал в деятельности клубов, домов культуры и библиотек.
Фактическое отстранение от руководства Главполитпросветом Н.К. Крупской, ликвидация этого государственного органа в 1930 г., незаконные репрессии против многих видных деятелей культуры не могли не отразиться на деятельности досуговых учреждений.
Принятые в 30-е гг. постановления партии и правительства по вопросам культурно-просветительной работы раскрывают сущность репрессивной обстановки. Например, постановление ЦК партии «О задачах культурно-просветительной работы профсоюзов» (1929 г.) по существу было разгромом профсоюзов; в постановлении отмечалось, что «содержание культпросветработы профсоюзов не соответствует задачам социалистического строительства». В числе выдвигаемых задач были: борьба с кулацкими элементами, атеистическая работа. Ничего, к сожалению, не говорилось о просвещении населения, художественном воспитании и организации досуга.
В постановлении ЦК ВКП(б) «Об избах-читальнях» (1929 г.) ощущается партийный нажим на эти учреждения, стремление политизировать их работу. В постановлении директивно предусматривалось, что в советы изб-читален должны непременно входить представители партийных и комсомольских ячеек, говорилось о направлении в деревню 10 тыс. коммунистов и комсомольцев города дляработы в избах-читальнях сроком на три года.
В постановлении ЦК ВКП(б) «Об улучшении библиотечного дела» (1930 г.) фактически ничего не говорилось о содержании их работы, зато ставилась задача в течение одного года очистить фонды библиотек от «вредной» литературы. Налицо был идеологический нажим на культуру в ущерб основным функциям культурно-досуговых учреждений.
Обращение к документам партии и государства того времени необходимо современным специалистам культурно-досуговой сферы. В них, как в зеркале, отражается эпоха 30-х гг., которая характеризуется как дальнейшее закабаление учреждений культуры, политизация содержания их работы.
Нельзя не сказать о состоянии и проблемах художественной самодеятельности, которая являлась составной частью деятельности клубных учреждений. В 20-е гг. никакая статистика не могла учесть количества кружков и художественных студий. Преобладали театральные коллективы, однако развивались и другие жанры творческой деятельности; кружки, как правило, были многочисленными, имели от 50 до 100 участников, которые сами шили, готовили реквизит, рисовали декорации будучи одновременно «артистами». Большинство самодеятельных коллективов не имело никаких денежных средств.
В репертуаре театральных кружков были классические пьесы, но предпочтение отдавалось героическим, таким, например, как «Разбойники» Шиллера, «Взятие Бастилии» Р.Роллана, «Ткачи» Га-утмана и др. Популярностью пользовались пьесы Гоголя, Островского, Чехова, Горького. чаще в клубах проводились вечера и слеты ударников и стахановцев, встречи с учеными, технические «бои», производственные вечера и выставки, конкурсы токарей, слесарей, вечера вопросов и ответов на технические темы. В 1929 г. в клубах функционировало 15 тыс. производственных кружков, в которых обучалось 200 тыс. рабочих.
За годы первой и второй пятилеток сеть клубных учреждений увеличилась почти в два раза, с 39 тыс. до 53 тыс.
Существенную роль в улучшении работы досуговых учреждений играла радиофикация. С 1928 по 1940 гг. сеть радио расширилась с 92 до 7 тыс. единиц; в 1931 г. вышел на экраны первый звуковой фильм «Путевка в жизнь».
Большое место в репертуаре художественной самодеятельности занимали инсценировки, которые посвящались различным политическим и революционным событиям.
В 20-е гг. возникают такие виды инсценировок, как «живая газета» и «политсуд». «Живые газеты» возникали в условиях острого недостатка печатных газет и были рассчитаны в основном на малограмотную аудиторию. В дальнейшем происходят усложнение этой формы, в ней широко используется метод театрализации, клоунады.
Важное место в художественном воспитании населения занимала культурно-просветительная организация «Пролетарская культура» (Пролеткульт). В 1919 г. Пролеткульт имел 88 губернских и уездных организаций и издавал в центре и на местах 15 журналов, в том числе «Пролетарскую культуру», «Горн» и другие. Эта культурно-просветительная организация создавала рабочие клубы, театры, различные художественные студии; было сделано немало для приобщения народа к искусству.
В 30-е гг. увеличился выпуск музыкальных инструментов, а также специальной литературы: партитур, переложений для художественной самодеятельности. «Синяя блуза» и «Живая газета» уступили место «ТВАМам» (театры рабочей молодежи) и агитбригадам.
Первый театр рабочей молодежи возник в Ленинграде в 1925 г., в 1930 г. их количество достигло 70. Прочное место в репертуаре театров занимают пьесы русской классической литературы, популярны инсценировки.
В 30-40 гг. расширяются жанры художественной самодеятельности. Наряду с драматическими, хоровыми и музыкальными коллективами возникают изостудии и танцевальные коллективы.
Начали создаваться первые самодеятельные симфонические оркестры, любительские оперные коллективы. Происходит также количественный рост художественной самодеятельности. В 1930 г. в самодеятельных коллективах было 600 тыс. участников, а в 1936 г. их число достигло 3 млн.
Возникло и прочно закрепилось шефство профессиональных коллективов и отдельных деятелей искусства в сфере художественной самодеятельности. Известна в этом плане деятельность театра им. Е. Вахтангова, великих артистов - К.С. Станиславского, В.Ц. Кочалова, А.Л. Яблочковой и других.
В кружках художественной самодеятельности 30-х гг. проводится систематическая учебно-воспитательная работа, заметно улучшается репертуар. Коллективы художественной самодеятельности с увлечением начинают работать над произведениями русской и западной классики. В числе лучших коллективов тех лет были: капелла Юго-Западной железной дороги, хор бандуристов металлозавода Днепропетровска, хор гусляров ленинградских строителей, вокально-танцевальный коллектив Батумского нефтезавода и другие.
Планомерный характер приобрела учеба руководителей художественной самодеятельности. В 1930 г. Дом им. В. Поленова был реорганизован в Центральный дом самодеятельного искусства им. Н.К. Крупской (с 1939 г. он стал называться Всесоюзным домом народного творчества), который развернул инструкторско-методическую работу, проводил семинары и курсы руководителей художественной самодеятельности, рассылал репертуарные бюллетени и т.п.
Дома самодеятельного искусства создавались и на местах, в областных центрах. В 1935 г. в Москве был открыт первый в стране театр народного творчества. Директором этого театра был назначен Б.М. Филиппов, а художественным руководителем - Н.П. Охлопков и И.А. Моисеев.
Начиная с 1932 г. в стране стали регулярно проводиться олимпиады и смотры творчества, которые играли важную роль в привлечении внимания общественности к художественной самодеятельности.
В 20-е и 30-е гг. были сделаны серьезные шаги в подготовке кадров для культурно-досуговых учреждений. Начиная с 1919 г. при совпартшколах были открыты политпросветотделения, в центре и на местах функционировали краткосрочные курсы для избачей и библиотекарей. В 1919 г. открыты Академии коммунистического воспитания в Москве и Петербурге. Еще в годы гражданской войны были созданы институты народного просвещения с факультетами внешкольного просвещения (около 40 таких институтов). В 20-е гг. при 20 педагогических техникумах открылись политпросветотделения. Эту работу по подготовке кадров можно оценить в целом как положительное явление. В 30-е гг. была создана сеть высших учебных заведений, готовящих работников культурно-досуговых учреждений.