Вступление
Истории собственно древнегреческого искусства начинается после падения Микен и дорийского переселения и охватывает 11-1 вв. до н. э. В этом историко-художественном процессе обычно выделяют 4 этапа, которые соответствуют основным периодам общественного развития Древней Греции: 11-8 вв. до н. э. – гомеровский период; 7-6 вв. до н. э. -- архаика; 5 в – первые 3 четверти 4 в до н. э. – классика; 4 четверть 4 в – 1 в до н. э. – эллинизм.
Результатом этого был и особо, более демократический характер идеологии по сравнению с идеологией рабовладельческих обществ Древнего Востока и императорского Рима. На основе всех этих предпосылок и выросла художественная культура древней Греции. Ее ведущей отраслью были пластические искусства, которые по самой своей природе соответствовали проникнутому жизнеутверждающим пафосом, цельному мировосприятию древних греков. Греки впервые осознали красоту естественного бытия последнего, в частности красоту нормально развитого человеческого тела. Образ человека в искусстве Древней Греции - это кристально ясная, очищенная от случайностей концентрация прекрасных духовных и физических качеств реального человека. Впервые в истории мировой художественной культуры сложилась развитая система реалистических принципов. В архитектуре были выработаны ордерные принципы и заложены основы градостроительства; в скульптуре осознана выразительность человеческого тела на основе великолепного знания его анатомической структуры; в живописи были созданы первые станковые картины, зародились принципы светотени и перспективы; развилась совершенная по своим декоративным качествам вазопись.[1, с. 96-102]
Рассвет ахейской цивилизации происходит в XV-XIII вв. до н.э., ее важнейшими центрами были Микены, Тиринф, Пилос, Афины, Фивы. В целом эту культуру часто называют крито-микенской или эгейской.
XI-IX вв. до н.э. ученые часто называют «темными веками» в истории Греции, так как происходившие события не вполне понятны, а поскольку этот период известен в основном по поэмам Гомера, его еще называют гомеровским. Период с VIII по VI в. до н.э. часто называют архаическим. В целом период с XII по VI в до н.э. мы будем называть «доклассическим».
VI-V вв. до н.э. – классическийпериод, время расцвета древнегреческой культуры и искусства, это тот период, который в первую очередь и имеется в виду, когда говорят о культуре Древней Греции. Именно в это время в Греции появляются философия, живопись, возникает классическая греческая скульптура, возникают театры, стадионы, возводятся великолепные храмы. Важнейшими политическими событиями этой эпохи были греко-персидские войны и Пелопонесская война.[2, с. 57]
Период с IV в. до н.э. по V в. н.э. носит обобщенное название «эпоха эллинизма». Он начинается с завоеваний Александра Македонского и заканчивается, как и весь период Античности, с захватом Рима варварами. Хотя империя Александра просуществовала недолго и распалась после его смерти.
1. Доклассический период
В развитие культуры Греции —1-й половины I тыс. до н. э. включают период древнейших цивилизаций (III—II тыс. до н. э.), гомеровский период (XI—IX вв. до н. э.) и архаический период (VIII—VI вв. до н. э.)
К древнейшим цивилизациям на территории Греции относятся Минойская и Микенская (Ахейская) культуры.
Минойская культура.
В настоящее время считается, что история Древней Греции начинается примерно на рубеже III тыс. до н. э., когда на ее территории повсеместно распространяются бронзовые орудия труда. На протяжении III тыс. до н. э. наиболее развитым было население Кикладских островов, расположенных в Эгейском море. До нашего времени дошли остатки крепостных стен, мраморные статуэтки, расписные сосуды. На рубеже III—II тыс. до н. э. на островах появляются настоящие города, с этого времени центром цивилизации становится остров Крит, культуру которого иногда называют Минойской по имени Миноса — легендарного царя острова.
Религия играла огромную роль в жизни Крита, там сложилась особая форма царской власти — теократия (от греч. theos — бог), при которой светская и духовная власть принадлежит одному лицу.
Расцвет Минойской культуры приходится на XVI — 1-ю пол. XV вв. до н. э. Однако в середине XV в. до н. э. почти все поселения и дворцы острова были разрушены в результате извержения вулкана на острове Фера (современный Санторин) недалеко от Крита, а также вторжения из материковой части Греции воинственных греков-ахейцев. Центр цивилизации перемещается в материковую Грецию, где в это время достигла расцвета Микенская (или Ахейская) культура, сформировавшаяся на рубеже XVIII—XVII вв. до н. э.[]
Микенская (Ахейская) культура.
Первоначально эта культура испытывала сильное влияние Минойской цивилизации. Одним из ранних памятников Ахейской культуры были так называемые шахтные гробницы в Микенах, открытые в 1876 г. известным немецким археологом Генрихом Шлиманом (1822—1900). В гробницах вместе с костями умерших были найдены украшения, сосуды, оружие, золотые посмертные маски.
Расцвет Микенской цивилизации приходится на XV—ХШ вв. до н. э. Как и на Крите, основными центрами культуры были дворцы.
В период расцвета ахейской цивилизации на смену шахтным погребениям приходит новый вид царской усыпальницы — толос (купольная гробница), самая большая из них — гробница Атрея в Микенах.
В конце XIII в. до н. э. огромная масса северобалканских варварских, то есть не затронутых Крито-Микенской цивилизацией, племен устремилась на юг. Ведущая роль в этом переселении народов принадлежала греческому племени дорийцев. Они обладали большим преимуществом перед ахейцами — более эффективным, чем бронзовое, железным оружием. Именно с приходом дорийцев в XII—XI вв. до н. э. начинается в Греции железный век, и именно в это время прекращает свое существование Крито-Микенская цивилизация.
Культура гомеровского периода.
Этот период (XI—IX вв. до н. э.) греческой истории получил свое название по имени великого Гомера. Его прекрасные поэмы «Илиада» и «Одиссея», созданные в VIII в. до н. э., являются важнейшим источником информации об этом времени, хотя и рассказывают о происходившей в XIII в. до н. э. Троянской войне и возвращении одного из главных героев — Одиссея,— домой после войны.
До нас дошло мало памятников гомеровского периода. Наиболее ярко искусство этого периода проявилось в керамических вазах, расписанных геометрическим орнаментом, а также в терракотовых и бронзовых статуэтках. В целом гомеровский период был временем упадка, застоя культуры, но именно тогда вызревали предпосылки стремительного подъема греческого общества в архаическую и классическую эпоху.
Культура архаического периода.
В этот период (VIII — 480 до н. э.) проходила Великая колонизация — освоение греками побережья Средиземного, Черного, Мраморного морей.
В период архаики с окончательным разложением родовой общины происходит формирование античного полиса (греч. polis, лат. civitas) — города-государства, гражданской общине которого принадлежала и окружающая город сельскохозяйственная территория. Наиболее крупными полисами были Афины, Спарта, Коринф, Аргос, Фивы.
В политическом отношении Греция делилась на множество самостоятельных городов-государств. Для греческой религии, как и для древневосточных, характерен политеизм. Кроме общегреческих богов в каждой области Греции почитались и местные божества, населявшие леса, горы, источники, луга. Помимо мифов о богах и начале мира, у греков были очень распространены всевозможные мифы о героях. Важным фактором культурного развития Греции были игры, устраивавшиеся в честь некоторых богов.[]
В играх в честь богов проявляется один из важнейших элементов древнегреческой культуры — агонистика. Стремление к противоборству, состязаниям, органично присущее мировоззрению древних греков, пронизывает практически все сферы их деятельности.
В эпоху архаики наиболее развитой областью Греции была Иония (западное побережье Малой Азии), именно там возникла первая философская система античности — натурфилософия. Ее представители воспринимали мир как единое материальное целое, пытались осмыслить его закономерности. Фалес (624—546 до н. э.) - вода, Анаксимен (585— 525 до н. э.) — воздух, Анаксимандр (611—546до н.э.)— апейрон (беспредельное).
Пифагор (540—500 до н. э.) и его последователи, считая основой всего сущего числа и числовые отношения, внесли значительный вклад в развитие математики, астрономии и теории музыки. Одним из крупнейших греческих философов был Гераклит Эфесский ( 554—483 до н. э.). Большой вклад в) развитие философии внесла элейская школа, наиболее ярким представителем которой был Парменид Элейский ( 540—480 до н. э.), сформулировавший принцип тождества мышления и бытия.
В литературе эпохи архаики ведущая роль постепенно переходит от эпоса к лирической поэзии. К VI в. до н.э. как особый жанр греческой литературы оформляется басня, которую традиционно связывают с именем полулегендарного Эзопа. Один из известнейших афоризмов Эзопа: «Не поймав, цыплят не сосчитаешь».
Искусство периода архаики характеризуется поисками формы, выражающей эстетический идеал прекрасного Телом и духом гражданина полиса. В это время появляются два основных типа одиночной скульптуры — обнаженного юноши (курос) и задрапированной женщины (кора) с характерной, так называемой архаической улыбкой. Кроме того, появляются скульптурные многофигурные композиции и рельефы.
Около 700 г. до н. э. гончары из Коринфа придумали чернофигурную технику росписи сосудов, в которой неглазурованная красная глина раскрашивалась в черный цвет и расписывалась мифологическими или батальными сценами. Около 530 г. до н. э. афинские гончары предложили прямо противоположный процесс и создали более сложную по изготовлению краснофигурную керамику, росписи которой отличались более тщательной прорисовкой и разработкой деталей, и аттические чернофигурные и более поздние краснофигурные вазы с изображением сцен обыденной жизни людей.[]