Смекни!
smekni.com

Художественный образ как основная категория содержания художественного образования школьников (стр. 10 из 11)

Г

Гармония – связь, стройность, соразмерность. В изобразительном искусстве – сочетание форм, взаимосвязей частей или цветов. В рисунке – соответствие деталей целому, в живописи – цветовое единство.

Графика – вид изобразительного искусства, который связан с изображением на плоскости. Графика объединяет рисунок и различные виды гравюр.

Гризайль – техника исполнения и произведение, выполненное кистью одной краской (преимущественно черной или коричневой); изображение создается на основе тональных отношений (тонов различной степени светлоты) – однотонная монохромная живопись.

Д

Детализация – тщательная проработка деталей изображения. В зависимости от задачи, которую ставит перед собой художник и его творческой манеры, степень детализации может быть различной.

Ж

Жанр – понятие, объединяющее произведения по признакам сходства тематики. В изобразительном искусстве различают жанры: натюрморта, интерьера, пейзажа, портрета, сюжетной картины. Жанр бывает бытовой, исторический, батальный.

З

Зарисовка – рисунок с натуры, выполненный преимущественно вне мастерской с целью собирания материала для более значительной работы или как упражнение. В отличие от подобного по техническим средствам наброска, исполнение зарисовки может быть очень детализированным.

Зарисовка с натуры - краткосрочный рисунок. Его задача заключается не в том, чтобы быстро рисовать натуру во всех деталях, а в умении брать от натуры самое существенное, самое характерное, что в свою очередь дает возможность легче запоминать и восстанавливать виденное.

И

Изобразительное искусство- раздел пластических искусств, возникших на основе зрительного и осязательного восприятия и создающих изображения мира на плоскости, в объёме и пространстве: таковы живопись, графика, скульптура.

К

Карандаш - один из основных материалов и одновременно инструментов изобразительного искусства; представляет собой тонкий стержень из красящего вещества в оправе (деревянной, металлической, пластиковой).

По материалу, из которого сделан стержень карандаша, различают металлические (свинцовые, серебряные), итальянские, графитовые и цветные карандаши.

Композиция– это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением и во многом определяющее его восприятие.

Н

Набросок - произведение графики, живописи или скульптуры небольших размеров, бегло и быстро исполненное. Главное назначение наброска - быстрая фиксация отдельных наблюдений и замыслов в процессе текущей работы художника. Набросок может исполняться с натуры, по памяти или воображению.

О

Образ - обобщённое художественное отражение действительности, облечённое в форму конкретного индивидуального явления.

П

Перспектива -- искусство изображать на плоскости трёхмерное пространство в соответствии с тем кажущимся изменением величины, очертаний, четкости предметов, которое обусловлено степенью отдалённости их от точки наблюдения.

Портрет– жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение одного или нескольких человек.

Пейзаж– жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы, вида местности, ландшафта.

Р

Рисунок – какое-либо изображение, выполняемое от руки с помощью графических средств: контурной линии, штриха, пятна. Различными сочетаниями этих средств в рисунке достигаются пластическая моделировка, тональные и светотеневые эффекты. Рисунок, как правило, выполняется одним цветом либо с более или менее органичным использованием разных цветов.

С

Силуэт - плоскостное изображение, приём работы, средство художественного выражения, а также вид графики. Явление силуэта может возникать и в процессе восприятия объёмных форм в зависимости от освещения. Силуэт подобен

Т

Техника (в искусстве) – совокупность специальных навыков и приемов, посредством которых исполняется художественное произведение. Умение пользоваться художественными возможностями материала и инструментами, которые применяются для передачи вещественности предметов, объемной формы. Технические средства искусства не остаются нейтральными по отношению к содержанию, а подчинены идейно-художественному замыслу произведения.

Х

Художественные средства – все изобразительные элементы и художественные приемы, которые использует художник для выражения содержания произведения. К ним относятся: композиция, перспектива, пропорции, светотень, цвет, штрих, фактура и т.д.

Э

Эскиз (французское esguisse) - в изобразительном искусстве подготовительный набросок для более крупной работы. Исполне­нию значительной картины или скульптуры предшествует серия эскизов и этюдов, в которых художник разрабатывает общую структуру будущего произведения и ищет соответствующие художественные средства.

Эскиз дает общее представление о том произведении, для которого он исполняется.

Этюд (французское etude - изучение) - в изобразительном искусстве произведение вспомогательного характера и ограниченного размера, выполняемое с натуры. В этюдах художники разрабатывают детали задуманного произведений.

Список использованной литературы

1. Бакушинский, А. В. Художественное творчество и воспитание. М., 1925.

2. Виды искусства и их взаимодействие Пособие для учителя – М.: ИХО РАО, 2001 Редактор-составитель - (13 п.л.).

3. Возрастная и педагогическая психология: Учебник / В.В.Давыдов, Т. В. Драгунов, Л. Б. Ительсон и др.; // Под. Ред. А. В.Петровского – М.: Просвещение, 1979г. – 200с.

4. Дементьева Е.Е. Диагностика профессиональной деятельности учителей изобразительного искусства и мировой художественной культуры /Под ред. Браже Т.Г. - Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 1998.

5. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2110 “Педагогика и психология (дошк.)”. В 2 ч. Ч 1. Содержание коммунистического воспитания в детском саду // Н. А. Курочкина, Б. С. Лейкина, В. И. Логинова и др.; Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. – 2-е изд; испр. и доп. – М.: Просвещение, 1988. – 256стр.

6. Зверев И. Д. Экологическое и эстетическое образование школьников. – М.: Педагогика, 1984. – 140стр.

7. Игровые методы и приемы в художественном образовании детей: Материалы городского научно-практического семинара /Под ред. О.П. Савельевой. - Магнитогорск, 2001.

8. Искусство в жизни детей: Опыт художественных занятий с младшими школьниками / А. П. Ершова, Е. А.Захарова, Т. Г. Пеня и др. – М.: Просвещение, 1991г. – 105с.

9. Искусство и образование. Журнал методики, теории и практики художественного образования и эстетического воспитания. № 4 , 1998 г.

10. Кабкова Е. П. Художественное обобщение на уроках искусства – М.: ИХО РАО,.).

11.Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. М., 1996

12. Костерин Н.П. Учебное рисование. Пособие для педагогических училищ, М., 1980.

13. Кравченко Т.Ю. Я познаю мир. Искусство: Детская энциклопедия – М., ООО “Издательство Астрель”, 2003.

14. Кульневич С.В. «Не совсем обычный урок», Издат. программа «Педагогика нового времени», «Воронеж», 2006 год.

15. Лайне, С. В. Искусство XX века: Россия, Европа. - М.: Просвещение,2003.

16. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников. Под общей редакцией Т. Г. Рамзаевой. С-Пб, 1998 г.

17. Методические рекомендации по организации элементами коллективной деятельности на уроках изобразительного искусства /МГПИ; Сост. В.И. Колякина - Магнитогорск, 1996.

18. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство. Волгоград: Учитель, 2008.

19. Образовательная область ''Искусство''. Под ред. Курнешовой Л.Е., ГОМЦ ''Школьная книга'', 2000 г.

20. Островская О.В. , Уроки изобразительного искусства в начальной школе. М. '' Владос''., 2003 г.

21. Павлова А. А., Корзинова Е.И. Графика в средней школе. Методическое пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2006

22. Панкратова Т.Н., Чумалова Т.В. Занятия и сценарии с элементами музейной педагогики для младших школьников. Первые шаги в мир культуры. ''Владос'', 2002 г.

23. Полонский В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований. - М.: Педагогика. 1989.

24. Программно-методические материалы ''Изобразительное искусство'' (начальная школа); М., 1999г.

25. Программы общеобразовательных учреждений Начальные классы (1-3). /Сост.Вохмянина Л.А., Ингнатьева Т.В. и др. –М.: Просвещение ,1994.

26. Русакова Т. Г. Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом /Учебно-методический комплекс. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2004.

27. Самохин В. Н. Эстетическое восприятие: вопросы методологии и критики. М., 1985.

28. Савенкова Л. Г. Изобразительное искусство и среда. М., 2001.

29. Сборник нормативных документов ''Искусство'' (Федеральный компонент государственного стандарта); '' Дрофа'', М., 2004 г.

30.Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб. пособие – М.:Издательский центр «Академия», 1999г.

31. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Краткий словарь художественных терминов. – О., Издательство «Титул», 1996.

32. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Основы живописи. – О., Издательство «Титул», 1996.

33. Соколов А.В. Посмотри, подумай и ответь. (Проверка знаний по изобразительному искусству). М., ''Просвещение'', 1991 г.

34. Степанов С. «Тайна детского рисунка» // Няня, №9, 1997г (стр.18-20)

35. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н. А. Ветлугиной. М., 1974.

36. Чадина Т. А. Изобразительные технологии в детском саду и начальной школе /Методическое пособие. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2005.

37. Чадина Т. А. Чем и как работают художники. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2005

38.Якобсон П. М. Психология художественного восприятия. М., 1964.