│ │ │ │возведенная в 1443г. В Грановитой па-
│ │ │ │лате заседал Совет господ, она имеет
│ │ │ │ряд специфических черт готического ис-
│ │ │ │кусства.
│ │ │-Часозво│ Столп Часозвони является одним из
│ │ │ня 1443г│ранних образцов русской шатровой архи-
│ │ │ │тектуры. Обрушившаяся в 1671г. Часоз-
│ │ │ │воня через два года была отстроена
│ │ │ │вновь, с сохранением основ древней
│ │ │ │формы, но без шатрового верха.
│ │ │ │
│ │4.Тверь │ │ Ведущая роль в искусстве перешла к
│ │ │ │другим центрам, где был достигнут наи-
│ │ │ │более высокий уровень экономического и
│ │ │ │политического развития, где создава-
│ │ │ │лись наиболее благоприятные условия
│ │ │ │для развития художественной культуры.
│ │ │ │ Таким центром была Тверь. Именно она
│ │ │ │была первым городом Северо-Восточной
│ │ │ │Руси, где после нашествия сново нача-
│ │ │ │лось каменное строительство (главный
│ │ │- Храм │Тверской храм Спаса Преображения в
│ │ │Спаса │1285-1290г.). Тверской собор был пост-
│ │ │Преобра-│роен в стиле установившемся во влади-
│ │ │женья │миро-суздальском зодчестве традиции.
│ │ │1285- │Это был шестистолпный крестово-куполь-
│ │ │1290г. │ный храм, украшенный белокаменными
│ │ │ │рельефами, медными дверями, майолико-
│ │ │ │вым полом. Но каменное строительство в
│ │ │ │Твери в XIVв. не было значительным,
│ │ │ │была построена еще одна каменная цер-
│ │ │-1323 г │ковь в 1323г., а потом разгром Твери
│ │ │каменная│после восстания в 1327г. надолго осла-
│ │ │церковь │било ее, и лишь в конце XIVв. наступил
│ │ │в Твери │новый подъем строительной деятельнос-
│ │ │ │ти, продолжавшийся и в первой половине
│ │ │ │XV века.
│ │ │ │
│ │ │-церковь│ Сохранилась построенная во второй
│ │ │Рождест-│четверти XV века церковь Рождества Бо-
│ │ │ва Бого-│городицы в селе Городне на Волге- не-
│ │ │родицы │большой четырехстолпный храм на высо-
│ │ │ │ком подклете. Судя по этим памятникам
│ │ │ │тверские зодчие основывались на влади-
│ │ │ │мировских традициях, также стремясь к
│ │ │ │переработке крестово-купольной системы
│ │ │ │(повышенные подпружные арки, ярусность
│ │ │ │композиций),но делали это менее реши-
│ │ │ │тельно.
│ │ 5.Псков│ │ Своеобразное место в русском искусс-
│ │ │ │тве XIV-XVвв. занимает зодчество Пско-
│ │ │ │ва. Псковские сооружения XIV-XVвв.
│ │ │ │производят впечатление крепостных. Во-
│ │ │ │енный страж Русской земли на Западе,
│ │ │ │Псков в течение столетий вел упорную
│ │ │ │борьбу против завоевателей.
│ │ │- камен-│ В еще большей степени, чем в других
│ │ │ ный │городах, каменные постройки Пскова
│ │ │ кремль │имели военное назначение. Именно в
│ │ │ │Пскове был возведен в XVв. самый боль-
│ │ │с 1393 │шой каменный кремль, стены которого
│ │ │по 1452г│протянулись на 9 км.
│ │ │-Троицк-│ Вторая половина XIVв. и XVв. были
│ │ │кий со- │временем весьма интенсивного каменного
│ │ │бор │строительства в Пскове, многое сохра-
│ │ │1365- │нилось до нашего времени. В
│ │ │1367г. │1365-1367гг.был заново выстроен глав-
│ │ │ │ный псковский храм Троицы. Ставя этот
│ │ │ │храм, псковские мастера внесли много
│ │ │ │нового в традиционную схему кресто-
│ │ │ │во-купольной церкви. Особенно перера-
│ │ │ │ботана была верхняя часть сооружения,
│ │ │ │которой был предан динамический ритм
│ │ │ │по мере приближения к барабану. Поста-
│ │ │ │мент перед барабаном, видимо, отвечаю-
│ │ │ │щий подпружным аркам, высоко поднимал
│ │ │ │главу, имевшую сравнительно небольшой
│ │ │ │размер. Это придавало постройкам мяг-
│ │ │ │кость,пластичный,как бы лепной хар-р.
│ │ │-церковь│ Большинству псковских храмов XVв.,
│ │ │Василия │ранним из которых была церковь Василия
│ │ │на Горке│на Горке (1413г.), характерны
│ │ │1413г. │небольшие кубического вида постройки с
│ │ │ │одной главой, украшенной простыми по-
│ │ │ │ясками в виде треугольных и квадратных
│ │ │ │углублений. Внешний облик этой церкви
│ │ │ │очень прост и лаконичен. Церкви обычно
│ │ │ │имели несколько боковых приделов, еще
│ │ │ │более усиливавших впечатление тяжести
│ │ │ │и приземистости зданий. Для церкви Ва-
│ │ │ │силия характерны каменные звонни-
│ │ │ │цы, состоявшие из нескольких пролетов.
│ │ │ │Постройки украшались темно-зелеными
│ │ │ │поливными изразцами.
│ │ │Кончанс-│Его симметричный обьем был связан с
│ │ │кий храм│ландшафтом ассимитрично поставленной
│ │ │Богоявле│мощной четырехпролетней звонницей -
│ │ │ния с За│едва ли не лучшей в Пскове. Особый ряд
│ │ │псковья │памятников Пскова образуют совсем не-
│ │ │ │большие бесстолпные храмы, перекрытые
│ │ │ │ступенчато-поднимающимися сводами,
│ │ │ │увенчанными главой-как Николо-Каменог-
│ │ │ │радская церковь неизвестного времени.
│ │ │-Церковь│Четерехстолпная церковь, апсида котор-
│ │ │Успения │полукруглая, а боковые-прямоугольные.
│ │ │в Мелето│При повышенных подпружных арках сред-
│ │ │ве 1461│ние членения фасадов сильно приподняты
│ │ │-1462г. │и плоские пощиповые покрытия образуют
│ │ │ │такуюже сложную систему, как у Троиц-
│ │ │ │собора. Такое же строение имели псков-
│ │ │ │ская церковь Козьмы и Домиана с При-
│ │ │ │мостья (1462) и некоторые храмы Довмо-
│ │ │ │нтова города.
│ │6.Москва│ │ Каменное строительство в Москве на-
│ │ │ │чалось во второй четверти XIVв. Первый
│ │ │ │этап его относится к 1326-1333гг.,
│ │ │ │когда были построены четыре небольших
│ │ │ │каменных храма в Кремле, не сохранив-
│ │ │ │шихся до наших дней.
│ │ │ │ В 1367г. в Москве был возведен
│ │ │ │единственный в XIV-XVвв. во всей Севе-
│ │ │ │ро-Восточной Руси каменный кремль, и с
│ │ │ │этого времени началась полоса нового
│ │ │ │интенсивного каменного строительства.
│ │ │-Успенс-│Каменные постройки этого времени- Успе-
│ │ │кий со- │нский собор, церковь Спаса на Бору (13-
│ │ │бор │30), Архангельский собор (1333) и церко-
│ │ │1326- │вь- колокольня Иоанна Лествичника(1329)
│ │ │1327гг. │- все они были возведены в Кремле. Все
│ │ │ │они не сохранились, однако их белока-
│ │ │ │менная техника свидетельствует о про-
│ │ │ │должении Москвой традиций владими-
│ │ │ │ро-суздальского зодчества. Стены
│ │ │ │Успенского собора украшал резной декор
│ │ │ │в виде аркатурного фриза. Однако в
│ │ │ │церкви Спаса на Бору место аркатур-
│ │ │ │но-колончатого пояса заняла тройная
│ │ │ │лента плоской орнаментальной резьбы.
│ │ │ │Церковь - колокольня Иоанна Лествични-
│ │ │ │ка столпообразная играла роль дозорной
│ │ │ │вышки Кремля, образуя центральную вер-
│ │ │ │тикаль его ансамбля.
│ │ │-соборы │В начале IV века были построены соборы
│ │ │Рождеств│Рождественский (1405 ) Саввино - Сто-
│ │ │енский │рожевского и Троицкий (1422-1423 )
│ │ │1405г │Троице - Сергиева монастыря. В отличие
│ │ │Троицкий│от Успенского собора в Звенигороде оба
│ │ │1422 │монастырских храма массивны и статич-
│ │ │ │ны.Здесь нет легких фасадных полуколо-
│ │ │ │нок, а тройная полоса резного пояса
│ │ │ │пересекает плоскости широких лопаток.
│ │ │ │В композиции здания присутствует круп-
│ │ │ │ная глава.
│ │ │-Успен- │ Крупнейшей постройкой XIVв.был Ус-
│ │ │ский со-│пенский собор в Коломне - городе, ко-
│ │ │бор в │торому московские князья придавали
│ │ │Коломне │исключительно важное значение как
│ │ │1380г. │стратегическому центру на путях борьбы
│ │ │ │против иноземных нашествий.Расположе-
│ │ │ │ние ступенями, декоративные закомары
│ │ │ │Успенского собора создавали эффектив-
│ │ │ │ный переход к барабану. Этот белокамен-
│ │ │ │ный храм был закончен накануне Кули-
│ │ │ │ковской битвы и не дошел до наших вре-
│ │ │ │мен.
│ │ │-Успен- │ Древнейшими сохранившимися памятни-
│ │ │ский со-│ками московского зодчества является
│ │ │бор в │Успенский собор в Звенигороде (около
│ │ │Звениго-│1400г.), собор Саввина - Сторожевского