Вместе с тем, нельзя не сказать, что анализ содержания учебных планов, программ большинства учебных курсов свидетельствует о том, что и в этом направлении приоритет отдавался подготовке идеологических кадров, проводников политики партии в воспитательной работе. Такова была направленность подготовки специалистов для учреждений культуры и в последующие годы, вплоть до 80-х гг.
Таким образом, 1917-1941 гг. в истории культурно-досуговой деятельности являются сложными и противоречивыми; была создана новая государственная система культурно-досуговых учреждений, система руководства ими в центре и на местах. Были выработаны основные направления работы, формы и методы просвещения,
воспитания и досуга.
За эти годы, был накоплен определенный опыт работы с населением. Учреждения культуры приобрели авторитет как центры культуры в городе и деревне. Было сделано многое для развития инициативы и самодеятельности народа в организации работы культурно-досуговых учреждений. Положительный опыт культурно-досуговых учреждений использовался в последующие годы и является источником преемственности в современных условиях. «Если нация не знает своей истории, она обречена», - писал В. Белинский. В равной степени это относится и к организаторам досуга, которые призваны знать, Сохранять и приумножать положительные профессиональные и народные традиции.
Нельзя забывать и о негативном «опыте» этих лет. Идеологизация, формализация культурно-досуговой деятельности стали самым большим злом 30-х, а затем 40-х гг. Инициатива масс неизменно игнорировалась. Все делалось только по циркулярам и директивам «верхов». Особенно отрицательно это сказывалось на развитии художественной самодеятельности. Несмотря на некоторые ее успехи она развивалась нестабильно, отдельные ее мероприятия носили явно показательный характер; содержание было сильно политизировано, а гвоздем ее репертуара было прославление «великого отца и учителя» Сталина.
Таким образом, заорганизованность, политическая ангажированность деятельности культурно-досуговых учреждений 20-30-х гг. – трудные уроки истории, которые еще предстоит глубоко исследовать и анализировать современным ученым и практикам.
Раздел II. Деятельность учреждений культуры
в годы Великой Отечественной войны 1941-45 гг.
.Великая Отечественная война, длившаяся 1418 бесконечных дней и ночей и унесшая почти 27 миллионов жизней советских людей, была огромным испытанием и для культурно-досуговых учреждений.
С началом войны резко сократились ассигнования на содержание клубов, библиотек, домов культуры, уменьшилась их сеть. Уже во второй половине 1941 г. количество клубных учреждений и библиотек уменьшилось наполовину по сравнению с предвоенным периодом. На фронт и в партизанские отряды ушла значительная часть профессиональных работников учреждений культуры.
Многие учреждения культуры стали базой военных госпиталей, воинских частей и эвакуированного населения.
Перестройка исполнительской и хозяйственной деятельности страны на военный лад под лозунгом «Все для фронта! Все для поеды!» коснулась и учреждений культуры. Деятельность каждого из них была подчинена организации масс на защиту Родины, на решениенасущных народнохозяйственных задач военного времени.
Перестройка работы культурно-досуговых учреждений в со ответствии с требованиями военного времени осуществлялась на основе приказа Наркомпроса РСФСР «о работе политико-просветительных учреждений в военное время».
Основным содержанием работы домов культуры, клубов, библиотек, музеев, изб-читален на основе перестройки стало разъяснение характера и цели войны, освещение ее хода, ознакомление с международным и внутренним положением Советского Союза. Учреждения культуры пропагандировали героические подвиги советских людей в тылу и на фронте; тема патриотизма стала ведущей в их деятельности.
Несмотря на все трудности военного времени значительно расширилась сфера влияния клубов, библиотек, музеев, их работа была перенесена в цеха, красные утолки домоуправлений, полевые станы, бомбоубежища, метро, агитпункты вокзалов, в воинские части, госпитали, на призывные пункты военкоматов по месту жительства.
Коренным образом изменились и условия работы с началом воины. Люди с утра до вечера находились на производстве, был увеличен рабочий день, продлена рабочая неделя, отменены отпуска. В этих условиях учреждения культуры вынуждены были отказаться от привычных форм и методов работы. Фактически остались в прошлом массовые формы клубной работы: вечера, смотры художественной самодеятельности, праздники. Проводилась групповая и индивидуальная работа с населением: беседы, читки газет, небольшие концерты в перерывах между сменами, встречи с фронтовиками, прибывшими в краткосрочный отпуск по ранению. Работа культурно-досуговых учреждений стала носить передвижной характер.
Были созданы самые разнообразные передвижные учреждения культуры – походные клубы, агитэскадрильи, агиткатера (на фронте), библиотеки-передвижки, агитпоезда, агитмашины, агитповозки, агитсани, агитпункты. В полной мере использовался опыт передвижной работы времен гражданской войны.
Победу над немецко-фашистскими захватчиками наша страна добывала единым напряжением сил фронта и тыла. Успехи на фронте зависели от слаженной работы тыла, бесперебойного снабжения армии и флота вооружением, боеприпасами и продовольствием. Вот почему состояние морального духа работников тыла было так же важно, как и боевой дух сражающихся на фронте. Значение культурно-досуговой работы в тылу, на фабриках, заводах, колхозах неизмеримо возросло.
Основными направлениями деятельности клубов, библиотек и других учреждений культуры в тылу в годы войны стали: агитационно-пропагандистская, оборонно-массовая работа, проведение широкой справочной работы, участие учреждений культуры в подготовке для народного хозяйства рабочих массовых профессий в условиях, когда мужчин на производстве заменили женщины и подростки, а также развитие новых форм художественной самодеятельности как средства духовной мобилизации народа на борьбу с фашистами и организации отдыха и досуга людей в условиях тяжелого труда.
В июне 1941 г. было создано Совинформбюро, сводки которого широко использовались клубами и библиотеками для информации о положении на фронте, ибо война пришла в каждый дом, в каждую семью. Культработники организовывали коллективное слушание сводок Совинформбюро, шли в цеха, в поле, на фермы и там зачитывали и разъясняли их. Проводились также беседы и доклады о текущем моменте, о международном и внутреннем положении страны, а также чтение газетных статей и очерков. Среди известных авторов особой популярностью пользовались писатели-фронтовики: Н. Тихонов, К. Симонов, М. Шолохов, И. Эренбург и др. Большое эмоциональное впечатление на слушателей оказывали встречи работников тыла с фронтовиками, которые организовывали клубные работники.
Культурно-досуговые учреждения широко использовали наглядные материалы, в том числе плакаты, фотовитрины, специально выпускали «листовки-молнии», «боевые листки» по опыту армейских политработников, освещали успехи на фронте, трудовые достижения в тылу.
Все эти формы широкой разъяснительной работы в условиях военного времени были доступными и понятными для людей, равно как и справочная работа, которую вели работники культуры города и деревни: писали письма на фронт, наводили справки о судьбе близких и родных, пропавших без вести, подбирали материал по изготовлению пищевых суррогатов, борьбе с последствиями голодания, например в условиях блокады Ленинграда.
Женщины и подростки, которые заменили мужчин на производстве, требовали к себе особого внимания. Война отняла детство у детей и подростков. Культурно-досуговые учреждения устраивали для них специальные вечера, беседы, новогодние елки, «молодежные субботы» и т.п.
Значительную работу с населением проводили музеи. Государственный исторический музей (Москва) развернул в 1941 г. 38 выставок-передвижек в рабочих клубах и красных уголках предприятий, в Доме Союзов, в парке культуры и отдыха им. Горького, в музеях страны. Сотрудники свердловского музея в 1941-42 гг. провели 180 лекций, на которых присутствовало около 200 тыс. слушателей.
Бесценным делом было спасение культурных ценностей, исторических, художественных и литературных памятников русского, украинского, белорусского и других народов нашей страны. Спасение и охрану культурных ценностей народ рассматривал как свой высокий патриотический долг. Работники библиотек, картинных галерей и музеев совершили героический подвиг, организуя эвакуацию культурных ценностей, порой рискуя собственной жизнью.
В музеях, библиотеках, художественных галереях хранились памятники культуры мирового значения. Работая днем и ночью, работники учреждений культуры отбирали, тщательно упаковывали и отправляли в глубокий тыл все, что представляло большую ценность. Были вывезены экспозиции ряда музеев, около 700 тыс. единиц фондов рукописей и книг Государственной библиотеки им. В.И. Ленина, свыше 18 тыс. экспонатов Третьяковской галереи. Шла огромная и кропотливая работа по спасению и эвакуации памятников культуры Ростова, Киева, Севастополя и др. городов. Все это осуществлялось при участии рядовых работников учреждений культуры, имена которых навсегда останутся в памяти народа.
Следует особо сказать о работе клубов и библиотек в госпиталях, куда работники культуры шли не только с концертной программой, но и читали раненым вслух книги и газеты, проводили беседы, обзоры литературы, писали письма родным и близким.
Сельские учреждения культуры проводили работу по сбору теплых вещей для фронтовиков, организовывали вечера-посиделки, на которых женщины пряли шерсть, вязали теплые носки и варежки для воинов, а в это же время кто-нибудь рассказывал о положении на фронте, читал статьи или рассказы о воинах-героях. Читались вслух также письма с фронта. Деревенские вдовы и солдатки совершили во время войны беспримерный подвиг, в горе не опускали руки и самоотверженно трудились на полях. Поддержка их морального духа, уверенности в победе было также делом работников сельских культурно-досуговых учреждений.