5.Зеркала в современной культуре
В фильме Андрея Тарковского «Зеркало» (1974) зеркало становится мистическим образом памяти, человеческой памяти с ее нелинейностью. Зеркало может стать собеседником, одновременно подтверждающим и опровергающим нашу самотождественность. Самый первый эпизод, документальный, как бы эпиграф ко всему фильму: женщина логопед работает с подростком, побуждая его членораздельно выговорить: «Я могу-говорить». Сказать так же сложно, как и увидеть. «Эпиграф» к первому фильму Луиса Бунюэля «Андалузский пес»: режиссер, разрезающий глаз женщине 5. Необходимо проститься с собой, забыться, чтобы встретить себя. Раздвоение, здесь условие цельности, притом цельности не первоначальной, а выстраданной, прорефлектированной, успевшей измениться, расстаться с «кожей вчерашнего дня».
Найдешь и у пророка слово,
Но слово лучше у немого,
И ярче краска у слепца,
Когда отыскан угол зренья
И ты при вспышке озаренья
Собой угадан до конца.
( Арсений Тарковский )
Фильм Тарковского - о том, как личность пересоздает себя, только благодаря такой способности к самоизменению, собственно, и становясь личностью. Тарковский растягивает смысл вещи: от быта до символа, с множеством переходов. В зеркало смотрит Алеша, смотрит долго, не мигая, при неверном свете керосиновой лампы. Потом в это же зеркало на ходу заглянет хозяйка, поправит купленные сережки. Зеркальность ощущается в изобразительной системе фильма, изобилующего полированными, отражающими, стеклянными, преломляющими, поблескивающими, просвечивающими поверхностями и объемами. Зеркалом памяти становится поверхность стола, с которого исчезает влажный кружок, след горячей чашки. Это центральный эпизод фильма. Игнат, сын героя читает письмо Пушкина к Чаадаеву о судьбах России. Книгу дает мальчику и просит прочитать незнакомая женщина, которая тут же исчезает. Выключенность из времени - из малого времени. «Который час?» «Шесть». «Утра или вечера?»6.
А стол один и прадеду и внуку:
Грядущее свершается сейчас...
Список использованной литературы
1. Мещеряков А.Н. Книга японских символов. М., 2003, с. 200-205.
2. Зацингер Г. Бронзовое зеркало с египетской надписью в захоронении нубийской "группы С" // Мировая культура. Традиции и современность. М., 1991, с. 99-104.
3. Бородатова А.А.Игра в мяч как путь в пещеру предков. (К вопросу о семиотике ритуальной игры в мяч в древней Мезоамерике) // История и семиотика индейских культур Америки. М., 2002, с. 129-175
4. Прохоров Г.М. Памятники переводной и русской литературы XIV-XV веков. Л., 1987, с. 60-87.
5. Руднев В. П. Энциклопедический словарь культуры XX века. М., 2001, с. 140.
6. Баткин Л. Не боясь своего голоса // Мир и фильмы Андрея Тарковского. М., 1991, с. 98-141.