Смекни!
smekni.com

Культура нового времени 3 (стр. 3 из 3)

Параллельно рококо развивается новый стиль – революционный классицизм, который стал отражением политической борьбы, культа античности и идеалами Просвещения. Ж.Л.Давид (1748 – 1825) – первый мастер предреволюционной французской живописи. В его творчестве находят отражение жизнь, идеологическая направленность третьего сословия.

Так же в 18 веке начал складываться особый стиль – сентиментализм, который выражался как протест сухости и строгости классицизма. В этом он схож со стилем рококо. Большое внимание уделялось переживаниям и чувствам человека, например, в творчестве французского художника Ж.-Ж.Руссо, англичанина Т.Гейнсборо, в литературе Д.Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» и «Путешествие Гулливера», Дж.Свифт рисует типаж английского буржуа.

В 19 веке искусство характеризуется разноплановостью, появляется множество стилистических направлений, порой противоречащих друг другу.

В период правления императора Наполеона I, опять же, во французской архитектуре и декоративно- прикладном искусстве сложился стиль ампир (от французского empire – империя) – подстиль позднего классицизма, преисполненный пафоса, торжественности, богатства убранства, элементы античности. Все показывало величие и могущество державы, созданной императором Бонапартом.

Романтизм – стиль, образовавшийся в ответ бунтарским настроениям, связанным с буржуазной революцией, национально- освободительским движением во Франции. Наиболее проявлялся в живописи, графике, музыке, литературе, меньше – в архитектуре. Чертой романтизма были свобода самовыражения, построения идеального представления мира, и его недостижимости, а также уход от реальности, уход в себя. Особое внимание уделяется естественности человека, индивидуальным чертам, искренности, вдохновение и эмоциональная выраженность. Отвергались практицизм и рационализм Просвещения. Произведения Тернера, Жерико и Делакруа основывались на динамичности, объеме фигур, светотени, насыщенном колорите.

В 40-е годы 19 века в культуре утверждается критический реализм. Этот стиль соединяет в себе лучшие черты предшествующих стилей. В нем выражается разочарование в итогах революции и буржуазной действительности. Его цель – решение не глобальных проблем, а типичных жизненных отдельных ситуаций, сложившихся в социуме. Представители во Франции – Бальзак, Флобер, Мопассан; В Англии – Гарди, Стендаль, Диккенс; в России – И.С.Тургенев, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой. В изобразительном искусстве – Т.Руссо, О.Делье.

Господствующим стилем в Западной Европе в конце 50-ых годов становится декаданс (французское – упадок). Искусство обращается в сторону пессимизма, безнадежности. Выражается в подавлении грубой реальностью, критических явлений.

Подвид декаданса натурализм стиль, тоскующий по идеалу. Время фатализма и пессимизма.

Импрессионизм (французское – впечатление) – стиль, в котором видны наблюдения за реальностью. Участниками этого уникального процесса были Ренуар, Дега, Сезанн, Моне. Это воплощение демократических мотивов, живой достоверности изображений, пытались уловить «впечатление от того, что глаз увидит в конкретный момент».

Постимпрессионизм (от латинского post – после и импрессионизм) - условное собирательное обозначение осовных направлений французской живописи конца 19 – начала 20 веков. Мастера импрессионизма пытаются найти новые избирательные средства. Нашли отражение символизм, мистицизм, субъективизм в отображении действительности.

Изображение экзотических стран, собственного внутреннего мира из-за невозможности и неспособности художественными средствами отобразить социальные конфликты и проблемы. (П.Сезанн, Ван Гог, П.Гоген, Тулуз-Лотрен).

Эти же черты проявились в символизме (от греческого symbolon, от французского symbolisme – знак, опознавательная примета). Это эстетическое, идейное течение, сложившееся во Франции в конце 19 века.

Многослойное представление символа, мифологические, религиозные, философско-эстетическое представления о сверхреальности, непостижимые в своем существе. Опирались на идеи Канта, Шопенгауэра, Ницше.

Символизм во Франции проявился в живописи Т.Моро, О.Роден, М.Дени, в музыке Дебюсси, Равель, театре, но больше всего в лирике.

Эстетизм – европейское течение в изобразительном и декоративном искусстве, литературе, интерьерном дизайне. Выражается в преобладании эстетического над этическими ценностями, социальными проблемами. Главный лозунг «Искусство ради искусства». Эстетизм берет истоки из европейского декаданса и романтизма и предвосхищает модернизм.

Таким образом, в ходе истории прослеживается изменение искусственной направленности, по ней можно судить и делать выводы как шла переоценка ценностей человека.

9) Приведите примеры:

-научных открытий культуры Нового времени.

Польский астроном Николай Коперник (1473- 1543) – автор гелиоцентрической теории строения мира. Он создал работу «Об обращениях небесных сфер», в которой Коперник исключает Землю из центра Вселенной. Он доказал, что центром Вселенной является Солнце и все планеты системы движутся вокруг него.

Иоганн Кеплер (1571-1630) значительно подправил теорию Коперника, впервые введя понятие не круговых, а эллиптических орбит.

Собственный метод мыслителя Нового времени - Фрэнсис Бэкон (1561-1626) опирается на его концепцию новой индукции, которая выступает средством, в частности, для познания формы. Познание форм образует, собственно, предмет метафизики, тогда как исследование движущей и материальной причины, так же как скрытого процесса и скрытой структуры, образует предмет физики.

Эйнштейн разработал теорию относительности.

А.Беккерель, П.Кюри, М.Склодовская-Кюри изучили явление радиоактивности и вывели закон сохранения энергии.

Дж.Дальтон раскрыл сложную структуру атома.

Э.Резерфорд вывел планетарные теории атома после обнаружения Дж.Томпсоном первой элементарной частицы электрона.

Д.И.Менделеев установил зависимость между атомными весами элементов. И систематизировал их в периодическом законе химических элементов.

Г.Мендель создал теорию генетической наследственности.

Т.Шван – теорию клеточного строения всех организмов.

Ученый-натуралист Ч.Дарвин написал книги «Происхождение видов», «Происхождение человека», которые опровергали христианские учения о происхождении мира и человека.

У.Гарвей открыл секрет кровообращения и роль сердца.

Немецкий микробиолог Р.Кох и его ученики открыли возбудителей туберкулеза, брюшного тифа, дифтерита и других болезней, и нашли против них лекарства.

Французский бактериолог Л.Паскаль разработал метод вакцинации против бешенства и других заболеваний, а также механизм стерилизации и пастеризации различных продуктов. Заложил учение об иммунитете.

Врачи того времени начали использовать аспирин и пирамидон.

Были открыты рентгеновские лучи, изобретен стетоскоп, что облегчило врачевание и диагностику.

Открывались школы, изучающие гуманитарные науки. Появилось множество философских течений – прагматизм, позитивизм, интуитивизм, неокантианство и другие.

- технических достижений культуры Нового времени.

Левенгук изобрел микроскоп, который позволил изучать строение живых организмов вплоть до мельчайших частиц.

Дж. Уатт изобрел паровой двигатель в 1784 году. А в 1803 появился первый автомобиль, пробный, с паровым двигателем. Далее паровой двигатель использовался во множестве других механизмов: пароход, подъемные механизмы, плуг, каток.

Прокладываются железные дороги с изобретением паровозов.

Выпускаются механические прялки.

В 1903 году запущен первый самолет.

Вслед за изобретением электричества появляется электрический телеграф, телефон, фонограф, радиоприемники.

Развивается кинематограф и фотография.

Технические открытия, сделанные в период Нового времени, можно перечислять бесконечно. Их так много и они так важны, что дали толчок к развитию многих отраслей промышленности, сельского хозяйства, торговли, улучшили условия проживания людей. Человечество и по сей день благодарно за труд ученым, умельцам.

10) Каковы главные характеристики культуры Нового времени? Как вы оцениваете данную эпоху? На какие мысли вас натолкнуло выполнение данной контрольной работы?

В эпоху Нового времени утвердилось представление о законе как исходной управляющей и контролирующей силе в обществе и природе. Признать, упорядочить и объяснить законы природы призвана наука. Наука - общественный институт, развивающий и формирующий представления, знания о мире в целом. Эпоха Нового времени характеризуется освобождением искусства от религиозного давления. Искусство стало независимым и самостоятельным, а также стало средством воспитания в людях моральных норм. В эпоху Нового времени формируется система образования и воспитания, государственное управление, а также вырабатывается представление о человеке как о самостоятельном деятеле, свобода которого ограничена лишь моралью и законом. Конечно, приходя к этому, не обходилось без жертв, например, науке, религии. И то состояние, которое наблюдается в эпоху Нового времени нельзя назвать идеальным, но все же движение, развитие сделано немалое.

Новое время – великое время выдающихся достижений в областях науки. Это время прогресса человечества. На мой взгляд, все события и явления и их итоги имеют несравнимое значение в истории культуры. И, исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что человечество в Новое время сделало большой рывок к успеху, процветанию, вышло на свет и стало реально смотреть и оценивать мир и свои возможности.

Список литературы:

1. Быстрова, А. Н. Мир культуры. (Основы культурологи): учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. М.; Новосибирск, 2002.

2. Горелов, А. А. Культурология: учеб. пособие. М., 2002.

3. Демин, Л. М. Взаимодействие культур и проблема взаимных культурных влияний: учеб. пособие. М., 1999.

4. Культурология. История мировой культуры: учеб. для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1998.

5. Культурология. Теория и история культуры: учеб. пособие. М., 1998.

6. Культурология: учеб. пособие для студентов вузов. Изд. 7-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.