│ │ │роде │монастыря в Загорске (1422г.). Эти
│ │ │1400г │московские сооружения следуют образцам
│ │ │ │владимирских зданий, но выполнены они
│ │ │ │с меньшим декоративным убранством.
│ │ │ │Стройный и изящный, приподнятый на
│ │ │ │высоком цоколе, с легкой главой храм
│ │ │ │изысканно и сдержанно украшен. Тонкие
│ │ │ │лопатки с полуколонками членят его
│ │ │ │фасады, завершенные килевидными зако-
│ │ │ │марами, тройные ленты плоского резного
│ │ │ │орнамента опоясывают здание на уровне
│ │ │ │хоров, идут поверх апсид и барабана
│ │ │ │главы. Зодчим этого собора был выдаю-
│ │ │ │щийся мастер.
│ │ │Спасский│ Характерный пример раннемосковского
│ │ │собор │зодчества -Спасский собор Андронникова
│ │ │Андронни│монастыря. Килевидная форма арок возни
│ │ │кова мо-│кла по тем же причинам, что и игеовид-
│ │ │стыря │ная форма купола: с заостренного воз-
│ │ │прим1420│вышения быстрее отводятся атмосферные
│ │ │ │осадки. Килевидные арочки, окружающие
│ │ │ │барабан главы, стали характерной де-
│ │ │ │талью московских церквей. Средняя арка
│ │ │ │фасада повышена по отношению к боковым
│ │ │ │что придает динамичность конструкции.
│ │ │ │Собор Андронникова монастыря высшая
│ │ │ │точка творческой работы зодчих , рост
│ │ │ │самобытных черт, коренное переосмысле-
│ │ │ │ние крестово-купольного системы храма.
│ │ │-Успенс │1475-1479-Успенский собор в Московском
│ │ │кий со- │Кремле по проекту и под авторским над-
│ │ │бор 1475│зором итальянского архитектора Аристо-
│ │ │-1479г. │телем Феораванти, ему было предложено
│ │ │ │следовать образцу владимирского
│ │ │ │Успенского собора 12 века. Талантливый
│ │ │ │мастер не только сохранил красоту и
│ │ │ │логику древнерусской архитектуры, но и
│ │ │ │соединил это с ренессансным пониманием
│ │ │ │архитектурного пространства. Его план,
│ │ │ │как и фасады, получил равномерное чле-
│ │ │ │нение. Апсиды замаскированы выступами
│ │ │ │стен, формы строго геометричны. В со-
│ │ │ │боре нет хоров круглые колонны несут
│ │ │ │тонкие кирпичные своды перекрытия. Со-
│ │ │ │бор удивил современников выдающимися
│ │ │ │художественными качествами: высотой,
│ │ │ │светлостью, звонностью и прост-
│ │ │ │раннством.
│ │ │-Благове│В 1484-1489 - псковские мастера постро
│ │ │щенский │или в Московском Кремле Благовещенский
│ │ │Собор │Собор-дворцовую церковь великого князя.
│ │ │1484- │Это храмы, поднятые на высокий цокольный
│ │ │1489 │этаж-подклет и окруженные открытой галере-
│ │ │ │ей. Аркатурно-колончатый пояс на их фа-
│ │ │-церковь│садах и апсидах-дань владимирской тра-
│ │ │Ризполо-│диции. Благовещенский собор, сменивший
│ │ │жения │старую постройку 14 века, был первона-
│ │ │1484- │чально трехглавым и сохранял хоры, свя-
│ │ │1486гг. │занные с дворцом, представлявшим собой
│ │ │ │сложный комплекс деревянных и каменных
│ │ │ │палат. От дворца сохранился корпус Гра-
│ │ │1487- │новитой палаты (1487-1491; зодчие Марко
│ │ │1491г │Фрязин и Пьетро Антонио Солари). Это бо-
│ │ │Гранови-│льшой зал площадью около 500 квадратных
│ │ │тая пала│метров при высоте более 9 метров, пере-
│ │ │та │крытый четырьмя сводами, сходящимся в
│ │ │ │центре зала на одном столбе.
│ IX.Живо│1.Живо │а)Твер- │ Русское искусство второй половины
│ пись │писные │ская │XIV-XVвв. восприняло и развило дальше
│ │школы │ │художественную культуру Древней Руси.
│ │ │ │Своя живописная школа складывалась в
│ │ │ │Твери, где живопись стремилась более к
│ │ │ │новгородским образцам, чем к московс-
│ │ │ │ким.
│ │ │ │
│ │ │б)Новго-│ Высокого развития достигла во второй
│ │ │родская │половине XIV-XVвв. и новгородская жи-
│ │ │ │вопись, опиравшаяся на прочные тради-
│ │ │ │ции и использовавшая достижения визан-
│ │ │ │тийского искусства. В живописи Новго-
│ │ │ │рода XIVв. сложился новый стиль. В
│ │ │ │новгородских фресках этого времени на
│ │ │ │смену тяжеловатым, приземистым фигурам
│ │ │ │пришли узкие,
│ │ │ │вытянутые изображения людей, многос-
│ │ │ │лойные композиции; живопись стала бо-
│ │ │ │лее миниатюрной, изящной, обогатилась
│ │ │ │цветовая гамма.
│ │ │ │
│ │2.Работы│а)Роспи-│ Замечательным художником конца XIVв.
│ │Феофана │си в цер│был знаменитый Феофан Грек, приехавший
│ │Грека. │кви Спа-│на Русь из Константинополя. Принеся
│ │ │са на │лучшие традиции византийского искусс-
│ │ │Ильине │тва, Феофан Грек органически соединил
│ │ │ │их с русским искусством, став крупней-
│ │ │ │шим мастером русской живописи и внес
│ │ │ │большой вклад в ее идейно-художествен-
│ │ │ │ное развитие. Феофан работал в Новго-
│ │ │ │роде и Москве.
│ │ │ │ В Новгороде сохранились рукописи Фе-
│ │ │ │офона Грека в церкви Спаса на Ильине.
│ │ │-Троица │Он воплощал в своих фресковых росписях
│ │ │ │высокую одухотворенность человека, си-
│ │ │-Фигура │лу внутренней эмоциональности; страст-
│ │ │Макария │ную влю к возвышенному и прекрасному
│ │ │Египедс-│духовному состоянию человека.
│ │ │кого │ Феофан Грек оказал большое влияние
│ │ │ │на Новгородскую живопись. По-видимому,
│ │ │ │его учениками была расписана церковь
│ │ │Федора Стратилата.
│ │ │ │
│ │ │б)Цер- │ Замечательным памятником Новгородс
│ │ │ковь Ф. │кой живописи второй половины XIVв. был
│ │ │Строти- │огибший комплекс фресок Вологотской
│ │ │лата │еркви. Эти фрески, принадлежавшие не-
│ │ │ │звестному новгородскому мастеру.
│ │ │ │
│ │ │в)Фрески│ Жизнерадостные и яркие фрески Воло-
│ │ │Волотов-│товской церкви далеко выходили из ра-
│ │ │ской │мок сурового аскетического мировоспи-
│ │ │церкви │тания церкви ив образных формах ис-
│ │ │ │кусства были проявлением свободы худо-
│ │ │ │жественного творчества.
│ │ │ │
│ │ │г)Фрески│ Фашисткие захватчики уничтожили в
│ │ │Ковалев-│большей части еще один шедевр новго-
│ │ │ской │родской живописи XIVв. - фрески Кова-
│ │ │церкви │левской церкви. В живописи ковалевской
│ │ │ │церкви особенно ярко проявилось влия-
│ │ │ │ние южнославянской художественной тра-
│ │ │ │диции и выполнялась линейно-графичес-
│ │ │ │ким изображением.
│ │ │ │
│ │ │д)Иконо-│ В конце XIVв. сложилось самостоя-
│ │ │писание │тельное направление живописного ис-
│ │ │ │кусства - иконописание.
│ │ │ │ Новгородские иконы этого времени ха-
│ │ │ │рактеризуются чистотой и сочностью
│ │ │ │красок, среди которых живописцы осо-
│ │ │ │бенно любили пламенный киноварный
│ │ │ │цвет. Композиционные схемы новгородс-
│ │ │ │ких икон просты и лаконичны. Святые
│ │ │ │изображались стоявшими в ряд, житейные
│ │ │ │иконы выполнялись в виде большого
│ │ │ │изображения святого в центре, окружен-
│ │ │ │ного со всех сторон маленькими "клей-
│ │ │ │мами"6 изображающими отдельные эпизоды
│ │ │ │из жития святого. Большинство икон
│ │ │ │посвящалось особенно популярным в на-
│ │ │ │роде святым-покровителям различных хо-
│ │ │ │зяйственных занятий (Илья-пророк- гро-
│ │ │ │мовержец; дающий дождь и охраняющий от
│ │ │ │огня; покровитель скотоводства. Васи-
│ │ │ │лий, на которого легко перешел культ
│ │ │ │языческого Вялеса; покровители коне-
│ │ │ │водства. Флор и Лавр- покровитель
│ │ │ │плотников и защитник от пожаров Нико-
│ │ │ │лай -чудотворец.
│ │ │ │ Широко популярен был культ богороди-
│ │ │ │цы-заступницы и защитницы обиженных.
│ │ │ │Посвящались иконы и собственно истори-
│ │ │ │ческим сюжетам. Так, в Новгороде была
│ │ │ │распространена икона "Битва суздальцев
│ │ │ │с новгородцами", посвященная событиям
│ │ │ │1169г.
│ │ │ │
│ │ │ │
│ │ │е) Фрес-│ Крупным памятником псковской живопи-
│ │ │ки Снето│си XIVв. являлись фрески Снетогорского
│ │ │горского│монастыря, весьма архаичные по манере
│ │ │монасты-│исполнения. В них ярко воплотились
│ │ │ря │своеобразные черты псковского искусс-