Смекни!
smekni.com

Досуговая и просветительная деятельность учреждений культуры (стр. 5 из 6)

В суровое военное время особое место в деятельности культурно-досуговых учреждений занимала художественная самодеятельность.

Военные условия требовали создания мобильных групп, 'фронтовых бригад, способных выступать в любых условиях фронта и тыла. Изменился репертуар: в нем преобладала политическая на­правленность, концертные номера и одноактные пьесы посвящались героической борьбе Красной Армии, трудовым подвигам в тылу, действиям партизан и подполья в тылу врага. Значительное место отводилось и лирической теме.

В концертах и тематических программах фронтовых бригад разоблачалась сущность фашизма, воспитывались патриотические чувства, звучал призыв к защите Родины, но в условиях удлиненно­го рабочего дня и изнурительного труда художественная самодеятельность являлась неизменным средством организации досуга миллионов людей.

Характерные процессы военного времени повлекли за собой сокращение коллективов художественной самодеятельности, кадров I профессиональных руководителей. В мирное время сформировались практически все жанры художественной самодеятельности – музы­кальный, театральный, хореографический и др. В военное время все; жанры были сконцентрированы в агитбригаде, концертной бригаде.

Первые в стране фронтовые бригады самодеятельных арти­стов Дворца культуры Московского автозавода (директор Л. А. Хайло) и Московского дома культуры им. Горького (директор В.В. Симбуховский) стали действовать уже в 1941 г. Особый интерес в их программах проявлялся к произведениям малых форм: скетчам, отдельным сценкам, стихам, песням, частушкам. Из классических произведений использовались главным образом те, в которых отра­жалось героическое прошлое русского народа.

В коллективах художественной самодеятельности до минимума сократилась учебная работа и увеличилось количество кон­цертных выступлений. В 1942 г. силами художественной самодея­тельности профсоюзов было проведено около 20 тыс. спектаклей и концертов и обслужено около 500 тыс. человек, а в 1944 г. - около 50 тыс. концертов и спектаклей и обслужено 12.487.968 человек .

Художественная самодеятельность сыграла не последнюю роль в укреплении морального духа воинов и работников тыла. Ра­дость и наслаждение доставляли людям выступления артистов-профессионалов, концертных бригад из Москвы, Ленинграда, Киева и других городов.

Фронтовые концертные бригады были сформированы арти­стами театров - Малого, Художественного и им. Е. Вахтангова; В. Пашенная, В. Рыжова, И. Москвин, А. Тарасова, В. Качалов, Л. Рус­ланова, К. Шульженко провели тысячи выступлений, в тылу и на фронте.

В партизанских отрядах также была своя художественная са­модеятельность; так, в соединениях белорусских партизан большой популярностью пользовались ансамбль песни и пляски партизан­ской бригады «Неуловимые» Витебской области, лидский агиттеатр Барановической области, агитбригада при штабе минского парти­занского соединения, агитотряд им. Горького Вилейской области.

Агитотряд им. Горького состоял из группы пропагандистов, ансамбля песни и пляски, боевого и хозяйственного взвода, имел свой штаб. Численный состав отряда насчитывал 70 чел. Он был са­мым крупным коллективом партизанской художественной самодея­тельности, провел 150 концертов, на которых побывало 80 тыс. че­ловек.

Искусство помогало патриотическому воспитанию народа, подъему его морального духа, учило стойко преодолевать трудно­сти.

В 1943-44 гг. был проведен Всероссийский смотр сельской художественной самодеятельности, в котором участвовало 500 тыс. человек. В репертуаре сельских коллективов были любимые народ­ные песни, частушки, песни «Катюша», «Вечер на рейде» В. Захаро­ва, «В лесу прифронтовом» Б. Мокроусова, «Землянка» К. Листова.

В 1945 г. был второй Всероссийский смотр сельской художе­ственной самодеятельности. Он закончился в начале мая 1945 г.; в нем участвовало около 900 тыс. человек. С успехом прошел смотр в областях, освобожденных от немецко-фашистских захватчиков: Брянской, Курской, Ленинградской, Новгородской, Псковской и др.

Нет сомнения, что художественная самодеятельность в годы войны сыграла весьма важную роль в организации досуга населения тыла и воинов фронта.

Значимость культурно-досуговой работы в годы Великой Оте­чественной войны можно проследить также на опыте ее проведения в Вооруженных Силах. Можно с уверенностью сказать, что деятель­ность армейских клубов, фронтовых бригад помогала сплачивать воинов, поддерживать у них бодрость духа, способствовала более быстрому восстановлению моральных и физических сил солдат и офицеров.

Еще до войны в армии сложилась сеть культурно-досуговых учреждений. В высшем звене имелись: Центральный Дом Красной Армии, театр Красной Армии, студия им. Грекова, Красноармейский ансамбль песни и пляски им. Александрова; в среднем звене – окружные, флотские, армейские дома Краской Армии; в низшем звене - клубы соединений, частей, кораблей 1-го и 2-го рангов во­енно-морских баз.

В начале Отечественной войны на фронте были созданы фронтовые и армейские дома Красной Армии, которые находились при политуправлениях фронтов и политотделов армий. При политотделах дивизий имелись дивизионные клубы, в частях отдельных родов войск - клубы частей, полков. В зимнее время оборудовались клубы-землянки, полевые агитземлянки. Руководили воинскими клубами, как правило, политработники, а иногда и командиры час­тей. Для работы во фронтовых и армейских учреждениях культуры направлялись призванные в армию учителя школ, преподаватели ву­зов и ученые-обществоведы. На Волховском фронте служили пол­ковник Чагин - профессор, доктор философских наук, капитан Базанов - кандидат, исторических наук, поэт Всеволод Рождествен­ский и др.

При Главном политуправлении для обслуживания фронтов был создан специальный агитпоезд; такие поезда были организова­ны и на отдельных фронтах. Агитмашины были включены в штаты фронтовых и армейских ДКА, во главе каждой агитмашины нахо­дился лектор. Машина была специально оборудована: имелась ки­ноустановка, радиоприемник, библиотечка художественной, воен­ной литературы, музыкальные инструменты, средства наглядной агитации. Часто при агитмашине был коллектив художественной самодеятельности, иногда в очередную поездку направлялась на фронт фронтовая бригада артистов-профессионалов.

В перерывах между боями, на привалах, в госпиталях прово­дились мероприятия культурно-досугового характера. Так, напри­мер, после освобождения от фашистов г. Солнечногорска туда приехала агитмашина № 3, которую возглавлял Г. Баделин. На ули­цах еще слышалась стрельба, а коллектив агитмашины во главе с ба­тальонным комиссаром П. Рожковым разместился в двух километ­рах от переднего края и в течение нескольких часов непрерывно вы­ступал перед выходившими из боя подразделениями 44 кавалерий­ской дивизии.

Фронтовые армейские ансамбли песни и пляски наряду с кон­цертными выступлениями оказывали методическую помощь армей­ской художественной самодеятельности. Они проводили семинары запевал, гармонистов, помогали в организации вечеров художест­венной самодеятельности.

В задачи культурно-дрсуговых учреждений фронта входила пропаганда задач Советских Вооруженных Сил в войне, популяри­зация опыта войны, воинских уставов и наставлений, боевых тради­ций армии, авиации и флота; пропаганда русской культуры и рус­ского военного искусства; организация досуга личного состава.

Распространенными формами работы культурно-досуговых учреждений на фронте было проведение бесед на различные темы с использованием наглядных средств - плакатов, листовок, портретов героев, фотовыставок, а также радио и громкоговорящих установок. По радио передавались сводки Совинформбюро, песни, концерты, грамзаписи.

В блиндажах, прямо на боевых позициях, в госпиталях книго­ноши или библиотекари проводили читки газет и художественной литературы. Воины слушали и сами читали статьи И. Эренбурга. Б. Гроссмана, К. Симонова.

Огромным средством эмоционального воздействия было ки­но; за время войны на фронте состоялось свыше 6 млн. киносеансов. Успехом у фронтовиков пользовались кинофильмы, ставшие уже классикой: «Они защищали Родину», «Зоя», «Радуга», «Чапаев», «Мы из Кронштадта», «Народные мстители», «Валерий Чкалов». Перед киносеансом, как правило, проводились беседы.

На оккупированной территории гитлеровцы варварски унич­тожили и разграбили 427 музеев, 44 тыс. зданий театров, клубов и других культурно-досуговых учреждений. Огромный ущерб нанесла война библиотекам и их книжным фондам. Только в массовых биб­лиотеках СССР было расхищено и уничтожено 100 млн. книг.

Как известно, сеть учреждений культуры пострадала в годы войны очень сильно: клубы, библиотеки, музеи, особенно на окку­пированных территориях, были разграблены, использовались в вар­варских целях.

После войны следовало не только восстановить существую­щие ранее учреждения культуры, но и открыть новые, особенно в районах, которые наиболее пострадали.

Таб. 1 Сеть учреждений культуры в 1941 и 1946 гг.

Учреждения культуры 1 941 г. / кол-во 1946 г. /кс
Дома, дворцы культуры, клубы 1.18.032 9.437
Массовые библиотеки 95.401 47.440
Фонды книг 185 млн. экз. 100 млн. экз
Музеи 991 787
Киноустановки 28.000 14.479

В ноябре 1944 г. СНК РСФСР принял постановление «О мерах по улучшению работы изб-читален, сельских клубов и районных домов культуры». Предусматривались меры по восстановлению закрывшихся в годы войны учреждений культуры. Ставилась задача иметь в каждом сельском Совете сельский клуб, в каждом районном центре - дом культуры.