Тюменский государственный институт искусств и культуры
Кафедра социально-культурной деятельности
Организационно-экономическая деятельность учреждений культуры и искусства
Специальность 053100 «Социально-культурная деятельность»
Исполнитель: Косогор О.Г.
студентка Vкурса отделения заочного обучения специализации «Менеджер СКД»
Научный руководитель: Жуков И.В.
доцент кафедры СКД,
Заслуженный работник культуры России
Тюмень
2004
Оглавление.
Введение ___________________________________________________ | 3 |
Глава 1. Типология способов хозяйствования в учреждениях культуры и искусства | |
§ 1.1. Система финансирования в сфере культуры и искусства ______ | 7 |
§ 1.2. Отношение собственности в сфере культуры и искусства _____ | 25 |
Глава 2. Система хозяйственной деятельности и финансирования учреждений культуры | |
§ 2.1. Структура хозяйствующих субъектов в сфере культуры и искусства г.Тюмени ___________________________________ | 41 |
§ 2.2. Система финансирования учреждений культуры и искусства г.Тюмени ____________________________________________ | 45 |
Заключение __________________________________________________ | 56 |
Библиография ________________________________________________ | 59 |
Приложения _________________________________________________ | 62 |
Введение.
В современных условиях учреждения культуры всё более зависят от экономических аспектов. Это продиктовано Рыночными условиями, в которых она поставлена на ближайшую перспективу. Сегодня вряд ли уместно рассчитывать получение недостающих на первоочередные нужды развития культуры финансовых вливаний. Всё более настойчиво в практической деятельности утверждается мысль, что нужны новые экономические формы функционирования учреждений и организаций культуры, в том числе переход на хозрасчёт, на самоокупаемость.
С одной стороны, это подрывает административно-командную систему в сфере культуры, развивает предприимчивость и инициативу в интересах потребителей культурных благ.
С другой стороны, создаются условия для преодоления нищенского. Уравнительного уровня оплаты труда творческих работников.
Многие годы общество не могло обеспечить достойные условия функционирования учреждений культуры и их работникам, особенно в сельской местности.
По существу административно- командная система посадила потребителей культурных благ на нищенский паёк, решая за них, что им надо и что им «во вред». По данным ЮНЕСКО наша страна занимала 28-е место в мире по культурно-образовательному уровню населения.
Вместе с этим, культура не может быть переведена полностью на хозрасчёт, самоокупаемость и самофинансирование. Здесь дело не только в экономической стороне вопроса.
Во-первых, есть социальные гарантии каждого человека на общедоступность культурных благ в пределах их нормативной величины, объём которой должен постоянно возрастать. Эти положения закреплены Основным законом – Конституцией Российской Федерации. Перевод на полный хозрасчёт всех учреждений культуры лишит возможности пользоваться благами культуры значительной части малоимущих слоёв населения. Поэтому исключительное значение в новой модели хозяйствования должна иметь система социальных гарантий. Рыночная Экономика может быть приемлемой только в органической связи с глубоко продуманной и сильной политикой государства, направленной на поддержание и укрепление социальной должности граждан, включая создание равных возможностей для их духовного развития.
Во-вторых, хозрасчётные отношения приведут к определённым духовным победам общества в долговременной перспективе.
Конечно, это не означает, что в сфере культуры не должно быть поиска новых форм экономической жизнедеятельности организации и учреждений, включающий элементы хозрасчёта, развитие платных услуг, арендных отношений, индивидуальных форм, основанных на личной собственности, Включая собственность на продукты интеллектуального, творческого труда.
Таким образом, необходимо произвести изменения функциональных и организационных характеристик с учётом расширения их досуговых возможностей.
Нуждается в реструктуризации сеть учреждений культуры при непременном образовании новых, нетрадиционных типов.
Необходим переход от административных методов управления преимущественно к экономическим, перераспределив при этом права в пользу производственного звена учреждений культуры.
Ориентируясь на концепцию государственной культурной политики и реальные финансовые возможности, автором сделан соответствующий выбор темы дипломной работы.
Цель исследования состоит в определении финансовых возможностей для реализаций функций учреждений культуры и искусства.
Исходя из этого определены основные задачи исследования:
- Изучение нормативно-правовой базы учреждений культуры;
- Анализ источников финансирования, сложившихся в практике деятельности клубных учреждений;
- Определение приоритетных направлений в формировании единого фонда финансовых средств.
Объектом исследования – является финансово-хозяйственная деятельность учреждений культуры и искусства. Предметом – источники финансовых средств.
Методы исследования:
- Поиск и анализ нормативно-правовых актов в свете Гражданского Кодекса РФ;
- Структурный анализ финансовых источников деятельности учреждений культуры и искусства;
- Экспертные оценки финансово-хозяйственной деятельности учреждений культуры и искусства.
Основные понятия, используемые в дипломной работе.
Культурно-досуговые учреждения – общедоступные учреждения, организующие отдых и духовное развитие всех слоёв населения в сфере свободного времени, основанные на инициативе и доступности.
Коммерческая деятельность – деятельность, целью которой является получение прибыли и не противоречащее законодательству РФ.
Меценатство – альтруистическая безвозмездная поддержка, как правило, продолжительная деятельность, связанная с систематической поддержкой определённой творческой личности, творческого коллектива.
Нормативно – правовой акт – разновидность правовых актов, оформляющих установление или отмену правовых норм, то есть правил поведения, рассчитанных на многократное применение.
Сфера культуры – самостоятельная отрасль национальной экономики, которая подразделяется на отдельные подотрасли, по характеру выполняемых функций.
Спонсорство – вид финансовой поддержки культурных нужд, рассчитанные на получение косвенного эффекта от сделанных вложений.
Творческо – производственная деятельность – деятельность по созданию новых материальных и духовных ценностей.
Финансирование – процесс передачи денежных средств от одного хозяйственного объекта к другому.
Хозрасчёт – компонент системы хозяйствования, основанный на относительной экономической и управленческой самостоятельности хозяйствующего субъекта или его структурного подразделения, которое выражается в самоокупаемости, самофинансировании и самоуправлении.
Хозяйственный механизм – совокупность форм и методов организации.
Целевая программа – документ, описывающий порядок действий для решения каких-либо отдельных комплексных отраслевых, территориальных, экономических, социальных, наиболее крупных проблем.
Экономическая эффективность – соотношение между получаемым результатом творческо-производственной деятельности (услуги, прибыли) и затратами труда и средств.
Экономические методы управления – управление путём создания таких условий и нормативов, выполнение и невыполнение которых приносит соответственно либо выгоду, либо штрафные санкции, наказание.
Экспертная оценка – особый вид количественных и качественных характеристик отдельных сторон социально-экономических явлений или процессов, высказанных экспертами (учёными и специалистами – практиками).
Юридическое лицо – учреждение, предприятие или организация, выступающая при исполнении возложенных на них функций, в частности, при заключении имущественных сделок, от своего имени в качестве самостоятельного субъекта гражданских прав и обязанностей.
Глава 1. Типология способов хозяйствования в учреждениях
культуры и искусства.
1.1. Система финансирования в сфере культуры и искусства.
Условия хозяйствования и соответствующие им организационно-экономические формы в сфере культуры и искусства находятся под воздействием ряда противоречивых факторов. Конкретные организационно-экономические и организационно-правовые формы субъектов хозяйствования зависят, прежде всего, от целей и задач, которые ставят перед ними с одной стороны учредители, с другой – организаторы и создатели культурных ценностей, а также внутренних закономерностей развития культурной деятельности и применяемых технологий. Необходимо определить совместимость этих целей, задач и технологий с системой экономических отношений, наличие всего объема экономических и интеллектуальных ресурсов и системой правовых норм, регулирующих условия и формы хозяйствования (их форм, типов, образцов).
Развитие организации как таковой и организации культуры и искусства в данном случае детерминировано двумя крупными группами факторов – внешней и внутренней средой.
Первая группа факторов не зависит от организации, которая не может на них повлиять, изменить их действия, а может лишь приспособиться к ним. Вторая группа факторов определяется творческой и экономической тенденциями развития самой организации. Следовательно, вся совокупность социально-экономических условий составляет внешнюю среду, в которой функционирует организация культуры, а все творческие, технические, экономические, финансовые условия реализации ее культурных проектов – внутреннюю среду.