Учитель: Скажите ребята, а почему мы причисляем жанр "Цветы и птицы" к натюрморту?
Ответы детей: Потому, что на китайских картинах изображены отдельные части мира природы (цветы, бабочки, птицы) в различных сочетаниях.
Учитель: Давайте посмотрим на натюрморт эпохи расцвета этого жанра.
Это работа Питера Класа «Натюрморт», голландского живописца который жил в 16 веке, именно на это время и приходится расцвет натюрморта как жанра. Дело в том, что людей стал интересовать мир обычный, а не возвышенный и поэтому художники рисуют очень много натюрмортов, которые рассказывают нам не только о быте людей того времени, но и о том как сам художник видит и чувствует жизнь.
Учитель: Как вы считаете, каким человеком был Питер Клас?
Учитель: Глядя на его картину, попробуйте описать его внутренний мир?
Ответы детей: Он был добрым, щедрым, весёлым, щедрым, и т.д.
4. Закрепление материала
Сравнение двух натюрмортов.
Учитель: Глядя на вещи , изображаемые художником, мы можем узнать не только о самих вещах, но и о людях которых они окружали.
Мы с вами уже говорили о том, что натюрморт может нам рассказать об отношении художника к изображаемым вещам. Чтобы лучше это почувствовать, сравним два произведения Михаила Врубеля и «Розы и чертополох» Ильи Машкова «Роза» Врубеля, словно сделана из хрупкого, тончайшего материала - с такой нежностью изображает художник её бледные, фарфорово-ломкие лепестки.
Она кажется почти невесомой: кисть еле наметила прозрачной акварелью её прихотливые формы. Стоящая в простом стакане, роза скромна и прекрасна.
Художник изобразил её одну, как драгоценную избранницу своей души. Окружающие предметы для него совсем не важны. Мы не видим обстановки комнаты, даже очертаний стола, на котором стоит стакан с розой. И это позволяет ещё сильнее почувствовать трепетную красоту одинокого прекрасного цветка.
Роза у Врубеля- это почти мечта, розы у Машкова - это тоже символ души, души над которой одержал победу мир материальный (мир сорняков).
Вот такое внутреннее содержание у этих работ.
Учитель: Скажите ребята, а какая работа вам больше понравилась и почему?
5. Практическая работа.
Учитель: Практическую работу вы будите выполнять сегодня с натуры в технике акварельной заливки. Посмотрите, ребята перед вами различные натюрморты (2-3). Их мы будем рисовать сегодня.
Натюрморты состоят из двух предметов по принципу контраста.
Этапы рисования:
-Эскиз
-заливка сразу цветом "а ля прима"
6. Выставка работ.
Итак, ребята, вы славно потрудились. Давайте начнем наш маленький фестиваль.
Несколько человек выходят к доске и, демонстрируя свои работы.
Итог урока.
Ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке? Чему научились?
2.2Конспект урока «Праздничные краски узоров». Ознакомление с дымковской игрушкой и беседа о ее красоте»
Тема урока: Дымковская игрушка
Цель урока: Познакомить детей с дымковской игрушкой как одним из видов народного творчества, развивать любовь и интерес к народному творчеству, развивать самостоятельность в выборе композиционных решений, воспитывать аккуратность и творческое воображение.
Оборудование урока: изображения игрушки, рабочая тетрадь, фломастеры, карандаши, ластик
Ход урока:
1. Организационный момент
Проверка готовности к уроку. Сообщение темы и целей урока.
2. Беседа учителя с учениками
Учитель: Здравствуйте, ребята! Посмотрите на парты, у вас должны лежать на партах рабочие тетради, фломастеры, карандаши, ластики, все лишнее уберите с парт.
Учитель: С каким из видов народного творчества вы познакомились на прошлых уроках? Хохломская роспись, городецкая роспись. Сегодня мы будем продолжать знакомиться с русским народным творчеством. Тема нашего сегодняшнего урока - дымковская игрушка.
Учитель: Ребята, кто-нибудь из вас видел дымковские игрушки? Какие они? Яркие, красочные, необычной формы. Верно. А как вы думаете, почему эти игрушки назвали дымковскими? Примечание: Учитель демонстрирует игрушки
Учитель: От того места, где их делают. Да, они появились в селе Дымково, что находится под городом Киров. Но ведь дым серого цвета, а игрушки нарядные, красочные!
Расположенная на берегу реки, слобода по утрам подернута легким туманом, как бы дымком. Возможно, с этим связано название слободы, а может, оно возникло оттого, что вился над каждым домом дым из русской печки, когда мастера обжигали игрушки.
Основание слободы относят к концу XV началу XVI в. Население, лишенное земельных наделов, занялось разными промыслами, в том числе игрушечным. Лепили игрушки из красной глины, затем обжигали, белили меловым грунтом на молоке и расписывали. По белому фону мастерицы "разбрасывали" яркие круги, клетки, мелкие и крупные горошины. Цвета выбирали самые разнообразные в неожиданных контрастных сочетаниях: оранжевый, зеленый, красный, розовый, желтый, голубой, сиреневый и др. Иногда поверх узора налепляли кусочки сусального золота, придававшего еще большую нарядность игрушке.
Веселый игрушечный народец отличается яркими красками. Барыни и кавалеры щеголяли своими нарядами, петухи и индюки своими пышными хвостами напоминают сказочные букеты, кормилицы хвастаются богатым семейством. В дымковской игрушке радуют пышность форм, буйство цвета и жизнерадостная фантазия.
Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника "Свистопляска". Как вы думаете, почему праздник назывался именно так? Потому что на нем все свистели и пускались в пляс под эту музыку. Правильно. Позднее ярмарка-праздник стала называться "Свистунья". Все посетители ярмарки, от мала до велика, считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку. Вся ярмарка наполняется свистом, а от этого праздник веселей! Спрос на игрушки очень велик.
После праздника глиняные расписные игрушки выставляли в окнах между рамами.
Я вам сегодня на урок принесла несколько дымковских игрушек, которые есть у меня дома.
Что же общего у всех этих игрушек? Белый фон, яркие краски, геометрические узоры, нарядные детали, обобщенная форма. А почему у всех игрушек белый фон, как вы думаете? Можно предположить, что белый фон взяли мастера от заснеженных полей. Лепили игрушки чаще всего зимой, когда все вокруг белым-бело. В тех местах зима длинная и снега много. Сидит мастер у окна, видит вокруг все в снегу, и хочется ему сделать игрушку такой чистой и белой как снег. Но ведь игрушки делались к празднику, поэтому расписывали их яркими красками, которые хорошо выделяются на белом фоне.
- Нравятся ли вам эти игрушки? Какая больше всего? Почему? (…) Где расположен узор на дымковской игрушке? На больших участках фигурки, на центральных и значимых.
Обычно орнамент возникает непосредственно в процессе росписи без предварительных эскизов, в соответствии с той или иной украшаемой фигуркой, поэтому связь формы и орнамента органична, неразрывна. При все кажущейся простоте один и тот же узор никогда не повторяется, поэтому найти две совершенно одинаковые игрушки невозможно.
Как правило, роспись выполняют в такой последовательности: у фигурок барынь, кормилиц, кавалеров головные уборы и одежду окрашивают одним ярким цветом, а затем широкие юбки и другие детали костюма украшают орнаментом. На белом лице с чуть выступающим курносым носом рисуют круглые красные пятна щек и рта, черные дужки бровей над точками-глазками. Волосы окрашивают черным или коричневым цветом. Уши, копытца зверей, клювы и гребешки птиц обычно окрашивают одним цветом, а всю остальную поверхность покрывают яркими узорами. Возможности украшения дымковской игрушки весьма разнообразны
Как мы с вами уже выяснили узор дымковской игрушки - геометрический. У вас на столах лежат образцы орнамента дымковской игрушки.
Возьмите фломастеры соответствующего цвета и дорисуйте их.
Отложите образцы в сторону, сейчас мы будем раскрашивать барыню-щеголиху! С чего будем начинать раскрашивать барыню? Сначала лицо, потом волосы, наряд: юбка и остальное.
Примечание: дети рисуют. Дети раскрашивают барыню.
4. Итог урока
Сегодня на уроке вы попробовали себя в роли народных мастеров, расписывая игрушку. И я думаю, что эта роль вам понравилась, потому что рисунки у вас получились очень яркие, красивые
Примечание: Выставка работ учеников
2.3Конспект урока: Композиция рисунка «Рисунок – основа изобразительного искусства»
Тема занятий: «Рисунок – основа изобразительного искусства»
Цели:
1. Рассказать о способах передачи своего настроения через рисунок.
2. Развить навыки овладения техникой рисования;
3. Воспитать мотивацию к учебной деятельности.
Оборудование:
1. образцы рисунков « Мое настроение»,
2. памятка - Рисунок.
3. Классификация рисунка
Ход урока
1. Организация класса.
2. Сообщение темы урока. Общие сведения о рисунке.
Рисунок - важнейшие средство изучения и отображения действительности, первооснова всего реалистического изобразительного искусства. Владение рисунком необходимо художникам всех специальностей: графикам, живописцам, скульпторам, архитекторам, оформителям. Оно необходимо и инженеру, и географу, и врачу. Сегодня на уроке вы начнете постигать технику выполнения рисунка.
3. Изучение нового материала.
Сообщение теоретических сведений о рисунке.
Свои первые идеи, порой не вполне ясные даже самому себе, художник фиксирует в быстрых и приблизительных рисунках-набросках, затем он накапливает нужные наблюдения в рисунках-этюдах и, наконец, отыскивает будущую композицию произведения в рисунке-эскизе. Один из величайших художников прошлого — Микеланджело, который одновременно был и живописцем, и скульптором, и архитектором, сказал, что «рисунок ...есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры; рисунок - источник и корень всякой науки».