Смекни!
smekni.com

Культура древнего Китая 8 (стр. 3 из 3)

Следующий период истории Китая получил название Шан-Инь (XVI—XI вв. до н.э.) по имени племени, заселившего долину реки Хуанхэ во II тыс. до н.э. Именно тогда образовалось первое китайское государство, во главе которого стоял правитель — ван, бывший одновременно и верховным жрецом. В то время во всех сферах жизни обитателей Китая произошли значительные перемены: были изобретены шелкопрядение, бронзолитейное дело, иероглифическое письмо, зародились основы градостроительства. Когда в Китае образовалось государство, возникло представление о Небе как могущественном верховном божестве Вселенной. Древние китайцы полагали, что их страна находится в центре Земли, последняя же является квадратной и плоской. Небо над Китаем имеет форму окружности. Поэтому они и называли свою страну Чжунго (Срединное царство) или Тянься (Поднебесная). В разные времена года Небу и Земле приносили обильные жертвоприношения. С этой целью за чертой города возводили специальные алтари: круглые — для Неба, квадратные — для Земли.

До наших дней дошло множество изделий художественных ремесел, которые предназначались для ритуальных церемоний в честь духов предков и божеств, управляющих силами природы. Мастерством исполнения отличаются ритуальные бронзовые сосуды, использовавшиеся для жертвоприношений. В этих тяжелых монолитных изделиях соединились все сложившиеся к тому времени представления о мире. Внешние поверхности сосудов покрыты рельефом. Главное место в нем отводилось изображениям птиц и драконов, воплощавших стихию неба и воды, цикад, предвещавших хороший урожай, быков и баранов, суливших людям сытость и благоденствие. Весьма частый мотив украшения бронзовых сосудов — изображение зооморфной маски демона (так называемого Тао Тие). Высокий, стройный, расширяющийся вверху и внизу кубок («гу») предназначался для жертвенного вина. Обычно на поверхности этих сосудов изображали тонкий спиралевидный «узор грома» («лэй-вэнь»), на фоне которого и выполнялись основные изображения. Объемные звериные морды как будто вырастают из бронзы. Сами сосуды часто имели форму зверей и птиц (ритуальный бронзовый сосуд), ибо они должны были охранять человека и защищать посевы от злых сил. Поверхность таких сосудов сплошь заполняли выступы и гравировка.

Подземные захоронения знати в эпоху Шан-Инь представляли собой две расположенные друг над другом глубокие подземные камеры крестообразной или прямоугольной формы. Их площадь достигала иногда четырехсот квадратных метров, стены и потолок были расписаны красными, черными и белыми красками или инкрустированы кусочками камня, металла и т.п. Входы в погребения охраняли каменные фигуры фантастических зверей. Чтобы души предков ни в чем не нуждались, в могилы помещали различные ремесленные изделия — оружие, бронзовые сосуды, резные камни, драгоценности, а также магические предметы (бронзовая фигура на пьедестале). Все предметы, которые клали в захоронения, а также украшавшие статуи и бронзовую утварь узоры имели магический смысл и были связаны единой символикой.

В XI в. до н.э. государство Шан-Инь было завоевано племенем Чжоу. Победители, основавшие династию Чжоу (XI—III вв. до н.э.), быстро переняли многие технические и культурные достижения побежденных. Стала активно развиваться торговля между отдаленными районами Китая, чему способствовало строительство каналов. Были открыты месторождения железа, что позволило перейти к железным орудиям труда и улучшить технику земледелия. В обращение вошли одинаковые по форме круглые монеты, заменившие деньги, изготовлявшиеся в форме заступа (суживающейся лопаты), меча или раковины. Значительно расширился круг ремесел, вошедших в обиход.

В периоды Чжоу и Чжаньго появилось множество предметов декоративно-прикладного искусства, служивших ритуальным целям: бронзовые зеркала, колокола, разнообразные предметы из священного камня нефрита. Полупрозрачный, всегда холодный нефрит символизировал чистоту и всегда считался охранителем от злых духов. Обнаруженная в погребениях расписная лаковая утварь — столики, подносы, шкатулки, музыкальные инструменты, богато украшенные орнаментами, — также служила ритуальным целям. Производство лака, как и шелкоткачество тогда было известно только в Китае. Окрашенный в разные цвета натуральный сок лакового дерева многократно наносили на поверхность изделия, что придавало ему блеск, прочность и предохраняло от влаги.

В III в. до н.э. после долгих войн и междоусобиц мелкие царства объединились в единую, могущественную империю, во главе которой встала династия Цинь (221—207 гг. до н.э.), а затем Хань (206 г. до н.э. — 220 г. н.э.). Для защиты северных границ империи от вторжений кочевых племен из остатков оборонительных укреплений отдельных царств было создано самое мощное крепостное сооружение времени — Великая китайская стена. С неменьшим размахом сооружали и гробницу императора Цинь Ши-Хуанди. Ее возводили (в пятидесяти километрах от Сяньяна) в течение десяти лет после восшествия императора на престол. В строительстве участвовало более семисот тысяч человек. Гробница была окружена двумя рядами высоких стен, в плане образовывавших квадрат (символ Земли). В центре располагался высокий конусообразный могильный холм. Круглый в плане, он символизировал Небо. Стены подземной усыпальницы облицованы отшлифованными мраморными плитами и нефритом, пол устлан огромными полированными камнями с нарисованной на них картой девяти областей Китайской империи. На полу стояли скульптурные изображения пяти священных гор, а потолок имел вид небосвода с сияющими светилами. После того как саркофаг с телом императора Цинь Ши-Хуанди перенесли в подземный дворец, вокруг него расположили огромное количество драгоценных предметов, сопровождавших его при жизни: сосуды, ювелирные изделия, музыкальные инструменты. Эпоха Хань в истории Китая отмечена новым расцветом культуры и искусства, развитием науки. Зарождается историческая наука. Ее основоположник Сыма Цянь создал пятитомный трактат, где подробно изложил историю Китая с древнейших времен. Китайские ученые приложили немало усилий, чтобы переписать древние сочинения с ветхих бамбуковых пластинок, служивших книгами, на шелковые свитки. Важнейшим открытием стало изобретение в I в. н.э. бумаги. Знатных людей хоронили в просторных гробницах, стены которых были выложены керамическими или каменными плитами, а потолки поддерживали каменные колонны, которые завершались, как правило, парой драконов. Снаружи к погребальному холму вела Аллея Духов — охранителей могил, обрамленная статуями зверей. В погребениях обнаружены предметы, дающие представление о повседневной жизни Ханьской эпохи — керамические раскрашенные модели домов, глиняные расписные кувшины, бронзовые зеркала, раскрашенные фигурки танцовщиц, музыкантов, домашних животных. По обычаю, в погребения клали различные ритуальные предметы (Би-диск). В древний период, завершившийся падением могущественной Ханьской империи (III в.), распавшейся на три царства, зародились традиции китайского искусства, которые во многом определили его дальнейшие пути развития.

4 Китайская классическая «Книга перемен»

Книга перемен - является одним из величайших и одновременно наиболее загадочных творений человека, выдающихся произведений китайской культуры. С точки зрения породившей его китайской культуры он представляет собой творение Сверхчеловека, запечатлевшего в особых символах и знаках тайну мироздания.

Существующая система Книги сложилась в основном при Чжоуской династии и, в отличие от мантических систем более ранних времен, она называется «Чжоуской Книгой Перемен». Представляет собой гадательный текст. «И-цзин» строиться на 64 гексограммах. Каждая гексограмма состоит из 6 черт (чередование сплошных и прерывистых линий). Гадание производил император. Гексограмма символизировала мировую ситуацию. «И-цзин» строилась на своеобразной нумерологии, которая позволяла дать абстрактную фиксацию перемен. Красной нитью через книгу проходит идея мирового развития. Все меняется, кроме ритма перемен. Гексограммы символизируют троичность развития: 1 – назревание предпосылки, 2 – ее проявление, 3 – свершение, достижение.

Название данной классической книги Китая объясняется тем, что главная идея, лежащая в ее основе, — это идея изменчивости. В незапамятные времена, ещё до возникновения письменности, эта идея была почерпнута людьми из наблюдения над сменой света и тьмы в мире, окружающем человека. На основе этой идеи была построена теория гадания о деятельности человека: идет ли эта деятельность вразрез с ходом мирового свершения, или она гармонически включается в мир, то есть, несёт ли она несчастие или счастье, как это называется на языке технических терминов «Книги Перемен».

Заключение

Китайская культура всех времён развивалась в условиях различных противоречий внутри страны, установления господства и закабаления Китая капиталистическими государствами.

Культура Китая оказала большое влияние сначала на развитие культуры многочисленных соседних народов, населявших обширные территории позднейших Монголии, Тибета, Индокитая, Кореи и Японии. Позднее на большое число ведущих держав средневекового мира. Значительную лепту китайская культура внесла и в развитие мировой культуры. Её самобытность, высокая художественная и нравственная ценность говорят о творческой одаренности и глубоких корнях китайского народа.

Список использованных источников

1. Фицджеральд, Ч.П. «История Китая» / Ч.П. Фицджеральд // Москва. – Центрполиграф. – 2004. - 460 стр.

2. Коростовец, И.Я. «Китайцы и их цивилизация», 1896 // в кн. «Жизнь и нравы старого Китая». – Смоленск. – Русич. – 2003. - 496 стр.

3. Макгован, Дж. «Китайцы у себя дома», 1900 // в кн. «Жизнь и нравы старого Китая». – Смоленск. – Русич. – 2003. - 496 стр.

4. Носовский, Г.В, Фоменко, А.Т. «Пегая орда. История «древнего» Китая» / Г.В. Носовский, А.Т. Фоменко // Москва. – Астрель. – 2009 - 352 стр.

5. История Древнего Востока: Учебник для вузов. 3-е издание. – Москва. - Высшая школа. - 1999 год. - 443 стр.

6. Лалетин, Д. А, Пархоменко, И. Т, Радугин, А. А. Хрестоматия по культурологии: Учеб. пособие / Д. А. Лалетин, И. Т. Пархоменко, А. А. Радугин // Москва. – Центр. - 1998. - 592 стр.

7. Малявин, В. В. Китайская цивилизация / В. В. Малявин // Москва. – Астрель. - 2000 год. -627 стр.

8. Мировая история: Школьная энциклопедия / Москва. - Олма-Пресс Образование. - 2003 год. - 320 стр.