│ │ │царевиче│ного творчества.
│ │ │ордын- │ Общность сюжетов обусловлена единс-
│ │ │ком" │твом пути культурного развития. На оп-
│ │ │ │ределенной стадии возникли сюжеты, ко-
│ │ │"Повесть│торые соответствовали общему уровню
│ │ │о Мерку-│духовных, морально-этических представ-
│ │ │рии Смо-│лений средневекового общества, а раз-
│ │ │ленском"│витие художественного мышления приво-
│ │ │ │дило к более глубокому проникновению в
│ │ │ │человеке чувства и характеры.
│ │ │ │
│XIII. Ар│1. Воз- │а)Оживле│ Как и в других областях культуры,
│хитекту-│рожде- │ние веко│русскому зодчеству и живописи был на-
│ра. │ние ар- │вых тра-│несен тяжелый удар монголо-татарским
│ │хитек- │диций │нашествием. Однако, по мере того как
│ │туры. │ │восстанавливалась жизнь в русских зем-
│ │ │ │лях, оживали и получали новое раззви-
│ │ │ │тие вековые художественные традиции. В
│ │ │ │области зодчества другие традиции не
│ │ │ │прервались. Сохранился, например, бе-
│ │ │ │локаменный рельеф от церкви в Коломне,
│ │ │ │построенной в XVв. Это свидетельство
│ │ │ │того, что имели место попытки возро-
│ │ │ │дить традиционное искусство резьбы по
│ │ │ │камню, хотя по качеству исполнения ка-
│ │ │ │ломенский рельеф намного уступает вла-
│ │ │ │димиро-суздальским рельефам XII-XIIIв.
│ │ │ │
│ │ │б) Возоб│ В различных городах Руси в XIV-XVв.
│ │ │новление│возобновилось каменное строительство,
│ │ │каменно-│происходила реставрация старых памят-
│ │ │го строи│ников. Однако ни Суздаль, ни Ростов,
│ │ │тельст- │ни Владимир, ни Нижний Новгород, ни
│ │ │ва, рес-│Рязань не стали ведущими центрами раз-
│ │ │таврация│вития искусства в XIV-XVв.
│ │2. Общие│а)Храмы │ Ни в какой области русского покрови-
│ │черты │ │тельства не отразились так тяжело та-
│ │русского│ │тарские погромы, как в русском зод-
│ │зодчест-│ │честве. Каменное строительство на Руси
│ │ва. │ │прекратилось во второй половине XIIIв.
│ │ │ │Возобновление его относится лишь к
│ │ │ │концу XIIIв. как в Новгороде, так и в
│ │ │ │Тверской земле. В XIV-XVв. различаются
│ │ │ │особенные черты новгородско-псковского
│ │ │ │строительства. В Новгороде и Пскове
│ │ │ │начинают преобладать небольшие храмы с
│ │ │ │подоронтонным покрытием, лучшими об-
│ │ │ │разцами являются церкви Спаса-Преобра-
│ │ │ │жения и Федора Стратилата.
│ │ │ │
│ │ │б) Цер- │ Церковь Спаса, построена в 1374г.,
│ │ │ковь │представляет собой небольшое каменное
│ │ │Спаса │сооружение, покрытое снаружи различно-
│ │ │ │го рода украшениями в виде каменных
│ │ │ │крестов. Этот небольшой храм построен
│ │ │ │Новгородскими боярами. Внутри церковь
│ │ │ │украшена великолепными фресками, вы-
│ │ │ │полненными Феофаном Гречином в 1378г.
│ │ │ │
│ │ │в) Цер- │ Поплизости от Спаса, на берегу не-
│ │ │ковь Ф. │большого ручья, стоит церковь Ф.Стра-
│ │ │Стратила│тилата, построенная посадником Семеном
│ │ │та │Андреевичем и его матерью Натальей в
│ │ │ │1360г. Это то небольшое сооружение,
│ │ │ │прекрасные фрески служат его лучшими
│ │ │ │украшениями.
│ │ │ │
│ │ │г)Памят-│ Памятники XIV-XVв. раззбросаны в
│ │ │ники │Новгороде и его окрестностях и в нас-
│ │ │ │тоящее время. Однако нельзя без скорби
│ │ │ │сказать, что например,погибла во время
│ │ │ │последней мировой войны, разрушены фа-
│ │ │-церковь│шистами церковь на Волотове под Новго-
│ │ │ на │родом с ее фресками (лучший памятник
│ │ │Волотове│русского зодчества XIVв.).
│ │ │ │известно, Новгород не подвергался ра-
│ │ │ │зорительному нашествию моноголо-та-
│ │ │ │тарских завоевателей, что создало бла-
│ │ │ │гоприятные условия для развития куль-
│ │ │ │туры. В конце XIIIв. Новгород вступил
│ │ │ │в полосу большого подъема.
│ │3.Вели- │ │Церковь Николы на Липне, построенная
│ │кий Нов-│ │в 1292г. Линию трехлопастного завер-
│ │город: │ │шения фасадов повторяет размещенный
│ │ │ 1292год│под нею аркатурный поясок, стены цели-
│ │ │-церковь│ком сложены из отесаных лишь с лицевой
│ │ │Николы │стороны камней различного размера и
│ │ │на Липне│даже пород. Оконные проемы, своды и
│ │ │ │барабан сложены из кирпича нового типа
│ │ │ │квадратной или брусковой формы, толщи-
│ │ │ │ной 9-10 см.Вместо трех апсид осталась
│ │ │ │одна в центре, причем опущенная до
│ │ │ │половины здания и в целом приобрело
│ │ │ │могучую массивность и монолитность.
│ │ │-соборы │ Новгородские постройки XIV-XVвв. не-
│ │ │Юрьева и│велики по своим размерам. На смену мо-
│ │ │Антоние-│нументальным, величественным зданиям
│ │ │ва мона-│XI-XIIвв. типа Софии, соборов Юрьева и
│ │ │стырей │Антониева монастырей, строившихся бо-
│ │ │ │гатой княжеской властью, пришли не-
│ │ │ │большие сооружения. Изменение объемов
│ │ │ │зданий повлекло за собой и выработку
│ │ │ │новых приемов.
│ │ │-церковь│ Сохранились лишь отдельные фрагменты
│ │ │Спаса на│нескольких зданий первой половины
│ │ │Ковалеве│XIVв. Интересна церковь Спаса на Кова-
│ │ │ 1345 │леве (1345г.),которая повторяет искон-
│ │ │ │ное позакомарное завершение фасадов.
│ │ │ │Но три притвора храма, различные по
│ │ │ │величине и форме, напоминают "прирубы"
│ │ │ │деревянной церкви, а фасадные лопатки
│ │ │ │сохранены лишь на углах.
│ │ │-церковь│ Монолитный обьем стройного четверика
│ │ │Успения │завершается трехлопастным покрытием.
│ │ │на Воло-│Асимметрично расположенные притворы
│ │ │товом │придают живописность композиции. Зод-
│ │ │поле │чий стремится достичь единства и сво-
│ │ │1352год │боды внутреннего пространства, широко
│ │ │ │расставив столбы и округлив их запад-
│ │ │ │ную пару.
│ │ │-церковь│ Одним из классических памятников
│ │ │Федора │новгородского зодчества является
│ │ │Страти- │простроенная по заказу посадника Семе-
│ │ │лата │на Андреевича в 1360-61гг. на Торговой
│ │ │на Ручье│стороне церковь Федора Стратилата. Че-
│ │ │1361г. │тырехстолпный одноглавый храм с трех-
│ │ │ │лопастными завершениями фасадов, храмы
│ │ │ │эти очень крупные-в этом их отличие
│ │ │ │от предыдущих построек. Нарядно
│ │ │ │внешнее убранство храма. В настоящее
│ │ │ │время реставраторы возродили древний
│ │ │ │облик храма, восстановив его трехло-
│ │ │ │пастное завершение.
│ │ │-церковь│ Во второй половине XIVв. появилось
│ │ │Спаса │новое стремление к нарядному, декора-
│ │ │Преобра-│тивному убранству постройки. Это
│ │ │жения на│стремление отчетливо проявилось в
│ │ │Ильине │церкви Спаса на Ильине, построенной в
│ │ │улице │1374г. Здесь декоративная обработка и
│ │ │1374г. │апсид еще более разнообразная и бога-
│ │ │ │тая.На фасады здесь возвращены лопатки,
│ │ │ │плоскости стен оживлены разнообразными
│ │ │ │нишками, декоративными крестами. Мощ-
│ │ │ │ная апсида украшена двухярусной аркадой
│ │ │ │из полуваликов.
│ │ │-церковь│ Ярким памятником новгородского зод-
│ │ │Петра и │чества начала XVв. является церковь
│ │ │Павла в │Петра и Павла в Кожевниках, подражаю-
│ │ │Кожевни-│щая храму Федора Стратилата. Кладка из
│ │ │ках 1406│камней неправильной формы и различных
│ │ │ │оттенков в сочетании с лопаткими и
│ │ │ │арочными перемычками из брускового кир-
│ │ │ │пича, создает живописное впечатление.
│ │ │-церковь│ Подражание памятникам древности ска-
│ │ │Иоанна │залось в следовании образцам не только
│ │ │Предтечи│XIVв., но и более раннего времени. Та-
│ │ │ 1454г.│ково, например, возведенное в 1454г.
│ │ │ │новое здание церкви Иоанна Предтечи на
│ │ │ │Опосах, центра знаменитой новгородской
│ │ │ │купеческой корпорации - "Иванского
│ │ │ │ста" - вместо разрушенного здания
│ │ │ │постройки 1127-1130гг.
│ │ │-Грано- │ Сохранились и некоторые гражданские
│ │ │витая │постройки XVв. Это Грановитая палата,
│ │ │палата │построенная в 1433г. немецкими и нов-
│ │ │1433г. │городскими мастерами, и Часозвоня,