Смекни!
smekni.com

Народная сказка , как средство развития художественных способностей детей дошкольного возраста (стр. 5 из 12)

В своей книге "Изобразительная деятельность ребенка как формы усвоения социального опыта" В.С.Мухина природу детского рисования объясняет в точки зрения сложившейся в советской детской психологии теории марксистского положения о социальном наследовании психологических свойств и способностей; о присвоении индивидам материальной и духовной культуры, созданной человеком.

Л.С.Выготский подчеркивает особенность графической формы детских изображений, свидетельствующих, по его мнению, о том, что ребенок рисует то, что видит, а то, что знает, не считаясь с действительным видом предметов.

Таким образом, анализ содержания детских рисунков дает основание, что, индивидуальные ориентации ребенка обусловлены различными психологическими и педагогическими воздействиями и его личным опытом; ребенок выделяет наиболее значимое для себя и делает это предметом содержания рисунка.

Рисунок как определенный продукт детского творчества оценивается в педагогической литературе различно. Одних привлекает, прежде всего, непосредственность, своеобразная выразительность, иногда даже неожиданность образов, оригинальность композиционных построений, ярко выраженная декоративность. Другие рассматривали его с точки зрения правдивости, способности к наблюдению, точности изображения, наличия определенных умений и навыков.

В образах, которые создаются детьми, персонажи, сюжеты сказок предстают во всей конкретной многогранности, во всех своих богатствах, По детским рисункам мы видим, как плачет обиженный зайчик, как хитрая лиса обманывает колобка и т.д.

Н.А.Ветлугина отмечает, что каждый ребенок обладает своим особым запахом впечатлений и наблюдений. Индивидуальные особенности жизненного опыта сказываются всегда на восприятии сюжетов. Это обстоятельство является источником неповторимости, оригинальности, своеобразия создаваемых образов.

Интересно, что, создавая образ целого сюжета, стремясь к полноте [ правдоподобного изображения, ребенок выбирает, однако самые I характерные его признаки и особенности. Ребенок отходит уже от абсолютно точного воспроизведения сюжета, и, стремясь выразить сущность явления, передает в своих рисунках выразительный образ.

Детское творчество самым непосредственным образом связано с особенностями восприятия сказки.

Вот почему одним из важнейших условий развития детской изобразительной деятельности является формирование художественного образного видения.

Воспитание образного видения сюжетов сказки стоит в центре внимания при формировании композиционного построения рисунка.

Ребенок не просто воспроизводит то, что видит, но по-своему истолковывает и домысливает свой рисунок. Поэтому большой интерес представляют те замыслы* которые затем воплощаются в рисунке.

Образы в рисунках привлекают не только непосредственностью, но и слаженностью, отображенностью деталей, определенностью пластической характеристики изображаемого персонажа, цветовой гаммой.

Е.В.Шорохов отмечает, что композиция является сосредоточием идейно-творческого начала, позволяющего автору целенаправленно организовывать главное и второстепенное и добиться максимальной выразительности содержания и формы в их образном единстве, причем это характерно не только для профессиональных художников, но и для детей дошкольного возраста.

Это мнение разделяет и доктор педагогических наук, профессиональный художник, педагог Н.Е.Михайлова и на основе проведенных ею исследований замечает, что для взрослого человека миф и реальность уже разделены, а для малыша любое переживание материально. Исходя из этого, она делает вывод, что для взрослых важен результат рисования, а для дошкольника - процесс.

Р.Мирошкина в своей работе "Формирование выразительности образа в детских рисунках" критически отмечает, что воспитатели часто игнорируют функцию выражения отношения к изображаемому через создание выразительной формы, в результате чего происходит объединение содержания рисунка при низком качестве его выполнения. Рисунки теряют воспитательную ценность перестают удовлетворять ребенка.

Р.Мирошкина предлагает средство, способствующее улучшению выразительности детских рисунков - это рассматривание иллюстраций в книгах.

Мы считаем, что от части такие недостатки имеют место в работе воспитателей .

На основе психологических исследований Б.М.Теплов о необходимости сочетания компонентов художественной деятельности (процессов воспитания, исполнительства, творчества) и ее влияние на художественное развитие ребенка, обучение детей изображению графических форм на основе воспитания художественных средств книжной графики, возможно способствует созданию детьми выразительных образов в рисунке, проявлению творчества при передаче форм предметов, благодаря эмоциональному отклику детей на художественные образы иллюстраций, наглядному ознакомлению с приемами их создания. Детям необходимо овладеть способами восприятия художественных средств иллюстраций, получить определенные знания о художественной значимости рисунка как важнейшего изобразительно-выразительного графического образа.

В рассматривании можно использовать иллюстрации таких художников, как В.Конашевич, В.Лебедев, Ю.Васнецов, Е.Чарушин.

В то же время профессиональный художник, педагог, создатель оригинальной методики с детьми раннего возраста, сотрудник Детского Центра Вагнера и Центра "Дошкольное детство".

Н.Е.Михайлова отмечает, что изобразительная деятельность единственная область творчества, где в процессе обучения полная свобода не только допустима, но и необходима. Взрослому важен результат деятельности, а для ребенка первостепенное значение имеет процесс (и в рисовании тоже).

Если маленький художник уже способен выражать свои эмоции через цвет и линию, он может, рисуя, выплескивать свои переживания: радость, любовь, страх... Выплескивая их на листе бумаги, ребенок как бы освобождается от них, выпускает их на волю - и в этом состоит элемент психотерапевтического эффекта рисования. Автор подчеркивает, что положительное подкрепление взрослым детского рисунка (понимание и одобрения) вкладывает у ребенка уверенность в себе, в своих способностях и укрепляет интерес к рисованию.

Зарубежные педагоги о художественных способностях

Зарубежный опыт весьма разнообразен и настолько, что даже в одной стране существуют отличные подходы: от утверждения спонтанного характера творчества и отрицания необходимости руководства им до признания важности обучения по специально разработанной программе. С таким положением встречаемся в США, в Японии.

Рисунок как определенный продукт детского творчества оценивается в литературе различно. Развернутая интерпретация психологического содержания рисунка давалась под воздействием идей биологизаторского толка, гештальтсихологии , а также фрейдизма.

В начале XX в., согласно биогенетическому закону Э.Гегеля (онтогенез представляет собой краткое и быстрое повторение филогенеза), сторонники этой теории В.Штерн, Ж.Люке развитие рисования установили в том, что ребенок изобретает то, что он думает, полагает, знает - а не то, что он видит. Такое понимание природы детского рисования имело много последствий. Сторонники генетальтпсихологии, в недрах которой были заложены основы современного знания о визуальном восприятии, определяли, что "ребенок рисует то, что видит".

В основе идей фрейдистов лежало утверждение, что детское творчество истолковывается как выражение символов врожденных и подсознательных импульсов. На вопрос: "Что рисует ребенок? фрейдисты отвечают так: "Ребенок рисует то, что чувствует".

В США, по свидетельству советских педагогов А.С.Жуковой, З.А.Мальковой, Б.П.Юсова, преобладает подход на спонтанное обучение, порой весьма сознательно направленное на отрицание окружающей действительности. Такой взгляд отрицает необходимость учить детей рисованию, поощряет создание беспредметных композиций из пятен, ритма мазков. И что примечательно: организуя экскурсии в музеи, на выставки, внимание детей отражают более на абстрактные работы.

Такое культивирование абстракционизма объясняют тем, что дети якобы стремятся к свободе, к свободной игре форм, к самовыражению. Задача же взрослых - сберечь эту свободу.

Невольно возникает вопрос: почему сторонники этого направления поощряют только ту свободу, которая уводит от реалистического изображения, не подводят детей к восприятию реалистического искусства? Искренне верят в то, что именно этот вид искусства дает детям подлинную свободу. Однако нельзя исключать и искусство реалистическое, вырабатывающее чрезвычайно сильное стремление к анализу.

Некоторые специалисты в США изобразительную деятельность рассматривают как средство терапии. В процессе создания изображения, по их мнению, ребенок углубляется в действительность и как бы уходит от отрицательного влияния окружающего мира; поглощенный процессом, малыш живет в другом мире, приносящем ему радость. Те положительные эмоции, которые он испытывает при этом, оказывают благотворное воздействие на его нервную систему, ребенок успокаивается, снимается нервное напряжение, вредно отражающееся на его психике. Таким образом, изобразительная деятельность, в процессе которой маленький художник откроет полученные впечатления, выражая его отношение к предмету, снимает с него страх, нервное напряжение, отвлекает от тяжелых переживаний. К слову, такую точку зрения поддерживают не только в США, но и в Великобритании, во Франции. Отрицать эту позицию неверно, но и ограничивать ее значение лишь терапевтическим эффектом неправильно. Наше мнение: изобразительная деятельность, являясь средством всестороннего развития детей (разумеется, при условии целенаправленного руководства), вместе с тем можно стать и средством терапии.