Смекни!
smekni.com

Досуговая и просветительная деятельность учреждений культуры (стр. 4 из 6)

Вместе с тем, нельзя не сказать, что анализ содержания учеб­ных планов, программ большинства учебных курсов свидетельству­ет о том, что и в этом направлении приоритет отдавался подготовке идеологических кадров, проводников политики партии в воспита­тельной работе. Такова была направленность подготовки специали­стов для учреждений культуры и в последующие годы, вплоть до 80-х гг.

Таким образом, 1917-1941 гг. в истории культурно-досуговой деятельности являются сложными и противоречивыми; была созда­на новая государственная система культурно-досуговых учрежде­ний, система руководства ими в центре и на местах. Были выработа­ны основные направления работы, формы и методы просвещения,

воспитания и досуга.

За эти годы, был накоплен определенный опыт работы с насе­лением. Учреждения культуры приобрели авторитет как центры культуры в городе и деревне. Было сделано многое для развития инициативы и самодеятельности народа в организации работы куль­турно-досуговых учреждений. Положительный опыт культурно-досуговых учреждений использовался в последующие годы и явля­ется источником преемственности в современных условиях. «Если нация не знает своей истории, она обречена», - писал В. Белинский. В равной степени это относится и к организаторам досуга, которые призваны знать, Сохранять и приумножать положительные профес­сиональные и народные традиции.

Нельзя забывать и о негативном «опыте» этих лет. Идеологизация, формализация культурно-досуговой деятельности стали са­мым большим злом 30-х, а затем 40-х гг. Инициатива масс неизмен­но игнорировалась. Все делалось только по циркулярам и директи­вам «верхов». Особенно отрицательно это сказывалось на развитии художественной самодеятельности. Несмотря на некоторые ее успе­хи она развивалась нестабильно, отдельные ее мероприятия носили явно показательный характер; содержание было сильно политизи­ровано, а гвоздем ее репертуара было прославление «великого отца и учителя» Сталина.

Таким образом, заорганизованность, политическая ангажированность дея­тельности культурно-досуговых учреждений 20-30-х гг. – трудные уроки истории, которые еще предстоит глубоко исследовать и ана­лизировать современным ученым и практикам.

Раздел II. Деятельность учреждений культуры

в годы Великой Отечественной войны 1941-45 гг.

.Великая Отечественная война, длившаяся 1418 бесконечных дней и ночей и унесшая почти 27 миллионов жизней советских лю­дей, была огромным испытанием и для культурно-досуговых учре­ждений.

С началом войны резко сократились ассигнования на содер­жание клубов, библиотек, домов культуры, уменьшилась их сеть. Уже во второй половине 1941 г. количество клубных учреждений и библиотек уменьшилось наполовину по сравнению с предвоенным периодом. На фронт и в партизанские отряды ушла значительная часть профессиональных работников учреждений культуры.

Многие учреждения культуры стали базой военных госпита­лей, воинских частей и эвакуированного населения.

Перестройка исполнительской и хозяйственной деятельности страны на военный лад под лозунгом «Все для фронта! Все для поеды!» коснулась и учреждений культуры. Деятельность каждого из них была подчинена организации масс на защиту Родины, на решениенасущных народнохозяйственных задач военного времени.

Перестройка работы культурно-досуговых учреждений в со ответствии с требованиями военного времени осуществлялась на основе приказа Наркомпроса РСФСР «о работе политико-просветительных учреждений в военное время».

Основным содержанием работы домов культуры, клубов, биб­лиотек, музеев, изб-читален на основе перестройки стало разъясне­ние характера и цели войны, освещение ее хода, ознакомление с международным и внутренним положением Советского Союза. Уч­реждения культуры пропагандировали героические подвиги советских людей в тылу и на фронте; тема патриотизма стала ведущей в их деятельности.

Несмотря на все трудности военного времени значительно расширилась сфера влияния клубов, библиотек, музеев, их работа была перенесена в цеха, красные утолки домоуправлений, полевые станы, бомбоубежища, метро, агитпункты вокзалов, в воинские час­ти, госпитали, на призывные пункты военкоматов по месту жительства.

Коренным образом изменились и условия работы с началом воины. Люди с утра до вечера находились на производстве, был увеличен рабочий день, продлена рабочая неделя, отменены отпус­ка. В этих условиях учреждения культуры вынуждены были отказаться от привычных форм и методов работы. Фактически остались в прошлом массовые формы клубной работы: вечера, смотры художественной самодеятельности, праздники. Проводилась групповая и индивидуальная работа с населением: беседы, читки газет, небольшие концерты в перерывах между сменами, встречи с фронтовиками, прибывшими в краткосрочный отпуск по ранению. Работа культурно-досуговых учреждений стала носить пере­движной характер.

Были созданы самые разнообразные передвижные учреждения культуры – походные клубы, агитэскадрильи, агиткатера (на фрон­те), библиотеки-передвижки, агитпоезда, агитмашины, агитповозки, агитсани, агитпункты. В полной мере использовался опыт передвижной работы времен гражданской войны.

Победу над немецко-фашистскими захватчиками наша страна добывала единым напряжением сил фронта и тыла. Успехи на фронте зависели от слаженной работы тыла, бесперебойного снаб­жения армии и флота вооружением, боеприпасами и продовольст­вием. Вот почему состояние морального духа работников тыла было так же важно, как и боевой дух сражающихся на фронте. Значение культурно-досуговой работы в тылу, на фабриках, заводах, колхозах неизмеримо возросло.

Основными направлениями деятельности клубов, библиотек и других учреждений культуры в тылу в годы войны стали: агитационно-пропагандистская, оборонно-массовая работа, проведение ши­рокой справочной работы, участие учреждений культуры в подго­товке для народного хозяйства рабочих массовых профессий в усло­виях, когда мужчин на производстве заменили женщины и подрост­ки, а также развитие новых форм художественной самодеятельности как средства духовной мобилизации народа на борьбу с фашистами и организации отдыха и досуга людей в условиях тяжелого труда.

В июне 1941 г. было создано Совинформбюро, сводки которо­го широко использовались клубами и библиотеками для информации о положении на фронте, ибо война пришла в каждый дом, в ка­ждую семью. Культработники организовывали коллективное слу­шание сводок Совинформбюро, шли в цеха, в поле, на фермы и там зачитывали и разъясняли их. Проводились также беседы и доклады о текущем моменте, о международном и внутреннем положении страны, а также чтение газетных статей и очерков. Среди известных авторов особой популярностью пользовались писатели-фронтовики: Н. Тихонов, К. Симонов, М. Шолохов, И. Эренбург и др. Большое эмоциональное впечатление на слушателей оказывали встречи ра­ботников тыла с фронтовиками, которые организовывали клубные работники.

Культурно-досуговые учреждения широко использовали на­глядные материалы, в том числе плакаты, фотовитрины, специально выпускали «листовки-молнии», «боевые листки» по опыту армей­ских политработников, освещали успехи на фронте, трудовые дос­тижения в тылу.

Все эти формы широкой разъяснительной работы в условиях военного времени были доступными и понятными для людей, равно как и справочная работа, которую вели работники культуры города и деревни: писали письма на фронт, наводили справки о судьбе близких и родных, пропавших без вести, подбирали материал по из­готовлению пищевых суррогатов, борьбе с последствиями голода­ния, например в условиях блокады Ленинграда.

Женщины и подростки, которые заменили мужчин на произ­водстве, требовали к себе особого внимания. Война отняла детство у детей и подростков. Культурно-досуговые учреждения устраивали для них специальные вечера, беседы, новогодние елки, «молодежные субботы» и т.п.

Значительную работу с населением проводили музеи. Государственный исторический музей (Москва) развернул в 1941 г. 38 выставок-передвижек в рабочих клубах и красных уголках предпри­ятий, в Доме Союзов, в парке культуры и отдыха им. Горького, в музеях страны. Сотрудники свердловского музея в 1941-42 гг. про­вели 180 лекций, на которых присутствовало около 200 тыс. слушателей.

Бесценным делом было спасение культурных ценностей, исторических, художественных и литературных памятников русского, украинского, белорусского и других народов нашей страны. Спасе­ние и охрану культурных ценностей народ рассматривал как свой высокий патриотический долг. Работники библиотек, картинных га­лерей и музеев совершили героический подвиг, организуя эвакуа­цию культурных ценностей, порой рискуя собственной жизнью.

В музеях, библиотеках, художественных галереях хранились памятники культуры мирового значения. Работая днем и ночью, ра­ботники учреждений культуры отбирали, тщательно упаковывали и отправляли в глубокий тыл все, что представляло большую цен­ность. Были вывезены экспозиции ряда музеев, около 700 тыс. еди­ниц фондов рукописей и книг Государственной библиотеки им. В.И. Ленина, свыше 18 тыс. экспонатов Третьяковской галереи. Шла ог­ромная и кропотливая работа по спасению и эвакуации памятников культуры Ростова, Киева, Севастополя и др. городов. Все это осуще­ствлялось при участии рядовых работников учреждений культуры, имена которых навсегда останутся в памяти народа.

Следует особо сказать о работе клубов и библиотек в госпита­лях, куда работники культуры шли не только с концертной программой, но и читали раненым вслух книги и газеты, проводили бе­седы, обзоры литературы, писали письма родным и близким.

Сельские учреждения культуры проводили работу по сбору теплых вещей для фронтовиков, организовывали вечера-посиделки, на которых женщины пряли шерсть, вязали теплые носки и варежки для воинов, а в это же время кто-нибудь рассказывал о положении на фронте, читал статьи или рассказы о воинах-героях. Читались вслух также письма с фронта. Деревенские вдовы и солдатки совер­шили во время войны беспримерный подвиг, в горе не опускали руки и самоотверженно трудились на полях. Поддержка их морально­го духа, уверенности в победе было также делом работников сельских культурно-досуговых учреждений.