Успешной деятельности театров содействовало музыкальное искусство. Музыка придавала большую выразительность театральному действу, а театр развиваясь давал возможность проявить себя все новым талантливым композиторам и исполнителям. В XVlll в. получили распостранение крепостные оркестры и капеллы (гродненский, слонимский, слуцкий). Крупнейшим оркестровым коллективом считалась дворцовая капелла Радзивиллов. Всего к концу XVlll в. в Беларуси действовали 30 симфонических капелл. Центром музыкальной жизни этого периода был Несвиж, именно здесь еще в XVl в. действовала музыкальная школа. В этой школе крепостных мальчиков учили играть на скрипке, флейте, валторне. В Несвиже функционировала мастерская по изготовлению музыкальных инструментов – одна из первых в Беларуси. В несвижской музыкальной среде появился первый учебник по хоровому пению, около 1794 г. его написал Антон Воронец, в 1809 г. этот учебник был издан на польском языке.
Многие представители театрально-музыкальной культуры Беларуси внесли весомый вклад в развитие музыкального искусства других стран. Композитор и педагог И.Козловский своим творчеством открыл целый этап в музыкальном искусстве России доглинковского периода. Автором первых русских кантов стал уроженец Пинска Епифан Славинецкий. Значительное влияние на развитие и разработку русского музыкознания оказал известный белорусский музыкант-теоретик, специалист в области церковной музыки Мезенец. В Москве успешно выступал известный белорусский певец Иван Коленда.
Существует немало фактов, свидетельствующих о высоком уровне театрально-музыкальной культуры Беларуси в XVl-XVlll вв. Особенно динамично она развивалась во второй половине XVlll в. Лучшие ее образцы были близки по стилю и характеру, аналогичным достижениям западноевропейского искусства.
С конца XV в. архитектура и искусство белорусских земель испытывали влияние западноевропейского Возрождения. Главными архитектурными стилями в Беларуси стали готический, ренессансный, барокко, часто выступавшие в гибридизированных формах, которые стали характерными для культуры Беларуси. Под влиянием эстетики Ренессанса замковое строительство постепенно трансформировалось в дворцово-замковое. Во второй половине XVl в. в застройке городов стали шире использоваться элементы западноевропейского фортификационного строительства. В частности использовались бастионные системы, впервые появившиеся в Италии на рубеже XV-XVl вв. Их можно обнаружить в архитектурной структуре Несвижа, Быхова, Слуцка. В архитектуре эпохи важную роль играли оборонительные конструкции. Зачастую храмы напоминали собой крепости. В числе первых был преобразован в храм-крепость Софийский собор. Памятником оборонительного зодчества начала XVl в. является церковь-крепость в д. Мурованка Щучинского района. В конце XVl в. под воздействием архитектурных стилей итальянского Ренессанса оборонительные башни уступили место другим формам. Примером этого служит Троиций костел в д. Черновчицы Брестского района. Известным сооружением обнаруживающим выразительные черты белорусского Ренессанса является кальвинистский собор в Сморгони.
В XVll- первой половине XVlll в. ведущим направлением в искусстве Беларуси стал стиль барокко, с присущим ему разнообразием архитектурных форм, декоративной перегруженностью интерьеров. Первым зданием, построенным в стиле барокко, является костел в Несвиже (1584-1593). Черты этого стиля появляются и в облике дворцов Сапег в Ружанах, Рададзивиллов в Несвиже, а также проступают в архитектуре культовых зданий – Николаевского собора в Могилеве (конец XVll в.), собора Петра и Павла в Витебске (вторая половина XVlll в.) и др. подобных сооружениях.
Таким образом, несмотря на социально-политические и экономические сложности, в XVl– XVlll вв. белорусская культура достигла значительных успехов. Она развивалась в тесной связи с культурами Средней и Западной Европы и в контакте с реформируемой российской культурой. Здесь были восприняты и творчески преобразованы гуманистические идеи и достижения общеевропейского Ренессанса и Просвещения
Культура Беларуси в XlX- начале XX в.
В результате раздела Речи Посполитой в конце XVlll в.территория Беларуси была присоединена к Российской империи. На развитие белорусской культуры повлияли многие события: Отечественная война 1812 г., первая мировая война, восстания 1794, 1830-1831, 1863-1864 гг., революционные события 1905 и 1907 г., политика полонизации, а позднее – русификации. Однако, несмотря на эти и другие осложняющие обстоятельства и процессы наблюдалась консолидация белорусов, происходило возрождение их языка, росли духовные потребности общества, пробуждался интерес к своей истории и культуре.
К концуXVlll в. на территории Беларуси сформировалась своеобразная система образования и просвещения, включавшая в себя школы, приходские училища и другие формы обучения. После присоединения белорусских земель к России царское правительство в 1803-1804 гг. начало реформу образования, которая затянулась на четверть столетия. Было создано Министерство народного образования, которому подчинялись 6 учебных округов. Территория Беларуси вошла в состав Виленского учебного округа. Главным центром учебного и административного управления учебными заведениями округа стал Виленский университет, созданный в 1830 г. Университет имел хорошую по тем временам учебно-материальную базу, здесь работали опытные педагоги-ученые. Все это позволило Виленскому университету сыграть важную роль в развитии образования, науки и культуры Беларуси и Литвы.
В ходе образовательной реформы создавались начальные школы разного типа для детей крестьян и ремесленников, неполные средние и средние специальные училища – для детей буржуазии, гимназии – для детей дворян. Основным языком обучения являлся польский. Реформа усилила сословное, образовательное и даже национальное разделение общество.
Перемены в общественной жизни требовали развития специального образования. В связи с этим программы учебных заведений перестраивались в интересах подготовки специалистов для торговли, промышленности, сельского хозяйства, а также чиновников для государственного аппарата и административных органов. В 1840 г. была открыта Горы-Горецкая земледельческая школа (в 1848 г. преобразована в земледельческий институт). В 1876 г. в Марьиной Горке появилась еще одна сельскохозяйственная школа.
В начале XX в. в Беларуси происходили заметные изменения. С 1900 по 1914 гг. количество начальных и общеобразовательных школ увеличилось.Учительские семинарии работали в Молодечно, Полоцке, Несвиже и Свислочи. В 1909-1915 гг. новые семинарии были открыты в Рогачеве, Гомеле. В Орше и Борисове в это время стали работать женские семинарии. В 1914 г. работало 5 сельскохозяйственных средних школ. Фельдшеров и акушеров готовили Могилевская, Витебская и Гродненская медицинские школы. В Гомеле было открыто железнодорожное училище. В 1912-1914 гг. в Минске, Витебске и Могилеве функционировали учительские институты. Высших учебных заведений в Беларуси не было. Высшее образование молодежь получала в Москве, Петербурге и других городах России.
В 1907 г. на съезде учителей в Вильно был создан «Белорусский учительский союз». Он добивался перестройки народного образования на демократических началах, введения преподавания на родном языке. В 1906-1908 гг. были созданы первые учебники на белорусском языке, авторами которых были Я. Колас и Э. Пашкевич (Тетка).
В начале века были открыты библиотеки в Минске, Витебске, Орше, Полоцке и Бобруйске. Всего в Беларуси в 1914 г. работала 851 библиотека, а их книжный фонд насчитывал 423 тыс. экземпляров.
В устном народном творчестве этого времени нашли отражение события социальной и политической жизни. Значительную роль в становлении белорусской литературы сыграли Я. Борщевский, Я. Чечот, А. Рипинский и др. Ян Чечот издал шесть фольклорных сборников «Деревенские песни», Ян Борщевский издал четырехтомный сборник «Шляхтич Завальня, или Беларусь в фантастических рассказах» и т.д. Выдающимися памятниками литературы первой половины XlX века являются анонимные поэмы «Энеiда навыварат» и «Тарас на Парнасе». Первым классиком белорусской литературы стал Винцент Дунин-Мартинкевич. Впервые живой белорусский язык зазвучал в его произведении «Селянка» («Идиллия»). В начале 60-х гг. он создает свое лучшее произведение «Пинская шляхта».
Ведущее место в культуре белорусского народа в начале ХХв. заняла литература. В это время проявился талант Я. Купалы, Я. Коласа, М. Горецкого, Э. Пашкевич (Тетки), А. Гаруна, З. Бядули и др. Главными идеями и образами литературы были идеи социального и национального освобождения, борьба против самодержавия, идеи возрождения. Наиболее известными произведениями этого периода являются сборники стихов «Жалейка», «Гусляр», «Дорогой жизни», поэма «Курган» Я. Купалы, сборники стихотворений «Песни печали» и прозы «Родные образы» Я. Коласа, драматическое произведение «Модны шляхцюк» К. Каганца и др.