│ │ │ │можно отделить литературные произведе-
│ │ │ │ния той эпохи от исторической хроники.
│ │ │ │
│ │ │-монго- │ События монголо-татарских вторжений
│ │ │ло-татар│и героической борьбы русского народа
│ │ │ское │против завоевателей стали во второй
│ │ │вторже- │половине XIVв. центральной темой лите-
│ │ │ние │ратуры. В составе летописей дошло нес-
│ │ │ │колько повестей об отдельных событиях
│ │ │ │этой борьбы - битве на Камске, вторже-
│ │ │ │нии Батыя, обороне Козельска.
│ │ │ │ Одним из значительных произведений
│ │ │"Повесть│этой темы явилась "Повесть о разорении
│ │ │о разоре│Рязани Батыем"дошедшая до нас в соста-
│ │ │нии Ряза│ве сборника XVIв. В"Повести" содержит-
│ │ │ни Баты-│ся решительное осуждение феодальных
│ │ │ ем" │распрей между князьями. Написанная с
│ │ │ │позиций прославлениярязанских княззей
│ │ │ │"Повесть" обвиняет великого князя вла-
│ │ │ │димирского Юр.Всеволодовичем в отказе
│ │ │ │помочь Рязани. Описание князей выдер-
│ │ │ │жано в плане религиозно-житейской ли-
│ │ │ │тературы, они изображаются как христи-
│ │ │ │ане подвижники,представленные во всех
│ │ │ │своих поступках учению церкви.
│ │ │ │ Истолкование борьбы против завоева-
│ │ │ │телей проявляется и в ярких эмоцио-
│ │ │ │нальных произведениях крупных церков-
│ │ │ │ных деятелей знаменитых проповедников.
│ │ │ │Серапиона, ставшего в 1247г. епископом
│ │ │ │выдвинутым суздальским и нижегородс-
│ │ │ │ким. Разоренная Русь монголо-татарами
│ │ │ │выглягид в поучениях Серапиона как на-
│ │ │ │казанье божье за грехи.
│ │ │ │
│ │ │- борьба│ В литературе начала XIVв. отразилась
│ │ │против │также борьба против шведских и немец-
│ │ │шведских│ких феодалов. Этой теме посвящены
│ │ │завоева-│дружные повести об Александре Невском
│ │ │телей │и псковском князе Довмонте,ставших лю-
│ │ │ │бимыми героями литературных произзве-
│ │ │ │дений. Христианско-религиозная окраска
│ │ │повести │деятельности героев против завоевате-
│ │ │об │лей на западных рубежах Русской земли
│ │ │Александ│не закрыта главной патриотической
│ │ │ре Невс-│идеи,отвечавшей настроениям широких
│ │ │ком. │народных масс.
│ │ │ │
│ │ │-освобо-│ Подъем освободительного движения
│ │ │дитель- │против завоевателей в начале XIVв. и
│ │ │ные дви-│начало объединенных процессов в Севе-
│ │ │жения │ро-Восточной Руси стимулирует и новый
│ │ │ │подъем литературного творчества, не-
│ │ │ │посредственно откликавшихся на эти
│ │ │ │важнейшие исторические явления.
│ │ │ │ В этот период заметно выдвинулась
│ │ │ │тверская, а затем и московская литера-
│ │ │Тверские│тура. Ставшая в XIVв. одним из ведущих
│ │ │летописа│политических центров Руси, которая яв-
│ │ │ния │лялась в то время и крупным культурным
│ │ │ │центром. Значительный подъем пережило
│ │ │ │тогда тверское летописание. В Твери в
│ │ │ │1293г. и 1327г. произошли крупные анти
│ │ │ │монгольские выступления.
│ │ │ │
│ │ │-борьба │ Борьба против ордынцев ярко отрази-
│ │ │ротив │лись в произведениях тверской литера-
│ │ │ордынцев│туры, какими являются "Повесть об уби-
│ │ │ │ении князя Михаила Ярославовича","По-
│ │ │"Повесть│весть о Шевколе". Другая повесть пос-
│ │ │о Шевко-!вящена восстанию в Твери в 1327г. Исс-
│ │ │ле" │ледователи древней русской литературы
│ │ │ │отмечают, что дошедшая в составе пись-
│ │ │ │менных памятников эта повесть является
│ │ │ │феодальный переработанный того народ-
│ │ │ │ного сказания о Шевкале ("Щелкане
│ │ │ │Дудентьевиче").
│ │ │ │
│ │ │ │
│ │2.Факто │а)Подъем│ Во второй половиине в истории русс-
│ │ры,влия │культуры│ких зземель наступил новый этап. К
│ │ющие на │после │этому времени были уже преодолены не-
│ │разви- │вторже- │которые последствия монголо-татарского
│ │тие ли- │ния мон-│вторжения, настало время нового подъ-
│ │терату- │голо-та-│ема ремесла, торговли, сельского/хо-
│ │ры. │тар │зяйства.
│ │ │ │ Русская культура, и в частности
│ │ │ │русская литература, вступила в этот
│ │ │ │период в полосу нового подъема. Это
│ │ │ │сказалось не только в появлении многих
│ │ │ │новых произведений литературного твор-
│ │ │ │чества в существующих измененных его
│ │ │ │формах. Исследователи отмечают появле-
│ │ │ │ние в начале XIV-XVв. нового"экспер-
│ │ │ │сивно-эмоционального стиля литератур-
│ │ │ │ных произведений.
│ │ │ │
│ │ │б) Влия-│ В этот период усилилось влияние ре-
│ │ │ние рели│лигии на искусство. Писатели и худож-
│ │ │гии на │ники конца XIV-XVв. стремились пока-
│ │ │искусст-│зать исключающего возвышать психологи-
│ │ │во │ческого состояния, порождаемого рели-
│ │ │ │гиозным вероучением,противопоставляя
│ │ │ │его земному миру со всеми его тяготами
│ │ │ │и заботами.
│ │ │ │
│ │ │в) Усиле│ Существенное влияние оказало на ли-
│ │ │ние куль│тературу усиление культурных связей с
│ │ │турных │южно-славянскими странами. Ведущим
│ │ │связей с│центром в этот период (конец XIV-XVв.)
│ │ │другими │стала Москва, где создавались наиболее
│ │ │странами│значительные произведения.
│ │ │ │
│ │3.Виды │а)"Задон│ В конце XIVв. появилась так называе-
│ │литера- │щина" │мая "задонщина",авторами которой был
│ │турных │ │"Сафониий старец рязанец". "Задонщи-
│ │произ- │ │на", посвященная Куликовской битве,
│ │ведений │ │идейно и художественно связзана со
│ │ │ │знаменитым "Словом...", но является не
│ │ │ │подражением ему, а оригинальным и
│ │ │ │крупнейшим проявлением древней русской
│ │ │ │литературы.
│ │ │ │ Широкое распространение получило
│ │ │"Сказа- │"Сказание о Мамаевом побоище". Оно
│ │ │о мамае-│воплотило реальные факты событий свя-
│ │ │вом побо│занных с Куликовской битвой.
│ │ │ище" │ События печальные для Москвы 1382г.,
│ │ │ │когда произошло нападение Тактамыша,
│ │ │ │легли в основу особой повести. О Мос-
│ │ │ │ковском взятии от царя Тактамыша и о
│ │ │ │пленении земли Руси и эта "Память" го-
│ │ │ │раздо ближе к народной традиции, чем
│ │ │ │другие произведения.
│ │ │ │
│ │ │б) Жития│ Другая группа литературных произве-
│ │ │святых │дений конца XIV-XVв.-жития святых. В
│ │ │ │этих произведениях наиболее выпукло
│ │ │ │проявились черты религиозной ритори-
│ │ │ │ки,характерные для того времени. Еще в
│ │ │ │первой половине XIVв. было составлено
│ │ │ │"Житие Московского митрополита Пет-
│ │ │"Житие │ра,"которое предназначалось для обос-
│ │ │московс-!нования важного для московских князей,
│ │ │кого ме-│тезиса о том, что внимание святого
│ │ │трополи-│Петра в Москве явилось выражением бо-
│ │ │та Петра│жественного предначертания, указывав-
│ │ │ │шего на Москву как на центр защиты
│ │ │ │христианства.
│ │ │ │ В конце XIVв.житийная литература
│ │ │ │приобрела новый характер. Произведения
│ │ │ │этого жанра стали использоваться в
│ │ │ │возвышенном стиле, они обильно украше-
│ │ │ │ны эпитетами, известными оборотами и
│ │ │ │выражениями, длинными цитатами из
│ │ │ │"Священного писания". В этом духе были
│ │ │ │составлены Епифанием Премудрым "жития"
│ │ │ │Стафана Пермского и Сергия Радонежско-
│ │ │ │го.
│ │ │ │
│ │ │в) Сюжет│ Во второй половине XVв. в русской
│ │ │ные по -│литературе стал развиваться жанр сю-
│ │ │вести │жетной повести. "Повесть о Петре и
│ │ │ │Февронии","Повесть о Петре царевиче
│ │ │"Повесть│ордынском"," Повесть о Меркурии Смо-
│ │ │о Петре │ленском." Произведения этого жарна
│ │ │и Февро │внешне еще вполне историчны, но в
│ │ │нии " │действительности здесь уже происходило
│ │ │ │создание вымышленных литературных сю-
│ │ │"Повесть│жетов, что означало значительный шаг
│ │ │о Петре │вперед в развитии русского литератур-