Смекни!
smekni.com

Храмы Курска и их стилистика (стр. 2 из 3)

Монастырь был закрыт в 1924 году. Его постройкам был нанесен существенный ущерб. Особенно пострадал Знаменский собор. Впервые такое случилось в середине XIX века при "поновлении храмов" по распоряжению духовных властей, когда неудачные перестройки изменили северный фасад здания и грубо исказили первоначальную архитектуру. Но в середине 30-х годов нашего века при переделке храмового здания в кинотеатр были снесены парные колокольни и угловые купола Знаменского собора, и лишь благодаря вмешательству прессы удалось спасти от разрушения центральный купол собора. Более полувека здание использовалось как самый большой в городе кинотеатр, и только в 1992 году храм был вновь возвращен церкви и возобновленному Знаменскому монастырю. Началось его медленное возрождение.

Никитская церковь - памятник архитектуры местного значения.

Под 1632 г. известен храм "Успение Пресвятой Богородицы да в приделе в.м. Никиты в Пушкарской слободе…" Нельзя, наверное, указать место расположения названного храма, но несомненен перенос его престолов в новые храмы, становившееся его приемниками.

Кладбищенская церковь построена в 1846 г. на Московском кладбище на месте деревянной церкви в период поисков нового русского стиля, хорошо отразив черты псевдорусского направления архитектуры. Храм кирпичный, одноглавый с колокольней. Основной объем здания составляет бесстолпный храм типа восьмерик на четверике с большой луковичной главой. Небольшая трапезная связывает церковь с трехъярусной колокольней с шатровым завершением. С востока к храму примыкают две полукруглые апсиды, с запада - прямоугольный притвор. Входы в здание с запада и юга в виде крутых папертей. В 1902 г. епархиальном архитектором Слесаревым был выполнен проект расширения церкви - пристройка северного и южного приделов. До 1914 г. проект был осуществлен наполовину - пристройкой южного придела. В интерьере сохранился четырехрядный иконостас масляная роспись по трафарету начала ХХ в. Церковь является градостроительным акцентом северной части города, ее купол и колокольня, возвышаясь над кронами кладбищенских деревьев.

Середина восемнадцатого столетия ознаменована в России торжеством пышного и блестящего архитектурного стиля барокко. В это время архитектор В. В. Растрелли, ярчайший представитель этого стиля, создает свое лучшее творение -"Зимний дворец", - вершину своего творчества, символизирующую расцвет русского барокко.

Эти года совпали с началом строительства в 1752 году в Курске приходской Казанско-Сергиевской или, как тогда говорили прихожане, Сергиевской церкви, нынешнего Сергиево-Казанского кафедрального собора, настоящей жемчужины курской архитектуры.

... Еще при подъезде к Курску с востока, в синеющей дали на живописном крутом и высоком холме у берега реки Тускарь, над самым обрывом, величественный собор высится как большой и стройный бело-голубой корабль.

В Сергиево-Казанском соборе многое напоминает характерные приемы зодчего: плановое и композиционное сходство с растреллиевскими постройками, нарядные оконные наличники, колонны непосредственно примыкают к массивам стен; группы колонн или напластованных одна на другую пилястр подчеркивают системами вертикалей углы играни объемов здания; на пилястрах, вместо завершающих капителей помещены картуши. Такие же картуши имеются на фонаре купола собора.

Сергиевская церковь была построена на месте сгоревшей дотла одноэтажной деревянной приходской церкви во имя Сергия Радонежского. Отсюда и старое название улицы, на которой стоит церковь - Сергиевская, отсюда и название нынешнего собора. Тогда, после гибельною сожжения церквушки, прихожане единодушно решили построить новый двухэтажный храм. В клировых ведомостях сохранилось сообщение, что "церковь сия устроена иждивением курского купца К. Е. Первышева при доброхотных пожертвованиях от прихожан".

До 1833 года это была рядовая приходская церковь под назвашем Казанско-Сергиевской, но с переходом архиерейской кафедры в том году из Белгорода в Курск, она по определению синода была преобразована за свое великолепие и красоту в кафедральный Казанско-Богородицкий собор.

В плане церковь представляла прямоугольник с одной алтарной абсидой. Если посмотреть на собор с восточной стороны, он имеет вид трехэтажного здания, каждый этаж которого подчеркнут карнизом. Колокольня тоже трехярусная. Внутри здания разместились две церкви: нижняя и верхняя. Нижняя (зимняя) церковь во имя преподобного Сергия Радонежского имеет небольшую высоту своих сводов и уступает по освещенности и богатству декоративной отделки верхней церкви. Интерьер верхней церкви во имя Казанской Богородицы значительно интереснее. Здесь помимо оконного освещения с двух сторон в средней части помещение освещается окнами фонаря и купола. Здесь же помещен замечательный, резанный из дерева и позолоченный иконостас, в декоративной основе которого лежат архитектурные и растительные формы.

Каменное здание было закончено в постройке в 1762 году. Тогда же была освящена нижняя церковь, верхняя же церковь была освящена только в 1778 году и шестнадцатилетний разрыв между освящениями этих церквей был вызван длительной и кропотливой работой над превосходным иконостасом.

Несмотря на то, что приходская Сергиевская церковь была выстроена на окраине тогдашнего Курска у озер и капустных огородов, огромные размеры и красота здания сделали эту церковь главной в проведении торжественного открытия 27 декабря 1779 года Курского наместничества. В этом соборе в присутствии знаменитого полководца генерал-фельдмаршала П. А. Румянцева-Задунайского по совершении литургии было прочтено императорское объявление об открытии наместничества. Своды собора видели многих русских царей. Императрица Екатерина II, осмотрев церковь, не высказала особого восхищения, так как в то время она явно тяготела к классическому стилю. Зато ее правнук, Александр II, подходя к собору воскликнул восхищенно: "Узнаю Растрелли!"

Собор связан с памятью преподобного Серафима Саровского, родитель которого купец Машнин участвовал в постройке храма. Семилетний Прохор Машнин (будущий святой Серафим Саровский) упал с деревянных лесов, окружавших строящуюся колокольню, но остался жив и невредим. Теперь на месте падения мальчика установлен памятный знак.

Ныне Сергиево-Казанский собор является знаменитым памятником курской архитектуры, находящимся под охраной государства как памятник федерального значения. Каждый раз, прохода мимо живописного фасада собора, невольно любуешься им. Вспоминаются слова современника постройки церкви курского прокурора С. Ларионова из его "Описание курского наместничества", изданного в 1786 году: "Сия церковь великолепием своим превосходит прочих всех".

Вознесенская церковь принадлежит к числу относительно "молодых", она была построена в 1887 году "тщанием прихожан и доброхотных жертвователей". Правый придел был посвящен Покрову Божией Матери, а левый - апостолам Петру и Павлу. До этого приходским храмом для жителей Казацкой слободы служила Михайловская церковь на улице Архангельской (ныне Либкнехта). С устройством нового, ставшего главной достопримечательностью этой местности, стали возникать и новые социально значимые объекты. В 1893 году усилиями приходского священника Иоанна Ершова в церковной ограде было выстроено каменное одноэтажное здание для одноклассной церковноприходской школы. Помимо этого в начале XX века в приходе состояли еще земское двухкомплектное училище и школа грамоты в деревне Гремячка, находившаяся в четырех верстах от церкви.

Архитектурную композицию кирпичного (побеленного) храма создает крупный трехнефный объем с тремя трехгранными апсидами, пятью свободно расставленными главами и четырехъярусной колокольней.

С трех сторон здание акцентировано четырехколонными портиками полного тосканского ордера.

Отличительная особенность храма - восьмигранная форма всех подкупольных световых барабанов, завершенных восьмигранными же куполами (сомкнутыми сводами). В классические фасадные схемы включены, не нарушая систему их горизонталей и вертикалей, некоторые элементы барокко.

Церковь расположена на возвышенном участке местности, господствуя над окружающей одно- и двухэтажной жилой застройкой.

Самым известным настоятелем здесь был священник Алексей Карасев, служивший с 1909 по 1915 год. Регент 1-го разряда, устроитель и руководитель певческих курсов, автор многочисленных трудов по "церковно-певческой педагогии", он был известен на всю Россию.

Одним из источников существования причта Вознесенской церкви до революции были 33 десятины пахотной земли, сдававшиеся в аренду. Кроме этого храм располагал капиталами (по данным на 1904 год) в бумагах 4-процентного достоинства на сумму в 1000 и 150 рублей от жертвователей - купца М.П. Лаврова и госпожи М.В. Вороновской соответственно. В 1907 году на эти деньги на церковной усадебной земле были построены два деревянных дома для священнослужителей. Третий, купленный прихожанами еще в 1887 году, использовался для псаломщика.

В 1919 году причту было отказано в выдаче денег из церковного капитала. Несмотря на нелегкое положение, в 1919 году частью прихожан Вознесенской церкви в свое заведывание был взят домовый храм в Знаменской роще (бывшей летней резиденции курских архиереев), где в воскресные и праздничные дни совершались богослужения. Однако продолжалось это недолго.

Вознесенская церковь дошла до нас в первозданном виде. Дай бог, чтобы такой она оставалась и впредь.

История возникновения Воскресенско - Ильинской церкви восходит к далеким событиям начала XVII века. В то время здесь располагалось особое заведение, известное как "убогий дом". Здесь находили последний приют лица, которые по канонам тех лет не могли быть похоронены на кладбище, а именно - безродные и не имевшие крова, "убогие", внезапно застигнутые смертью в дороге, нищие, люди, умершие во время мора. В общих могилах погребались утопленники, удавленники, лица убитые молнией, казненные преступники.