Смекни!
smekni.com

Организационно экономическая деятельность учреждений культуры и ис (стр. 6 из 11)

Первую группу составят организации государственной (федеральной, субъектов Федерации, муниципальной) и ведомственной собственности, к которым относятся библиотеки, клубные учреждения, музеи, театрально-зрелищные предприятия, цирки, объекты культурно наследия (памятники архитектуры, архивы и т.д.), также средства массовой информации, проводящие политику государства.

Вторую группу образуют организации и виды культурной деятельности, которые отражают идеологию определенных групп, партий, религиозных и иных объединений граждан, ассоциаций и т.п., а также являются их собственностью.

В третью группу войдут организации культуры и виды культурной деятельности – коммерчески привлекательные. Они составят частную, а иногда и смешанную формы собственности. В зависимости от конкретной ситуации к ним будут относиться центры досуга, галереи, издательская деятельность, книгопечатание, средства массовой информации, аудиовизуальная сфера и некоторые другие.

Впрочем, такая классификация не является универсальной. Соотношение форм собственности в сфере культуры разных стран характеризуется преимущественно частными видами (США, Англия), взвешенной структурой собственности в Европе и преобладанием государственной собственности в странах, тяготеющих к нерыночным формам хозяйствования.

Дореволюционная Россия была примером сочетания разнообразных по формам собственности организаций культуры. К некоммерческим учреждениям культуры относились государственные (казенные), в том числе императорские театры, городские и земские культурные учреждения. Источниками их финансирования являлись бюджетные средства, поступления от населения и пожертвования. Другую группу составляли частные учреждения культуры, финансируемые за счет сборов, пожертвований, средств учредителей, паевых взносов и т.д. К ним относились частные театры, цирки, антрепризы, кинофабрики и кинотеатры, товарищества актеров, существовавшие либо на паевых, либо артельных взносах, а также общества, организующие культурные мероприятия на коммерческой основе.

Главными направлениями формирования отношений собственности в сфере культуры и искусства в современной России являются:

· приватизация государственной собственности;

· создание новых предприятий, в том числе путем выделения либо путем слияния нескольких существующих организаций;

· образование организаций культуры, видов культурной деятельности в рамках других юридических лиц (коммерческие предприятия, общественные образования).

Приватизация государственной собственности как основной способ возникновения частной собственности в современной России сферы культуры и искусства коснулась незначительно; приватизация как способ повышения разнообразия культурного обслуживания, обогащения культуры за счет привлечения творчески одаренных граждан, интеллектуальных, а также материальных ресурсов не получила в этой сфере широкого распространения из-за ряда обстоятельств:

· во-первых, это связано с действующими в стране ограничениями в отношении приватизации объектов культуры (памятников, объектов культурного наследия и национальных объектов культуры)

· во-вторых, более поздним законодательным оформлением возможности приватизации объектов культуры и искусства, которое было осуществлено лишь в 1994-1995 годах. Исключением было только Положение о приватизации объектов социально-культурного назначения, принадлежащих приватизируемым промышленным предприятиям. Но так как этим Положением были предусмотрены возможность отказа приватизируемых предприятий от объектов социально-культурного назначения и их передача органам государственной власти, то большинство предприятий, не обременяя себя расходами на содержание указанных объектов, передало их в собственность муниципалитетов либо образовало совместную с ними собственность.

Приватизация государственных организаций культуры и искусства регулировалась первоначально «Основами законодательства Российской Федерации о культуре», которые предполагали следующие условия и ограничения:

· не подлежат приватизации особо ценные объекты культурного наследия, культурные ценности, хранящиеся в фондах государственных и муниципальных архивов и библиотек, картинных галерей, в ассортиментных кабинетах предприятий художественной промышленности и традиционных народных промыслов, включая помещения и здания;

· приватизация других объектов культуры допускалась при условии сохранения культурной деятельности в качестве ее основного вида, сохранение профильных услуг, организации обслуживания льготных категорий населения, обеспечения сложившегося числа рабочих мест и социальных гарантий работников. При этом предполагалось осуществить передачу объектов культуры как в коммерческое (частным предприятиям), так и некоммерческое (общественным организациям) использование.

Именно последние объекты и были приватизированы частным капиталом. Среди таких организаций и видов собственности находятся издательская деятельность, печатные и электронные средства массовой информации, радиовещание, культурно - досуговые центры, галереи и некоторые другие. Некоммерческие формы приватизации общественными организациями не получили заметного распространения в силу недостаточности финансовых возможностей последних, а также неразвитости в России системы общественной поддержки (меценатства, благотворительности, пожертвований), необходимой для существования самих общественных организаций.

Приватизация объектов кинематографии, разрешенная Федеральным законом от 1995 года «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» и Постановлением правительства России «О мерах по сохранению и развитию проката отечественных фильмов», теоретически может происходить по традиционным схемам с рядом ограничений, касающихся организаций, специализирующихся на показе фильмов для детей, организаций кинематографии, осуществляющих показ фильмов и являющихся единственной организацией в данном населенном пункте и некоторых других. Предусматривается также, что организации кинематографии федеральной собственности могут быть приватизированы по решению правительства путем преобразования их в акционерные общества закрытого или открытого типа при закреплении в федеральной собственности на четыре года 25,5% обыкновенных акций.

Однако приватизация рассматриваемых объектов культуры не получила заметного развития из-за низкой коммерческой привлекательности большинства культурно-просветительных учреждений, организаций исполнительного искусства (театров, концертных организаций, цирков), кинематографии, рискованного характера бизнеса в этих сферах, а также отрицательного отношения творческих работников и руководителей органов культуры, полагающих, что приватизация данных объектов приведет к использованию государственного имущества не для целей развития культуры, а к ухудшению материального положения работников культуры и потере рабочих мест. Поэтому в настоящее время большая часть организаций культуры находится в государственной (федеральной и муниципальной) собственности, а также в собственности ведомств и государственных предприятий.


Структура государственных учреждений по формам собственности

в 1997 году в % к итогу

Учреждения культуры

В том числе, из них
министерства культуры РФ федеральных муниципальных ведомственных
Театры 96,4 12,3 87,7 4,6
Концертные организации и самостоятельные коллективы

98,4

11,4

88,6

1,6

Цирки 5,8 100 - 94,2
Парки культуры и отдыха 100 - 100 -
Музеи - 12,5 87,5 -
Библиотеки 94 7,2 92,8 6
Клубы 93,7 - 100 6,3

Подавляющая часть учреждений культуры и искусства находится в собственности субъектов федерации и муниципалитетов, что соответствует характеру удовлетворяемых ими потребностей населения конкретных населенных пунктов, и может более полно учесть и реализовать эти потребности. Между тем проблемы деления государственной собственности на федеральную и региональную имеют значение не только с точки зрения формирования источников финансирования, что является предметом дискуссий при формировании федерального и регионального бюджетов, но и для организации эффективного управления учреждениями культуры. Тенденция увеличения сети учреждений регионального подчинения наблюдается в большинстве европейских стран.

Некоторая часть учреждений культуры, так же как и в России, находится в этих странах в ведении отдельных ведомств (военные ведомства, министерства образования и т.д.).

Создание новых организаций культуры в последние годы характерно в большей степени для частной собственности и в гораздо меньшей - для государственных органов и общественных организаций.

Негосударственные организации культуры создаются как в коммерческом, так и некоммерческом секторах экономики. Среди них наиболее многочисленными являются культурно-досуговые центры для молодежи, концертно-развлекательные организации, антрепризы, галереи, издательства, средства массовой информации, производства изделий народного промысла, предприятия аудиовизуальной сферы, включая телевидение, радиовещание, кинематографию, производство аудиовизуальной продукции, а также ее материальных носителей (кассет) и технических средств воспроизведения (видеомагнитофонов, телевизоров, компакт-дисков и т.д.).

Подавляющая доля частных предприятий сосредоточена в сфере инфраструктуры рынка культурных ценностей, ремонта и обслуживания оборудования, а также консалтинговой, менеджерской, продюсерской, аудиторской и других сферах деятельности.