В то же время делаются попытки реабилитировать этот жанр с точки зрения его полезности, увидеть в нем только полезное "столь полезны и сколь и приятны", поскольку служат источником сведений о правах и обычаях народов.
Во второй половине ХУШ в. не только ощущается специфичность жанра сказки, но делаются и попытки, и не безуспешно, определения его содержательной и функциональной специфики.
Жанровое определение сказка - стало признаком дивного, чудесного повествования о сверх естественном, в котором злые и добрые волшебные герои, богатыри и т.д. это чудесный мир сна, мечты, красивый и далекий от правды жизни мир.
Атмосфера волшебства, чародейства, напоминают эти произведения.
Л.Г.Якоб отвечает, что сказка - мир мечты, мир "только фантазия изобретений", мир волшебства, несопоставимый с действительностью, но в виде истинного представлений света.
Ученые по-разному толковали сказку. Одни из них с безусловной очевидностью стремились охарактеризовать сказочный вымысел как независимый от реальности, а другие желали понять, как в фантазии сказок преломились отношения народных рассказчиков к окружающей действительности.
Ряд исследователей фольклора сказкой называли все, что "сказывалось".
Академик Ю.М.Соколов: "Под народной сказкой в широком смысле этого слова мы разумеем устно- поэтический рассказ фантастического, авантюрно-новелистического и бытового характера". Профессор Б.М.Соколов тоже считал, что сказкой следует называть "Всякий успешный рассказ". Оба исследователя утверждали, что сказки включают в себя "целый ряд особых жанров и видов". Б.М.Соколов указал на занимательность сказок. Сказка всегда содержит занимательный фантастический вымысел, независимо от того, какой характер свойствен повествованию: будет ли это легендарная, волшебная, авантюрная или бытовая сказка. Без фантастики немыслима ни одна сказка. Необычайно педагогической стороной сказки была и осталась столь богато и всесторонне представленная в ней фантастика. Как домысел по отношению к действительности, как гиперболическое раскрытие свойств природы и человека фантастика очень близка психике ребенка.
Что же понимать под занимательным фантастическим вымыслом? Ведь даже в детской прибаутке или потешке есть фантастический вымысел и занимательность.
Попытку отличить сказку от других жанров фольклора предпринял более 100 лет назад К.С.Аксаков. Он считал, что сказка и песня разнятся: сказка - складная (вымысел), а песня - быль. Аксаков подчеркивал, что самое характерное для сказок - вымысел, причем сознательный. С Аксаковым не соглашался А.Н.Афанасьев. Он не допускал мысли, что "пустая складка" могла сохраниться у народа в продолжение ряда веков. А.Н.Афанасьев считал, что сказка не простая складка, она вызвана действительностью, какими-то объективными реалиями жизни народа.
Как замечает ученый - фольклорист В.П.Аникин, что он был прав, хотя исходил из особого, мифологического понимания генезиса сказки.
Известный советский сказковед Э.В.Померанцев принимает точку зрения, определяя народную сказку как эпическое устное художественное произведение, преимущественно прозаическое, волшебное или бытовое по характеру с установкой на вымысел.
Жанры сказок.
Сказки о животных.
Сказки о животных создавались не для детей. Возникнув в первобытном обществе, они отразили в своих образах опыт и представления человека- охотника и его превращение в скотовода и земледельца. Достоянием детей они становились постепенно.
Как и все другие виды русского фольклора сказки о животных в записях XIX - XX веков, в которых они до нас дошли, проникнуты глубоко национальным колоритом. Сам круг животных, действующих в сказках разных народов, определяется условиями природы и особенностями крестьянского хозяйства.
Из диких зверей у многих народов выступает медведь, волк, лиса, заяц, из птиц - ворона, сова, сорока, из домашних животных - собака, кот, баран, бык, петух, конь.
Из сказки в сказку переходили: хитрая лиса, простоватый медведь, жадный волк, трусливый заяц.
Животные и звери в сказках всегда очеловечивались, на них переносились навыки и качества, присущие людям. Сказки о животных возникли в доклассовом обществе и были связаны с тотемизмом.
Тотемизм - своеобразная форма религиозного осознания связи человека с природой и зависимости от нее. Вместе с тем в тотемизме и особенно в обрядах, связанных с верой в тотем, сказалось желание найти защиту против опасностей, которые подстерегали людей на каждом шагу.
Первым высказал важные мысли о происхождении и исторической судьбе сказок о животных Я.Гримм. По Якобу Гримму, человек невольно перенес на животных свои свойства. Человек не делал различия между собою и животными.
Ученые пришли к выводу, что естественный отбор и борьба за существование породили в мире животных ту целесообразность и естественную разумность, которая удивляла первобытного охотника. С течением времени эти сказки теряли свой мифологический и магический характер, приближаясь нравоучительной басне. Сказки о животных несложны по своей композиции, тяготеют к диалогу. Художественная форма сказок о животных вполне отвечает особенностям восприятия детей младшего возраста.
Волшебные сказки.
Они первоначально возникли с мифами и имели магическое значение, с течением времени в них сохранились лишь отдельные элементы мифологического представления. Ни одна волшебная сказка не обходится без чудесного действия: в жизнь человека вмешивается то злая и губительная, то добрая и благоприятная сверхъестественная сила. Волшебная сказка изобилует чудесами, Здесь и странные чудовища, Баба-Яга, Кощей, Огненный змей; и чудесные предметы: ковер-самолет, шапка-невидимка, сапоги-скороходы, чудесные события, воскрешение из мертвых, обращение человека в зверя, птицу, в какой-нибудь предмет, путешествие в иное, далекое царство. Чудесный вымысел лежит в основах этого вида сказок.
Волшебные сказки всех народов отмечается богатой словесной орнаментикой, им свойственны затейливые признаки и концовки, сказочные формулы. Эти сказки заполнены солнечным светом, лесным шумом, посвисты ветра, громыхание грома - всеми чертами окружающего нас мира. Ночь в сказках - темная, солнце - красное, море - синее, меч у героя - острый. Вещи и предметы имеют четкие формы: известны их материал, качество. Все вместе взятое и делает волшебную сказку образцом национального искусства слова.
Особенность всех волшебных сказок: герой рано или поздно в открытой или скрытой форме обязательно вступает в определенные взаимоотношения с волшебными чудесными силами. Это дает почву для развития фантастического сюжета. В этом и главный интерес волшебной сказки. Эти сказки станут любимыми в дошкольную пору , на 5-7 году жизни.
Бытовые новеллистические сказки.
Уже само название говорит, что посвящены они житейской тематике, что в основе их содержания - семейные или социально-бытовые отношения людей (животные не действуют, но если вводятся в контекст, то только в реальном виде, не обладая никакими качествами и признаками). Действия обычно происходит в избе, на огороде, в деревне, в поле, в лесу. Но вот что главное: именно в бытовой сказке и начинается ознакомление самых маленьких детей с этим жанром ("Курочка ряда", "Репка" и др.).
Авантюрные сказки
Излагают необыкновенные приключения героя, трактуя их обычно без волшебной фантастики. К ним примыкают и сказки об исторических действиях. В авантюрной сказке герой (солдат, купеческий сын) проявляют гибкий ум, находчивость, ловкость.
Эти сказки нередко трудно разграничить со сказкой - новеллой о верной жене, о девушке воине, об укрощении строптивой жены, о судьбе и счастье.
Таким образом, фантастика сказок создана коллективными творческими усилиями народа. Как в зеркале в ней отразились жизнь народа, его характер, Через сказку перед нами раскрывается его тысячелетняя история. В сказках о животных функциональность вымысла преимущественно на передаче критической мысли: в юмористических целях, животным передаются людские черты. В волшебных сказках невероятность воспроизводимого основана на передаче преодоления жизненных препятствий посредством чуда. Этот вымысел в истоках восходит к древнейшим общемировоззренческим и обрядово-магическим понятиям и представлениям. Необыкновенное пронизывает в волшебных сказках весь сюжет. Бытовая сказка воспроизводит реальность в утрированных формах нарочитого нарушения реальности. Вымысел здесь основан на несоответствии воспроизводимых явлений нормам здравого смысла.
Особенности народных сказок.
Существуют такие особенности народных сказок: народность, оптимизм, увлекательность сюжета, образность и забавность, и дидактизм.
Народность Материалом для народных сказок служила жизнь народа: его борьба за счастье, верование, обычаи - и окружающая природа. В верованиях народа было немало суеверного и темного. Шт темное и реакционное - следствие тяжелого исторического прошлого трудящихся. В большинстве же сказок отражены лучшие черты народа: трудолюбие, одаренность, верность в бою и труде, безграничная преданность народу и родине. Воплощение в сказках положительных черт народа и сделало сказки эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение. Именно потому, что сказки отражают жизнь народа, его лучшие черты, культивируют в подрастающем поколении эти черты, народность оказывается одной из важнейших характеристик сказок.