Министерство Образования и Науки Республики Казахстан
Казахстанский многопрофильный институт
«Парасат»
РЕФЕРАТ
На тему: «Декоративно-прикладное искусство и убранство юрты»
Выполнила: Студент Диз/в-10-3 Назарова Т.В.
Проверил: Баирбекова А.Т.
План 1. Декоративно-прикладное искусство казахского народа. 1.1. Войлочное производство. 1.2. Ткачество и ковроделие. 1.3. Вышивка. 2. Убранства юрты 2.1. Юрта – традиционное жилище казахов. 2.2. Внутреннее убранство юрты 3. Заключение.
|
Народное декоративное прикладное искусство является наследием материальной и духовной культуры древних племен, обитавших в Великой степи. Его развитие тесно связано с кочевым образом жизни традиционного казахского общества, социально-экономическим положением, самосознанием народа и историческим процессом. Культура жизнеобеспечения казахов во многом определялась народными промыслами и ремеслами. В изделиях прикладного искусства отражены древние взгляды и мировоззрения казахов в виде различных орнаментов и узоров. Ремесла условно делились на мужские и женские. Там, где требовались значительные физические затраты: обработка дерева, кожи, кости, камня, а также кузнечное и ювелирное дело - были заняты мужчины. А вот убранство жилища, швейное дело, обработка шерсти и войлока, ткачество и ковроделие, вышивка и плетение циновки считались женскими ремеслами. Где требовалась значительная физическая сила, в таких как изготовлении войлока участвовали и мужчины. Материальной основой издавна развитого у казахов декоративно-прикладного искусства были домашние производства, связанные с обработкой продуктов животноводства, растительного сырья, металлов. В замкнутом цикле процесса домашнего производства мог участвовать любой трудоспособный член семьи.
Стремление к удовлетворению эстетических потребностей, к максимальному использованию имевшихся возможностей для художественного оформления быта вызвала к жизни различные виды декоративно-прикладного искусства. Оно было отмечено изяществом и богатством форм, четкостью орнаментальных мотивов, высокой производства и цвета, разнообразием тонов. Огромное большинство изделий домашнего производства и ремесла, имеющих ту или иную декоративную отделку, непосредственно использовалось в быту, имело определенное утилитарное назначение. В народном сознании прикладное искусство было неотделимо от всего бытового уклада.
Прикладное искусство у казахов представлено ковроткачеством, изготовлением разного типа узорных войлочных ковров и предметов домашнего обихода из орнаментированного войлока, плетением орнаментированных циновок, вышивкой, узорным ткачеством, тиснением по коже, резьбой по дереву и художественной обработкой металла (ювелирное производство).
Войлочное производство - это сложный процесс, требующий определенных навыков. Из шерсти изготовляли предметы быта и одежд. Из шерсти изготовляли различные предметы быта и одежд. Основным сырьем для выделки домашних мягких интерьеров была шерсть. От заготовки шерсти, его раскладки на циновку, вспрыскивания горячей водой, утрамбовки и т.д. до получения готового войлока принимали участие все молодые жители аула. Первейшая необходимость в жизни кочевника - создание различных частей покрытия юрты - туырлык (основания юрты), yзік (купола), тyндік (шанырак - круговое навершие). Наиболее распространенным в быту казахов был узорчатый войлок (текемет), ценимый по своему убранству войлочный ковер (сырмак) и войлочные тускиизы (панно) украшали стен юрт. Из войлока делали потники - токым под седла, шили войлочные головные уборы - калпак, плащи - кебенек, войлочные чулки для сапог - байпак, ухваты для казана - туткыш и др. многочисленные красочные войлоки в виде чехлов на сундуки - сандыккап, и для хранения мягких вещей - коржын, аяккап, тен, шабадан.
Широко была распространена и продукция тканых изделий овечьей и верблюжьей шерсти: узорные полосы - бау-баскур, узорная лента - белдеу бау, красочные паласы - алаша, такыр кілем, ворсовые ковры - калы кілем, переметные сумы - коржын, попоны для лошадей - кежім, ат жабу и т.д.
Ковры большого размера изготовляли коллективно, преимуществено из овечьей шерсти, но на основу идет и верблюжья, и козья шерсть. Ковры ткались на вертикальном и горизонтальнем ткацком станке.
С ковроделием тесно связано широко распространенный в прошлом вид коврового изделия - алаша, который ткался на узконавойном станке - ормек. Алашой застилали пол или на кереге юрты, стену дома.
Преобладающими цветами в коврах и ковровых изделиях являются мареново - красный и индигово - синий, оба в глубоко приглушенных тонах. Тона и оттенки красок своеобразны. Сочетание их свидетельствует о тонкости вкуса ковровщиц. Первоначально казахи пользовались для окраски шерсти растительными красителями, позднее - анилиновыми красками, применение которых ухудшило качество ковровых изделий.
Плетение циновок - один из древнейших промыслов. Из стебля тростника (ковыля) - ши плели циновки, часто переплетая стебли цветной шерстью таким образом, что на циновке получался цветной узор. Чиевые стебли сплетались на простейшем устройстве: два вкопанных бревна, одно от другого на расстоянии примерно 150 см, соединенных по верху балкой, На эту балку накидывались от 5 до 10 нитей, с грузилами, чиевый стебель накладывался на балку с нитями, последние перекидывались в противоположные стороны и грузила стягивали сплетенный стебель. Накладывался следующий стебель, вновь нити с грузилами перекидывались в противоположные стороны и т.д. Циновки шли на обертывание деревянной решетки юрты - кереге, служили в качестве ширмы, отделяющей в юрте кухню, были необходимы при катании войлока, на таких циновках (оре) сушили курт (сыр).
Вышивкой украшали различные бытовые предметы, части одежд. Вышивали по войлоку, хлопчатобумажной ткани, сукну, бархату и шелку. По войлоку вышивали орнамент тускиизов. Остальные виды материи применялись при создании следующих предметов: тускиіз -панно, сейсеп - покрывало постели, шымылдык - полог, которым отгораживали кровать сулгi- полотенце. Вышивкой украшали: рукава, ворот, подол и нагрудную часть платья, белдемше (распашные юбки), части головных уборов замужней женщины, свадебного головного убора - саукеле, тюбетейки и т.д. В казахской вышивке применялись следующие традиционные швы: 1- біз кесте - тамбурный шов, создаваемый с помощью крючка, 2- шым кесте - тамбурный шов, наносимый иглой, 3- баспа - гладьевой шов с прикрепом и без прикрепа, 4- тігу- шов в виде непрерывной и прерывной стежки, 5- шалма, шырыш кесте - различные названия двухрядового петельного шва.
Тускиізы - особо богатые, парадные ковры, которые являлись не только декоративным центром юрты, но и показывали благосостояние и положение хозяев. Он же входил в состав приданое и невеста сама должна была вышить тускиіз, и по его красоте судили об искусности будущей хозяйки. Тускиізы имели П- образное построение бордюра, обрамлявшего внутренний мотив - солярный круг, заполненный растительной вязью, образец солнца, дающего тепло и жизнь, божества, издревле почитаемого кочевниками. Таким образом, тускиiз не только выполняет практическое назначение как ковер, но и служит реликвией семьи, своеобразным талисманом. Он украшается с особым великолепием, его берегут, им дорожат, передают из поколения в поколение.При всем богатстве и разнообразии орнаментального искусства угадываются по древним археологическим памятникам Казахстана мотивы геометрического, зооморфного, космогонического и растительного орнаментов. Родоначальником орнаментального искусства, является широко распространенный в народном быту рогообразный орнамент. Например, зооморфные узоры: кошкар муйіз - бараньи рога, кос муйіз - парные рога, сынар муйіз - один рог. Такие мотивы, как карга туяк - воронья лапа, аша туяк - раздвоенное копыто, кусмурын - птичий клюв, кус канаты - птичье крыло, уходят в глубины сакского времени, базируясь на многочисленных сюжетах яркого искусства "звериного" стиля. К древнейшим относятся космогонические узоры. Предметы искусства с солярными знаками в древности были талисманом, оберегом. Древние солярные и геометрические мотивы: шаршы - ромбы, тумарша - амулет (треугольники), балдак - костыль (т - образные), ирек, су орнек - зигзаг, суйір - остроконечный, шынжыр - цепь, многогранных и меандровидных и сетчато-пересекающихся линиях заметны следы первобытного искусства скотоводов трехтысячелетной давности. Солнце, небо символизирует донгелек - круг, четыре сторона света - торт кулак, торткул - крестовина, шугыла - луч солнца, айгул - лунный цветок, айшык гул - полумесяц. Узор айгул - один из древнейших. В сочетании с треугольными пирамидками он встречен на памятиках искусства гуннов, на женском нагруднике из Пазырыкского кургана. Древняя символика вкладывалась в значение некоторых орнаментов. Кошкар муйіз (бараний рог) и аша туяк (раздвоенное копыто) обозначают материальное благополучие скотовода; если одежда украшалась узором туйетабан (верблюжий след), то это означало, что одежда сшита для дальней дороги; если человек желал кому-то счастья, свободы независимости, то дарил вещь со знаками кусмурын (птичий клюв), кусканат (птичье крыло). Девушки и теперь носят "кусмурын жузік", "бес білезік" браслеты на цепочке где одно кольцо - птичий клюв, другое - птичье крыло. В древности окраска изделий в определенные тона, использование в орнаментах тех или иных красок имели символическое значение, служили выражением определенных понятий и представлений. Так, синий свет - символ неба, поклонение тенгри, красный - огня, солнца, белый - истины, радости, счастья, желтый - разума, черный - земли, зеленый - весны, молодости. Таким образом, цвет и орнамент в древности имел ритуальное значение. 2. Убранства юрты