Министерство культуры российской федерации
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего
Профессионального обучения
«челябинская государственная академия культуры и искусств»
Институт заочного обучения
Реферат
По курсу «История народной художественной культуры»
Народная песня: жанровая разновидность.
(тема)
Выполнил студент:
202/Ср-08гр.,2курса
Ф.И.О.Зольникова Татьяна Александровна
Проверил:Галина Михайловна Казакова.
(ФИО преподавателя, который вел дисциплину)
Челябинск, 2010 г.
ВВЕДЕНИЕ
Жанровый состав обрядового фольклора.
I.Жанровый состав:
На протяжении XVIII-XIX вв. учеными собран огромный материал по обрядам и обрядовой поэзии. Составлении крупные фольклорные и этнографические собрания, среди них- многотомные сборники И. Снегирева, И. Сахарова, А. Терещенко, П. Ефименко, П. Киреевского, П. Шейна и др. Ценные описания обрядов и записи обрядовой поэзии опубликованы в периодике, особенно в таких журналах, как «Этнографическое обозрение», «Живая старина», в трудах Русского географического общества.
В советское время также появились в печати интересные по календарной и, особенно свадебной поэзии.
Начиная с первой половины XIX в. Ведется изучение собранного материала. Обрядовую поэзию исследовали такие выдающиеся филологи, как А. Веселовский, Вс. Миллер, А. Потебня, Н. Сумцов и др. Однако в ее изучение в дореволюционное время не было таких ярких результатов, как в собирании и публикации. Это объясняется тем, что обряды и обрядовая поэзия находились на периферии научных интересов ученых, занимавшихся преимущественно эпосом и сказкой.
В советскую эпоху появились основополагающие работы по календарным обрядам В.И. Чичерова, В.Я. Проппа и В.К. Соколовой. Серьезное начало исследованию обрядовой поэзии как искусства слова положено книгой Н.П. Колпаковой [14]. Определение песни с точки зрения ее назначения в крестьянском быту позволило исследователю вполне объективно увидеть в ранее мало дифференцированном материале заклинательные, величальные, игровые и лирические песни. В монографии «Русская народная бытовая песня» проанализирована поэтика песен, что открыло перед фольклористами новые перспективы изучения обрядовой поэзии.
Календарная и свадебная поэзия [2], которая, как теперь очевидно, предугадала поиски решения некоторых проблем анализа обрядовой поэзии учеными, обратившимися позднее к изучению обрядового и, особенно, свадебного фольклора.
1
И все же фольклористам предстоит еще многое сделать в области изучения обрядовой поэзии, хотя в 60-70 годы фольклористы более строго. Чем раньше. Определяют его жанровый состав.
II. Обрядовый фольклор:
Обрядовый фольклор – сложное многожанровое явление. Исследователи делят его на календарный и свадебный; в календарном фольклоре выделяют колядки, масляничные песни, веснянки, троицко – семицкие, купальские и жнивные песни; к обрядовому фольклору относятся заговоры. Причитания, свадебные песни, приговоры дружки. Сложившееся представление о жанровом составе обрядовой поэзии сформировалось в процессе ее историко этнографического анализа. Произведение фольклора, исполнявшиеся в определенном этнографическом комплексе, рассматривались как единый жанр. Так были выделены в обрядовом фольклоре колядки. Веснянки, свадебные. Хороводные песни и т.д. Однако уже на рубеже XIX-XX вв. некоторые фольклористы справедливо указывали, например на то. Что не все произведения обрядовой поэзии обязательно соотносимы с каким- нибудь одним этнографическим комплексом. Свадебные песни могли исполняться во время новогодних игрищ, в свадебном обряде исполнялись хороводные песни и т.д.
Исследование же. Предпринятое советским фольклористом Н.П. Колпаковой, показало, что между колядками, например, и веснянками много общего. Более того, обнаружилось сходство между произведениями календарного и свадебного фольклора, между хороводами и игровыми песнями. Так сложилось новое представление о жанровом составе обрядовой поэзии, когда под жанром стали понимать «исторически сложившийся тип художественной формы, обусловленной определенной общественной функцией данного вида искусства и соответствующим характером содержания»[14, 25].
Любой жанр имеет свои особенности как в поэтическом содержании, так и в художественной форме. В обрядовом фольклоре своеобразие жанра объясняется еще его обрядовым назначением, и, в зависимости от этого, - формой исполнения.
И так, обрядовый фольклор представляет собой многожанровое образование.
2
Термином «Обрядовые песни» нельзя определить весь материал обрядовой поэзии.
Сами обрядовые песни неоднородны по жанровому составу. В них основываясь на функции произведений, можно выделить шесть жанров:
* ритуальные
* заклинательные
* величальные
* корильные
* игровые
* лирические
Первые пять песенных жанров относятся к собственно обрядовой поэзии, лирические песни составляют жанр обрядовой лирики. Приговоры являются стихотворным жанром, песни и причитания – стихотворно – музыкальными. Причитания, приговоры, игровые песни в то же время – драматургические произведения
3
Игровые песни.
Глава 1.
В обрядовом фольклоре есть целая группа, песен, тексты которых на первый взгляд непонятны читателю. Примером может быть неоднократно записывающаяся песня о груше:
- Уж ты груша. Груша зеленая!
Расти, груша, эдака, вот эдака, вот какая! [121, №4]
Какой должна все-таки вырасти груша, судя по песни, определить нельзя. Но стоит только рассмотреть песню в контексте исполнения, ее смысл сразу же прояснится. Участники хоровода при ее пении поднимали руки, что означало, в согласии с текстом. Какой должна вырасти груша, а именно высокой. Примечательно объяснение к варианту этой песни, опубликованному В. Магнитским. Собиратель писал: песня «поется до трех раз, причем каждый раз высота груши показывается все выше и выше» [103, 103].
При анализе