Смекни!
smekni.com

Художественный образ как основная категория содержания художественного образования школьников (стр. 2 из 11)

Важным условием развития художественного восприятия педагоги-исследователи определяют необходимость освоения ребенком языка искусства как языка выразительного (Д. Б. Кабалевский, Н. А. Ветлугина, Г. Г. Григорьева, Т. С. Комарова, В. А. Левин, А. А. Мелик-Пашаев, Б. М. Неменский, Н. П. Сакулина, О. А. Сусловова, Е. А. Флерина, А. В. Шестакова, Б. П. Юсов). Однако на сегодня в области изобразительного искусства разработаны технологии освоения дошкольником изобразительных возможностей языка и нет технологий освоения выразительности языка изобразительного искусства.

Восприятие есть, как известно, определенная ступень чувственного познавательного процесса – отражение человеком и животными предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств, в виде целостных чувственных образов”[5].

В понятии восприятия фиксируется непосредственное воздействие на органы чувств, формирование целостных образов, их прочная чувственная основа и протекание процесса в настоящем времени, которому предшествует фаза прошедшего и за которым следует фаза будущего[6].

Восприятие произведения искусства может быть как первичным, так и многократным. Первичное восприятие бывает подготовленным (знакомство с критикой, с отзывами лиц, которым мы доверяем) или не подготовленным, то есть начатым как бы с нуля знания о произведении искусства. Оно имеет в подавляющем большинстве случаев преднамеренный характер (идем в концерт, в театр, на выставку, в кино), но может быть и непреднамеренным (случайно взятая в руки книга, увиденная по телевидению передача, остановившее наше внимание звучание музыкального произведения по радио, облик архитектурного сооружения, внезапно возникший перед нами). Чаще всего восприятие - специфическая “комбинация” преднамеренности и непреднамеренности: намереваясь посетить выставку, мы не знали, что на ней остановит наше особое внимание, какие именно полотна, графические листы, произведения скульптуры заставят пережить эстетическое волнение и вызовут длительное эстетическое созерцание. Многократное восприятие может опираться на такое адекватное знание произведения, которое связанно с запоминанием его наизусть.

Художественное восприятие, как полноценная, осознанная художественно-сотворческая деятельность, становится возможным только в школьном возрасте.

Возникает вопрос: почему именно в этом возрасте ?

В школьном возрасте происходит “скачок” в психофизиологическом развитии индивида.

Одновременно подросток пытается найти свое место в окружающем мире.

К этому времени человек обладает достаточно зрелым мышлением, способностью анализировать те или иные явления действительности, способностью понимать сложную противоречивость и в то же время целостность художественного образа активным развитием воображения.

В психике школьника, в период полового созревания, появляются совершенно новые качества – склонность к самоанализу, самоконтролю, возрастает самосознание и т.д. Появляется способность надолго сосредотачивать внимание на созерцании картины. В 14 – 15 лет можно заметить особый интерес к познанию личности других людей, что идет от внимания к самому себе.

Поэтому в области восприятия искусства (в частности изобразительного искусства) проявляется усиленный интерес к портрету.

В художественном восприятии, в этом возрасте, наиболее активно проявляется субъективный фактор, момент “перенесения”: интерпретация художественного образа отражает собственные проблемы школьника.

1.2 Анализ содержания программных материалов по обучению изобразительному искусству

Изучение и восприятие изобразительного искусства, отображающего действительность, опирается на восприятие эстетики действительности, которое, в свою очередь, обогащается благодаря общению человека с искусством. На всякое подлинное художественное восприятие, влияют социальные и природные впечатления, которые обогащают, преобразовывают это восприятие.

Красота художественного произведения, отображающего человека, должна вызвать у школьников эстетическую реакцию, эмоционально покорять своим содержанием и формой.

Нельзя не упомянуть и о том, что особое внимание в занятиях изобразительным искусством, обращается на развитие зрения, как одного из важнейших органов чувств человека. “Уроки изобразительного искусства – учебного предмета, который, среди всех школьных предметов озабочен развитием зрительной системы ребенка должны мобилизовать зрительный опыт детей в отношении широкого круга явлений природы, предметов и явлений окружающей действительности, развить умение увидеть, наблюдать, рассуждать и оценивать, устанавливать порядок и отбирать среди потока поступающей зрительной информации.

Изобразительного искусство как обобщающий предмет художественного цикла, включает в себя, собственно, изобразительное искусство как часть духовной культуры, искусствознание, изобразительную грамоту, развитие способности к творческому самовыражению. В содержание предмета изобразительного искусства включено: восприятие и изучение произведений изобразительного искусства, освоение изобразительной грамоты, и развитие художественно- творческого отношения к действительности, детское художественное мышление и творчество.

В 1999 г. была проведена совместная коллегия с Минкультуры "О развитии художественного образования в России", которая закрепила отношения на основе соглашения двух ведомств, поручила создать: Совет по художественному образованию (приказ от 16.03.2001 г. № 103I / 181); разработать Концепцию художественного образования в России (письмо от 10.12.2001 г. № 30-51-918/16); Межведомственную программу "Дети. Молодёжь. Культура. Образование".

Министерством образования разработана и издаётся серия учебных программ и методических пособий "Я вхожу в мир искусств" (более 50 программ по обеспечению художественно-эстетического образования детей) по различным направлениям. Кроме того, совместно с издательством "Владос" издаётся серия "Воспитание и дополнительное образование детей", в качестве учебно-методического пособия получили гриф ряд изданий. Для поддержки региональных учреждений дополнительного образования детей художественной направленности, совершенствования подготовки кадров, разработки и апробации образовательных программ, методик по обучению основам народно-прикладного искусства, фольклора и других видов художественного творчества при кафедре художественного образования Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования создана Всероссийская школа мастерства "Гармония".В настоящий момент разработано большое число образовательных программ обучения изобразительному искусству для общеобразовательной школы.

Созданные на основе примерной программы авторские учебные программы логически развивают основные концептуальные идеи, определяют последовательность структурирования и изучения учебного материала с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Обратимся к основным авторским программам, появившимся в последние годы под грифом Министерства образования Российской Федерации.

Концепция программы "Основы живописи"- Кузин В.С., Нерсисян Л.С., Ломов С.П., Коваленко П.Ю., Близнюк Е.А. Предназначена для профильных классов и углубленного изучения изобразительного искусства. Содержанием программы являются разделы: живопись с натуры, по памяти и по представлению", "Живопись на темы", "Беседы о живописи". В содержание занятий входит изображение красками натюрмортов (с натуры и по памяти), букетов цветов, интерьера, природы, выполнение портретов и рисунков на темы. Предусмотрены теоретические знания по живописи. Знакомит с широким кругом художников разных эпох и народов с целью выявления технологии живописи, основ цветоведения.[7]

Концепция "Школа рисунка - графическая грамота" (Авторы концепции Ростовцев Н.Н. и Кузин В.С.) продолжает традиции зародившиеся в дореволюционной методики рисования. В основе концепции лежит подход к обучению разработанный для Академии Художеств. Одной из главных задач которого является обучение рисованию с натуры и реалистической передаче объектов. Программа “Изобразительное искусство” в рамках данной концепции сильно изменилась за время своего существования. Авторами действующей в настоящее время программы "Изобразительное искусство" являются: Кузин В.С., Шорохов Е.В., Кубышкина Э.И., Игнатьев С.Е., Ломов С.П., Лебедко В.К., Коваленко П.Ю., Витковский А.Н.

Основные задачи действующей программы:

- овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;

- развитие у детей изобразительных способностей, эстетического восприятия, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.

К имевшимся в ранее существующей программе четырем типам учебных занятий: рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на темы, беседы об искусстве сейчас добавились также - иллюстрирование (композиция), лепка, аппликация с элементами дизайна.

"Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя также рисование по памяти и по представлению объектов действительности карандашом, а также акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью. ... В 1 классе детей учат определять и называть цвета, в которые окрашены изображаемые объекты, а во 2 классе знакомят с понятиями холодных и теплых цветов, а также цветового тона. В 3-4 классах учителя продолжают развивать у учащихся умение видеть гармоничные цветовые сочетания. ... С 4 класса начинается изучение детьми закономерностей перспективы, конструкции, светотени, они усваивают навыки изображения объемных предметов, находящихся во фронтальной и угловой перспективе. ... В 5-9 классах учащиеся продолжают изучать простейшие закономерности перспективы, конструктивного строения предметов, светотени, цветоведения. Они приобретают навыки изображения объёма предметов, находящихся во фронтальной и угловой перспективе".