Содержание
1. Обоснование маршрута………………………………………………3
2. Организационные аспекты экскурсии………………………………4
3. Краткое описание экскурсионных объектов……………………….5
4. Этапы экскурсии……………………………………………………..6
5. Список использованной литературы……………………………….13
6. Приложения………………………………………………………….14
1. Обоснование маршрута
Для своей экзаменационной разработки мы выбрали следующие объекты: Кафедральный Петропавловский собор и Свято-Троицкий женский монастырь.
Петропавловский собор был выбран связи с тем, что это самый главный храм города Симферополя и который имеет достаточно интересную историю, а так же в нем находятся мощи святителя Гурия, архиепископа Таврического.
А Свято-Троицкий женский монастырь известен тем, что в нем находиться мощи известного святителя Луки Крымского, а так же чудотворная икона богоматери «Скорбящая».
Данная экскурсия предназначена для туристов от 17 лет. Проводиться данная экскурсия в первую очередь с культурной целью.
2. Организационные аспекты экскурсии
Продолжительность экскурсии: 1,5 часа
12-00 – исходная точка: Собор Петра и Павла (Петропавловский Собор).
12-30 – переход к Свято-Троицкому женскому монастырю.
12-40 - конечная точка: Свято-Троицкий женский монастырь.
13-30 – конец экскурсии
3. Краткое описание экскурсионных объектов.
1. Кафедральный Петропавловский Собор.
А) Расположение храма: ул. Октябрьская, 16
Б) Статус объекта: основной
В) Режим доступа: действующий храм
Г) Сохранность объекта: заложен в 1806 году. Несколько раз перестраивался. В 1937 разорен и закрыт. Восстановлен в 80-х гг.
Д)Фотография: см. приложения
2. Свято-Троицкий женский монастырь.
А)расположение объекта: Одесская,17
Б)Статус: основной
В)Режим доступа: девствующий монастырь
Г) Сохранность: Открыт в 2003 году.
Д)Фотография: см. приложения
4. Описание этапов экскурсии.
1) Начальная точка экскурсии: Собор Петра и Павла (Петропавловский Собор) в 12-00. Конечная точка: Свято-Троицкий женский монастырь в 13-30. Общее время экскурсии – 1,5 часа. Продолжительность пребывания на каждом из объектов – 30 минут.
2) Текст экскурсии:
Экскурсанты заранее были предупреждены о внешнем виде при посещении храмов. Желательный внешний вид: для девушек и женщин - не вызывающая одежда, юбка ниже колена и если есть желание приложиться к иконам - не допустим макияж. Для мужчин – при входе в храм снимают головной убор.
Доброе утро, уважаемые экскурсанты! Приветствую вас в городе Симферополь. Позвольте представиться: меня зовут Ольга. Сегодня я познакомлю вас с религиозными достопримечательностями столицы Крыма. Мы посетим Кафедральный собор Петра и Павла и Свято-Троицкий женский монастырь.
А теперь пару слов о правилах поведения в храме. Во-первых, при входе в храм женщины и девушки должны надеть головные уборы, а мужчины должны их снять. Во-вторых, необходимо вести себя тихо в храме, чтобы не мешать молящимся, в-третьих, фото - и видеосъёмка запрещены, в-четвёртых, желающие могут поставить свечки.
Сейчас мы находимся возле Петропавловского собора, главного храма города. Предлагаю подойти к ней поближе.
Экскурсанты подходят к церкви. Смотровая точка правее храма, потому что необходимо располагать группу подальше от входа, что бы никому не мешать, и никто не мешал проводить экскурсию.
Начнем с того, что церковь – это место единения человека с богом. Люди приходят туда помолиться и поставить свечки.
Этот храм назван в честь святых Петра и Павла. Яркое мозаичное изображение перед нами это Иисус Христос и два его апостола.
Петр, изначально носивший имя Симон, - простой рыбак, призванный богом на путь апостольства.
Апостол Павел сначала носил имя Савл (по-древнееврейски это означает «выпрошенный», «вымоленный»). Он принадлежал к секте фарисеев и жестоко преследовал христиан. Однажды Савл шел в Дамаск, чтобы расправиться с учениками Христа. Вдруг его поразил настолько яркий свет с неба, что Савл ослеп. В то же время Христос открылся ему как то лицо, которое он гонит. Чудесно призванный господом в апостолы, он принял крещение и получил новое имя Павел. Ему было возвращено зрение.
Святые апостолы Павел и Петр по приказу римского императора Нерона были заключены в Мамертинскую темницу и одновременно приняли мученическую смерть в 67 году. Святая церковь чтит их память 29 июня. В этот день в церквах проходят службы, во время которых святые Петр и Павел прославляются как «други Христовы», «реки премудрости», «небеснии проповедники», «всего мира предстатели», «ученики Христовы, и основание Церкви, истинные столпы и стены, и трубы божественныя Христовых учений и страданий».
Но вернемся к храму. Еще недавно он находился в страшном запустении: не было колокольни, кресты не украшали его купол, отсутствовала ограда.
Храм был построен в начале ХIХ века по просьбе и на средства жителей нового города Симферополя, Несмотря на указ императрицы Екатерины II «построить в Ак-Мечети приличный храм соборный», разрешение на строительство Святейший Синод выдал в 1801 году. Христианское население Симферополя крайне нуждалось в просторном храме, так как маленькая Константино-Еленинская церковь не могла уже вместить всех прихожан.
Строительство нового храма началось в 1805 году, все это время прихожане собирали средства. 8 ноября 1806 года новую церковь освятили. Она представляла собой деревянное, прямоугольное здание, над западной стороной возвышалась колокольня, с восточной находилась пятигранная апсида. Восемь столбов делили внутреннее пространство на три нефа, из которых центральный был самый широкий. В храме не было росписей, главным его украшением являлся иконостас. Колокола для Петропавловской церкви были отлиты из меди, оставшейся после уничтожения монетного двора Ак-Мечети, Более двадцати лет звон колоколов созывал прихожан Петропавловского храма на молитвы. За эти годы он обветшал, и его закрыли. В городе построили новый кафедральный Александро-Невский собор, куда передали колокола, церковную утварь, ризницу.
Во второй половине XIX века в Крыму стараниями Преосвященного Иннокентия открывается новая епархия Православной Церкви. Окрепли позиции христианства на полуострове, началось активное строительство новых и реконструкция старых церквей. В1865 году симферопольцы решили возродить Петропавловский храм.
Проект нового храма разработал петербургский архитектор К. Лазарев. Старую деревянную церковь разобрали, и на ее месте 29 июня 1866 года заложили новое здание храма, прихожане участвовали в его строительстве. Подрядными работами руководил К. К. Воронцов, контролировал выполнение работ губернский инженер Грачев, устраивал иконостас мастер Зайцев. В августе 1866 года строительство церкви было завершено, но еще четыре года продолжались отделочные работы. Внешний вид храма изменился: он был по строен в виде креста, вытянутого с запада на восток, собор значительно расширился, наполнился светом благодаря двенадцати окнам, устроенным в барабане. Особым изяществом отличалась внутренняя отделка храма. Наконец все работы были завершены, и 16 августа 1870 года собор вновь распахнул врата для своих прихожан. При храме с 1868 года существовало церковно-приходское попечительство и два училища - мужское и женское.
Благодаря свидетельству епископа Гермогена мы знаем, что в соборе Петра и Павла сохранялась «замечательна древняя икона Пресвятыя Троицы с частию ризы Господней в ковчежце и с частицами мощей св. угодников, изображенных на иконе, в сребро-позлащенном кресте, с надписью 1693 год».
У этой святыни - грустная история. Во время Крымской войны 1853-1856 г.г, неизвестный офицер оставил икону в Петропавловской церкви с условием, что по окончании войны вернется за ней, если же нет - она остается в храме. Окончилась война, но никто не пришел за иконой... Икону бережно сохраняли, по четвергам перед ней читался акафист.
Прихожане любили свой храм, заботились о нем, стараясь сделать его более красивым и благоустроенным. В 1890 году церковный двор обнесли ажурной металлической оградой, в самом дворе посадили деревья и декоративные кустарники. Территория вокруг Петропавловского храма и площади постепенно застраивалась одно- и двухэтажными домами - по законам церковной архитектуры здания вокруг церкви не должны быть высокими, чтобы собор был хорошо виден со всех сторон.
Петропавловский храм постоянно обновлялся. В 1902-1903 годах молодые художники из Академии художеств расписали купола собора. В самом куполе был изображен Господь Саваоф в окружении Небесных Сил, Стены между окнами украсил орнамент, а по поясу барабана 12 медальонов с изображениями 12 святых апостолов. В последующие два года закончили роспись стен.
В 1937 году прекратилось богослужение в Петропавловском соборе. Разобрали купол и колокольню, в храме устроили склад. Еще совсем недавно собор был обезглавленный, ободранный, с бетонным пандусом для въезда грузовиков внутрь бывшего храма, с деревом на крыше... А вокруг прилепились стеклоприемный пункт и пивная. Горы пустых ящиков, объедки, нетрезвые завсегдатаи пивной, сквернословие.
Только в 1980-е годы началось восстановление Петропавловского собора. Автором проекта стала архитектор О. И. Сергеева, а работы выполнялись ЗАО «Крымреставрация». Предварительно была проделана большая подготовительная работа. В архивах Синода С. Л. Белова отыскала проекты, по которым восстановили колокольню и купол храма.
Я вам предлагаю посетить эту церковь. Напоминаю, что девушки и женщины должны покрыть голову в отличие от мужчин.
Экскурсанты входят в храм, останавливаясь так, что бы никому не мешать .
Перед нами, на аналое, находится копия иконы Богоматери «Скорбящая». Настоящая икона находится в Свято-Троицком монастыре.
В 1998г. прихожанка одного из храмов Кировского района Крыма, пожертвовала в храм икону Божьей Матери – тусклое, тёмное, слабо различимое изображение на небольшой доске без оклада. Настоятель храма поставил подаренную икону в алтарь. Прошло две недели, наступил праздник Успения Богородицы. Во время праздничной службы, через распахнутые Царские врата, бывшая хозяйка иконы увидела свой подарок и не узнала его – таким ярким было изображение. Комиссия единодушно пришла к выводу: икона обновилась.