Смекни!
smekni.com

Становление и развитие белорусской школы иконописи (стр. 1 из 2)

СОДЕРЖАНИЕ

Реферат

Введение

Становление и развитие белорусской школы иконописи

Заключение

Список используемой литературы

Реферат

«Становление и развитие белорусской школы иконописи»

ФИО

Объем работы 11 с., в том числе 6 нами. лит.

Ключевые слова: иконопись, христианство, Византия, Запад.

В реферате рассмотрено становление и развитие белорусской школы иконописи под влияние Запада и Византии. В виду того, что на территории Беларуси существовала биконфессиональность и данная территория находиться в центре Европы, то в связи с этим белорусскую иконопись порой весьма сложно отделить от Западной или Византийской.

Белорусские иконы отличаются своеобразным переосмыслением византийской иконографической стилистики, древнерусских и балканских, ренессансных и барочных идей, широким проникновением жанровых элементов светской живописи, развитием повествовательности сюжетов, растительной орнаментацией резных по левкасу фонов.

Введение

В данной реферате исследована проблема становления и развития белорусской школы иконописи.Самобытная белорусская школа иконописи сформировалась к XVIв., хотя христианство появилось на территории Беларуси еще в Хв.Иконопись Беларуси XV – XVIIIвв. отражала чаяния и вкусы народа, его любовь к традиционности и усвоению новых стилистических норм, мажорному цвету, декоративности, некоторой наивности и в то же время трезвости восприятия окружающей действительности.

Меж тем стоит отметить, что белорусская иконопись формировалась не только под влияние Запада и Византии, но и трех конфессий: православие, униатство, католичество. Все это вместе оказало непосредственное влияние на белорусскую иконопись, которая является своеобразным синтезом весьма отличных друг от друга религиозных восприятий.

Кроме того, в белорусской школе иконописи присутствует такой элемент, как четкое и детальное вырисовывание лица святого. Святой на иконе изображается как простой человек, весьма приближенный к народу, со своими радостями, проблемами и т.д. Канонические сюжеты икон насыщены фольклорными мотивами и этнографическими бытовыми подробностями из повседневной жизни верующих.

Становление и развитие белорусской школы иконописи

Христианство пришло на Беларусь в Xв. и до 1387 г. (официальной даты начала распространения здесь католического вероисповедания) тут господствовало православие. Исторически сложившаяся на белорусской земле биконфессиональность, начиная с конца XIVв., способствовала распространению через католицизм не только западноевропейских стилевых течений в культовом искусстве (готики и ренессанса), но и идей эпохи Возрождения на белорусскую культуру в целом, в том числе и на белорусскую церковную архитектуру и православную иконопись. Так постепенно складывались предпосылки для формирования самобытной белорусской школы иконописи, которая сформировалась уже к XVIв. К середине XVIIв. униатство стало почти исключительно “мужицкой верой”, что привело к отражению в иконах мировоззрения простолюдинов, их понимания религиозных событий далекого прошлого. Эти факторы способствовали насыщению каноничных сюжетов икон фольклорными мотивами и этнографическими бытовыми подробностями из повседневной жизни верующих. Происходил процесс секуляризации ('обмирщения') икон. Особое место в культуре народов славянских стран принадлежит иконописи Беларуси. В ней традиции византийского и древнерусского искусства, получившие свое развитие в культуре древних городов Беларуси (IX – Xвв.), соединенные со стилистическими особенностями западноевропейского искусства – Ренессанса (XIV – XVIвв.), барокко (конец XVI – XVIII вв.), классицизма (вторая половина XVIIIв.). Причина этого явления коренится в своеобразии исторического развития Беларуси. Расположения на стыке латинского Запада и православного Востока, она входила в состав Великого княжества Литовского (XIV – XVI вв.) и Речи Посполитой (XVI – XVIII вв.). Иконопись Беларуси XV – XVIIIвв. отражала чаяния и вкусы народа, его любовь к традиционности и усвоению новых стилистических норм, мажорному цвету, декоративности и к узорочью, некоторой наивности и в то же время трезвости восприятия окружающей действительности, – яркая страница культуры славянских народов.

На развитие белорусской иконописи в XVII-XVIIIвв. оказали влияние три христианские конфессии: православие, униатство и католичество.

К середине XVIIв. на иконописных полотнах нашло отражение мировоззрение простого народа, канонические сюжеты икон насыщаются фольклорными мотивами и этнографическими бытовыми подробностями из повседневной жизни верующих.

На Брестчине (в предместье Бреста и в городе Кобрине) в XVIIIв. создавались весьма самобытные низкорельефные иконы в технике лепки и резьбы по левкасу с последующим золочением и серебрением форм. Темперой писались только лики и руки.

Вкусы и взгляды местного населения настолько повлияли на иконографию, трактовку сюжетов и живописный язык икон XVIIв., что был создан более понятный простолюдинам графическо-живописный стиль письма, позднее получивший название иконописный примитив. Это прослеживается на иконах латыговского иконописца (регион Витебщины) "Рождество Христово" и "Богоматерь Одигитрия Минская", а также в иконе "Деисус" из Столинского региона и др. Следует подчеркнуть, что иконописный примитив - это только одно из направлений в белорусской иконописи, так как он развивался параллельно с традиционным иконописным языком, имевшим свою специфику в каждом отдельном регионе, что очевидно на примере икон "Сретение", "Никола с житием", "Авраамий и Меркурий Смоленские".

Белорусские иконы отличаются своеобразным переосмыслением византийской иконографической стилистики, древнерусских и балканских, ренессансных и барочных идей, широким проникновением жанровых элементов светской живописи, развитием повествовательности сюжетов, растительной орнаментацией резных по левкасу фонов. Под воздействием идей стиля барокко белорусские иконописцы создали местный вариант этого стиля, получивший позднее название "низовое барокко". В белорусских иконах проявились такие черты, как характерность типажа, передача естественных человеческих настроений (плач, радость, печаль) и остро схваченных житейских ситуаций (рождение ребенка, похороны и др.), местные пейзажи, архитектура, интерьеры, мебель, посуда, одежда, типажи крестьян, дворян, князей. По иконам можно изучать этнографические приметы сельского и городского уклада жизни. В белорусских иконах впервые проявились такие живописные жанры, как натюрморт и даже шляхетский портрет, сельский типаж при изображении ликов святых.

Исключительная самостоятельность белорусской иконы в том, что в результате творческой переработки белорусскими художниками огромного культурного наследия Византии и мощного воздействия западноевропейской живописи, в том числе таких ее стилей, как ренессанс и барокко, а также компромиссных концепций униатского вероисповедания, она эволюционировала к собственной цельности и самоценности и выделилась среди икон соседних славян. Белорусская икона отличается выразительной демократичностью изобразительной образности и фольклоризацией сакрального содержания, понятных разным социальным слоям общества.

Древнейшие из уцелевших белорусских икон изображают Матерь Божью с младенцем Иисусом. Способность творить чудеса и исцелять больных, как правило, приписывали именно иконам Богоматери. Иисус – Спаситель, но и Судья, а просить о милости люди обычно приходили к образу Матери Божьей, воплощению всепрощающей материнской любви.

Стоит отметить, что в коллекции Национального художественного музея сегодня хранится старейшая в Беларуси Богоматерь Одигитрия, созданная в конце ХV века. «Одигитрия» – определенный художественный тип изображения Матери Божьей, а переводится это слово с языка древней Византии как «путеводительница». Византийские военачальники перед походом молились и просили удачи именно у таких икон. На иконах, носящих название «Одигитрия», Богоматерь указывает на младенца Христа, словно бы призывая верующих следовать за ним.

Об образах, созданных на белорусской земле, московские искусствоведы говорят белорусским коллегам: «У вас удивительные иконы – очень теплые, добрые». В белорусских иконах нет трагичности, особенно если сравнить их с европейскими готическими образцами. У белорусских иконописцев даже печальные библейские сюжеты изображаются оптимистично, жизнеутверждающе.

Архангел Михаил, глава небесного воинства, который на Страшном суде должен взвешивать хорошие и плохие дела каждой человеческой души, в белорусском «исполнении» не суров и аскетичен, а напротив – доброжелательно улыбающийся розовощекий красавец. Да и изображение самого Страшного суда не обошлось без забавной детали: иконописец изобразил дьявола, который украдкой пытается потянуть чашу весов со злыми делами души вниз.

Еще одна отличительная особенность белорусских икон: святые на них часто выглядят вполне живыми людьми, с узнаваемыми местными особенностями внешности, а второстепенные персонажи – даже в местной одежде: «хвартухах» и андараках.

Первоначально иконописцы изображали Христа, Богоматерь и Святых в византийских традициях, стоявших у истоков восточнославянского церковного искусства. С падением Византии опираться стало не на что, и в каждой христианской стране начала вырабатываться национальная школа иконописи. На Западе – в Германии, Италии – постепенно в изображении святых возобладала человеческая сущность: в эпоху Возрождения художники перешли от традиционных изображений к женственным мадоннам Рафаэля. Этот процесс шел и на белорусской земле: так, на белорусских иконах XVII века одежда и руки Богоматери могут быть изображены строго по канону, а вот лицо выписано вполне реалистично. Белорусские живописцы свободно соединяют католические цвета одежд и прочие детали западной традиции иконописи с кириллическими надписями и наоборот.