ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 13 ИМЕНИ С.Я. МАРШАКА
ПЦК________________________________________
Допущена к защите
Председатель ПЦК
___________/ __________
(подпись) (Ф.И.О.)
«_____»_______________201_г.
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Народная сказка , как средство развития художественных способностей детей дошкольного возраста»
Студента (ки) ____курса
специальности_____________________________
_________________________________________
(Фамилия, имя, отчество)
Руководитель ВКР:
__________________________________________
(Ф.И.О, ученое звание и степень)
Рецензент:
__________________________________________
(Ф.И.О, ученое звание и степень
Москва 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение..........................................................................................................................................................................
Глава1 .Творческие способности детей дошкольного возраста ............................................................................
1.1Творческие способности ,сущность понятия, структура............................................................................
1.2. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.............................................................
1.3. Исследования отечественных и зарубежных авторов о проблеме развития творческих способностей детей……………………………………………………...................................................................................
Глава 2.Народная сказка ,как средство развития творческих способностей детей
2.1. Сущность народной сказки его особенность ……………………………….............................................................
2.2. Использование народной сказки в решении педагогических задач.........................................................
2.3. Народная сказка в развитии творческих способностей детей..................................................................
Глава3. Использование народных сказок для использования развития творческих способностей.
Введение
Развитие художественных способностей происходит в деятельности, которая невозможна без наличия достаточного социального опыта, который ребенок черпает из окружающего его мира посредством общения, наблюдения, а также посредством народных сказок.
Народная сказка обладает огромной силой эмоционального воздействия и является основой для формирования духовного мира человека, его нравственности. Народное произведение играет немаловажную роль не только в формировании у ребенка выразительного, наглядно представляемого образа, который впоследствии он может воспроизвести на бумаге, но и способствует возникновению определенных индивидуальных ассациаций.
Многие исследователи (Т.С.Комарова; Е.А.Флерина, Е.А.Езикеева и др) между художественными способностями и художественной литературой устанавливают определенную взаимосвязь. Из всего многообразия материала, который предлагается "Программой воспитания в детском саду", неоценимое значение имеют русские народные сказки. Они отличаются яркостью и выпуклостью в обрисовке героев. Дети понимают красоту морального облика положительных персонажей.
Одной из задач программы по изобразительной деятельности является создание дошкольниками рисунков по мотивам литературных произведений.
Изобразительная деятельность дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети почувствуют радость и удовлетворение от созданного ими образа. Детский рисунок, являясь одним из средств отражения сюжетов народных произведений, содержит духовную культуру содержания произведения.
Объект исследования: творческие способности детей старшего
дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие творческих способностей
детей старшего дошкольного возраста
при знакомстве с народных сказок.
Цель исследования: выявление роли народных сказок в развитии
творчески способностей детей старшего
дошкольного возраста.
Задачи:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме;
2) разработать и апробировать методику экспериментального исследования по развитию творческих способностей
посредством народных сказок;
3) определить динамику развития творческих
способностей детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза:
Использование народных сказок в педагогическом процессе ДОУ на занятиях способствует развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
1) теоретические: изучение психолого-педагогической литературы;
2) статистические: анализ продуктов деятельности, компьютерная
обработка.
Новизна: В педагогической литературе (Е.А.Флерина, Н.П.Сакулина, Е.Г.Ковальская) придается большое значение восприятию произведений искусства детьми дошкольного возраста и ставится вопрос об использовании искусства в целях формирования творчества. Так, Е.А.Флерина в методических указаниях по развитию изобразительной деятельности предлагает использовать неоднозначные по своему виду произведения изобразительного искусства: при рисовании - игрушку, скульптуру, в лепке наоборот - картинку.
В работе "Развитие способностей к рисованию у дошкольников" Н.П.Сакулина пишет о положительном значении показа иллюстрации.
А мы предлагаем использовать народную сказку в развитии
творческих ,способностей детей дошкольного возраста.
Практическая значимость: работа заключается в разработке конспектов занятий по развитию творческих способностей детей посредством народных сказок.
База исследования:
Глава 1. Художественные способности детей дошкольного возраста.
1.1. Художественные способности, сущность понятия, структура
Успешная изобразительная деятельность требует развитых художественных способностей.
Художественные способности - психологические особенности индивида, являющиеся возможностями успешного выполнения им художественной деятельности.
Развитие художественных способностей опирается на соответствующие задатки. В настоящее время показано существование особых сенситивных периодов на протяжении которых развитие художественных способностей происходит особенно благоприятно. Так, для художественных способностей это период до 5 лет, когда активно формируются все психические процессы ребенка.
Таким образом, художественные способности могут быть сформированы у любого здорового ребенка. Разумеется, природными задатками, на основе которых развиваются художественные способности, обладают не только художники-профессионалы и учащиеся художественных школ, училищ и вузов. Встречается много людей, обладающих тонкими задатками, которые
по различным причинам (условия жизни, отсутствие упорства и т.д.) не стали профессиональными художниками.
М. Горький говорил, что каждый человек носит в себе задатки художника, и что при условии более внимательного отношения к собственным ощущениям и мыслям эти задатки могут быть развиты. Справедливость сказанного подтверждают многочисленные факты, которые лишний раз свидетельствуют о том, что природные задатки, на основе которых развиваются художественные способности, встречаются у значительно большего круга людей, чем обычно считается. Приведем в качестве примера некоторые из них.
В 1764 году при Академии художеств было создано «воспитательное училище», куда начинали принимать мальчиков 5-6 отеле, В первый же год в училище приняли 61 мальчика, причем набор осуществлялся без учета личных интересов и способностей детей. Однако, из поступивших в 1764 году в "воспитательное училище" сформировались такие крупные художники, как: Иван Прокофьев -профессор скульптуры; Тарас Марков - профессор живописи; Иван Тупылев - профессор исторической живописи; Иван Кранцов -художник анималист; Федор Матвеев - известный пейзажист; Яков Герасимов (Фароронтьев) - перспективист. Такую же картину мы наблюдаем и в последующие годы, когда из числа учеников училища,принятых в возрасте 5-6 лет, формировались замечательные живописцы, графики, скульпторы. Достаточно назвать Г.И. Угрюмова (поступившего в училище в возрасте 6 лет),
А.И.Иванова (поступившего в училище в возрасте 5 лет), В.И. Демут-Малиновского (поступившего в училище в возрасте 6 лет), О.А.Кипренского (поступившего в училище в возрасте 5 лет) и т.д.
До открытия в г. Арзамасе школы рисования были известны лишь редкие случаи проявления художественных способностей у горожан и жителей окрестностей. Когда же в 1802 году А.В. Ступин открыл в городе художественную школу многие юноши, поступившие в эту школу, в основном выходцы из крестьян, показали себя очень способными живописцами и рисовальщиками. Несмотря на всякие препятствия, которые чинили помещики-крепостники, многие из учеников Арзамаской школы стали в дальнейшем известными художниками. Ярким примером может служить школа, организованная А.Р.Венециановым в 1824 году в селе Сафоновка в Тверской губернии.