│ │ │ │тва -изображаемые персонажи выглядят
│ │ │ │сильными и несколько грубоватыми.
│ │ │ │ Московская живопись первой половины
│ │ │ │XIVв. развивалась еще в плане архаи-
│ │ │ │ческих традиций предшевствующего вре-
│ │ │ │мени. В середине XIVв. роспись мос-
│ │ │ │ковских соборов была выполнена гречес-
│ │ │ │кими и русскими мастерами.
│ │ │ │ С 80-х годов, когда утвердилось ру-
│ │ │ │ководящее положение Москвы в русских
│ │ │ │землях, начался расцвет московского
│ │ │ │искусства. И хотя по размаху московс-
│ │ │ │кая живопись не имела себе равных, но
│ │ │ │число уцелевших московских росписей
│ │ │ │XIV - начала XVв. сравнительно невели-
│ │ │ │ко. Не лучше и с иконами XVв. Многие
│ │ │ │из них погибли во времена Тохтамышева
│ │ │ │разорения Москвы в 1382г. Характерной
│ │ │ │особенностью московской живописи было
│ │ │ │сочетание христианской мифологии с
│ │ │ │местными народными художественными
│ │ │ │традициями. Москва стала притягатель-
│ │ │ │ным центром для лучших мастеров живо-
│ │ │ │писного искусства. Приехал в Москву и
│ │ │ │Феофан Грек, оставивший глубокий след
│ │ │ж)Иконы │в московском искусстве росписью церкви
│ │ │ │Рождества Богоридицы, Архангельского
│ │ │ │собора, Благовещенского собора. До нас
│ │ │ │дошли только его иконы Благовещенского
│ │ │ │собора. Феофан исполнил в нем "Деи-
│ │ │ │сус"- композицию из трех фигур. Следы
│ │ │ │влияния Феофана отчетливо прослежива-
│ │ │ │ются и в иконах, и в книжной миниатюре
│ │ │ │того времени.
│ │ │ │
│ │ │ │
│ │3. Рабо-│а)Роспи-│ Помимо "феофановского" направления,
│ │ты Анд- │си Благо│в московской живописи к XIV-XVв. исс-
│ │рея Руб-│вещенско│ледователи отмечают и наличие ряда
│ │лева. │го собо-│произведений, связанных с византийски-
│ │ │ра │ми и южно-славянскими художественными
│ │ │(1405г.)│традициями. Подъем московского искусс-
│ │ │ │тва подготовил великий русский худож-
│ │ │ │ник Андрей Рублев.
│ │ │ │ В 1405г. он вместе с Феофаном Греком
│ │ │ │и Прохором из Городца расписывал Бла-
│ │ │ │говещенский собор.
│ │ │ │
│ │ │б) Роспи│ В 1408г. работал над росписью восс-
│ │ │си Успен│тановленного Успенского собора во Вла-
│ │ │ского со│димире вместе с Даниилом Черным. Между
│ │ │бора │1425 и 1427г. Рублев принимал участие
│ │ │(1408г.)│в росписи Троицкого собора Троице-Сер-
│ │ │в)Роспи-│гиева монастыря, а в 1427 -1430г. ра-
│ │ │си Троиц│ботал над фресками Спасо-Андроникова
│ │ │кого со-│монастыря.
│ │ │бора │
│ │ │(1427- │
│ │ │ 1430г.)│
│ │ │ │
│ │ │г) Фрес-│ Наиболее ранними из известных в нас-
│ │ │ки │тоящее время работа Рублева считают
│ │ │ │фрески Успенского собора в Звенигоро-
│ │ │на тему │де. Андрей Рублев создавал свою школу,
│ │ │страшно-│следы которой обнаружены в росписях
│ │ │го суда │Рождественского собора Саввина-Сторо-
│ │ │ │жевского монастыря.
│ │ │ │ В московском Благовещенском соборе
│ │ │ │Рублев написал несколько икон, в боль-
│ │ │ │шинстве плохо сохранившихся.
│ │ │ │ Значительно лучше сохранились фрески
│ │ │ │Успенского собора во Владимире, в рос-
│ │ │ │писи которых Андрей Рублев принимал
│ │ │ │участие вместе Данилом Черным. Однако
│ │ │ │из лучших фресок собора- "Шествие
│ │ │ │праведников в рай."
│ │ │д)Иконы │ Значительным произведением Рублева,
│ │ │ │одним из самых выдающися памятников
│ │ │-Троица │мирового искусства, является икона
│ │ │1411г │"Троица", написанная для собора Трои-
│ │ │ │це-Сергиева монастыря в 1425-1427г.
│ │ │ │Сюжет иконы"Троица" основан на биб-
│ │ │ │лейском рассказе о явлении старцу Ав-
│ │ │-Архан- │рааму и его супруге Саре в образе юно-
│ │ │гел Гав-│шей трех ангелов, один из которых
│ │ │риил │предсказал Саре рождение сына.
│ │ │ │ Рублеву принадлежат и другие работы
│ │ │ │в Троицком соборе. Среди них изображе-
│ │ │-Апостол│ние архангела Гавриила и апостола Пав-
│ │ │Павел │ла.
│ │ │ │
│ │ │Итог │ Усилившийся интерес к являениям при-
│ │ │ │роды, появление сюжетной повести в ли-
│ │ │ │тературе и блестящий подъем русской
│ │ │ │живописи XVв. - все это и многое дру-
│ │ │ │гое является звеньями одной цепи, мно-
│ │ │ │гообразными проявлениями того общего
│ │ │ │процесса развития русской культуры
│ │ │ │XIV-XV веков, в которых зарождалось
│ │ │ │рационалистическое и гуманистическое
│ │ │ │начало.
--------------------------------------------------------------------
Л и т е р а т у р а
1. Муравьев А.В., Сахаров А.М. Очерки истории русской культуры
IX-XVII в.в. М.- 1984г.
2. История России с древних времен до конца XVIIв. Под ред.
А.М.Сахарова и А.П.Новосельцева. М.-1996г.
3. Лихачев Д.С. Культура русского народа X-XVIIв. М.-Л.- 1961г.
4. Тихомиров М.Н. Русская культура X-XVIII в.в. М.-1968г.
5. Очерки русской культуры XIII-XV в.в. Под ред. А.В.Арциховско-
го.М.-2969г. МГУ.
6. Зезина М.Р., КОШМАН Л.В., Шульгин В.С. История русской культу-
ры. М.,"Высшая школа", 1990г.