Смекни!
smekni.com

Русская идея как проблема самоидентичности русской культуры (стр. 2 из 3)

Продолжавшаяся дискуссия о самобытности России и ее исторического пути в начале 20 века была связана с двойственным пониманием роли русского народа в истории, его «мессианизмом» и «миссионизмом». Первая интерпретация приписывала народу России исключительную роль в истории, роль народа – мессии, или «богоизбранного» народа. В другой форме на русский народ возлагалась особая миссия, выраженная в сохранении христианства. Только с ним, считал Евгений Николаевич Трубецкой (1863 – 1920), должен быть связан русский путь.

Не менее значимой в «русской идее» является проблема «русской души», или специфики «национального характера» русского народа, а также проблема российской государственности, демократии, реформ и революции в России.

Свое логическое завершение «русская идея» получила в книге А. Н. Бердяева «Русская идея. Основные проблемы русской мысли 19 века и начала 20 века» (1946). В ней речь идет о своеобразии русского пути цивилизационного и культурного развития России, конечная миссия которой – объединить восточное (религиозное) и западное (гуманистическое) начала истории. Русский народ характеризуется в ней как «в высшей степени поляризованный народ», как совмещение противоположностей государственничества и анархии, деспотизма и вольности, жестокости и доброты, искания Бога и воинствующего безбожия. Противоречивость и сложность «русской души» (и вырастающей из этого русской культуры) Бердяев объясняет тем, что в России сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории – Восток и Запад. Русский народ не есть чисто европейский, но он и не азиатский народ. Русская культура соединяет два мира, она есть «огромный Восток – Запад». В силу борьбы западного и восточного начал русский культурно-исторический процесс обнаруживает момент прерывистости и даже самостоятельных периодов-образов (киевский, татарский, московский, петровский и советский) и, возможно, - полагал мыслитель, - «будет еще новая Россия».

Заключение.

Таким образом, по своему содержанию русская философия 19 – 20 веков занималась исследованием не только социально-философской проблематики вообще, но и особенностей русского самосознания и культуры, объединенных в понятие «русская идея».

Россия – уникальное сообщество народов, самодостаточное по своей сути. В ней есть все необходимое для автономной жизни, но она не замыкается. Наоборот, она демонстрирует миру образцы человеколюбия, высочайшей духовности, культурного сотрудничества самых разных народов. И она всем этим готова делиться с миром. Недаром такие выдающиеся культурологи, как А. Тойнби, О. Шпенглер, П. А. Сорокин, Н. А. Бердяев и многие другие, видели в российском культурном опыте залог грядущего возрождения мира, освобождения его от гнетущего обезличивания.

Литература:

1. Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – 7-е изд. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005.

2. Культурология: история культуры России: Курс лекций/ Кондаков И. В. - М.: ИКФ Омега – Л, Высш. шк., 2003.

3. . История философии: Конспект лекций. Учебное пособие/ Панчук Е. И. – Вологда: ВКТ, 2002.

4. Культурология: Юнита. - М.: Современный гуманитарный университет, 2002.

5. Истоки и смысл русского коммунизма/ Бердяев Н. А. - М.: Наука, 1990.

Задание 2.

Материальная культура – одна из частей целостной человеческой культуры; воплощенная в форму вещи духовность человека; результаты творческой деятельности, в которых природный объект и его материал превращены в предметы, свойства и качества и которые обеспечивают его существование в качестве человека, а, следовательно, имеют культурно-целесообразное предназначение и цивилизационную роль. В отличие от духовной культуры материальная культура более непосредственно обусловлена качествами и свойствами природных объектов, той разновидностью форм вещества, энергии и информации, которые используются человеком в качестве исходного материала или сырья при создании материальных предметов, материальных продуктов и материальных средств существования.

В материальную культуру входят разнообразные средства производства – энергетические и сырьевые ресурсы, орудия труда, технологии производства и инфраструктура среды обитания человека, средства коммуникации и транспорта, здания и сооружения бытового, служебного и развлекательного предназначений, разнообразные средства потребления, материально-предметные отношения в сфере технологии или экономических отношений, короче говоря, все виды материальных ценностей, являющихся результатами человеческого труда.

Цивилизация (от латинского) – гражданский, государственный, политический, достойный гражданина, подобающий гражданину.

Единого общепринятого значения термина «цивилизация» не существует, в разных контекстах этот термин может означать прямо противоположные понятия.

В любом случае цивилизация в ее действительности предстает как все множество и система средств (способов, технологий, орудий и т.п.) деятельности человека, возникающих начиная с определенной ступени (уровня) совершенствования общества. Важнейшей составляющей цивилизации является наряду с наукой и техникой гражданское общество со всем комплексом своих атрибутов: системой права, автономной и правопослушной личностью, равенством всех перед законом и свободой. Точно также цивилизация выступает и как нравственность, как система нормативов. Конечно, нормативы и ценности существуют в любой социальной системе, и само по себе наличие системы норм вовсе не обязательно свидетельствует о достижении обществом уровня цивилизации, однако, представление цивилизации как системы нормативов необходимо в ряде познавательных ситуаций, например, при исследовании нравственных проблем современного общества. Названные феномены могут обеспечивать все более благоприятные условия для раскрытия сущностных сил человека, то есть цивилизация является средством и условием изменения и совершенствования культуры. Как условие она, в свою очередь, может способствовать дальнейшему совершенствованию интеллекта, техники, познания, гражданского строя и тому подобное. Тогда цивилизация – это создаваемая социумом в ходе культурного процесса система средств функционирования и совершенствования человека, общества, в полнее определенный по своим свойствам и возможностям результат функционирования культуры, средство и условие ее изменения.

Литература:

1. Энциклопедический словарь по культурологии. – М.: «Центр», 1997.

2. Культурология ХХ в.: энциклопедия, т. 1. – СПб.: «Университетская книга», 1998.

Задание 3.

Кубизм – одно из первых направлений в искусстве авангарда. Возникло во Франции. Годом возникновения считается 1907 год, когда Пикассо выставил свою программную кубистическую картину «Девицы из Авиньона», а несколько позже Брак – свою «Ню». Название кубизм было дано направлению в 1909 году критиком Л. Воселем, усмотревшим в картинах нового направления множество «причудливых кубиков». Главными представителями кубизма были Пикассо, Брак, Гриз к ним примыкали и некоторые другие художники.

Кубизм возник как логическое продолжение аналитических исканий в искусстве некоторых представителей постимпрессионизма и, прежде всего Сезанна. Для первой фазы кубизма характерно развитие сезановских идей по выявлению с помощью цвета и полуобъемной формы структурных архитектонических оснований предметов натуры, прежде всего пейзажа и женской фигуры (Пикассо). Кубисты решают задачи взаимоотношения вещей друг с другом, места вещи в художественном пространстве путем применения специфических геометрических приемов и совмещения различных точек или углов зрения на предмет. В этом заключалась уже суть второго, аналитического этапа кубизма.

Аналитическим он был назван одним из его ведущих представителей Х. Гризом на основе главного принципа деконструирования формы предмета, чтобы выявить в ней ее элементарные геометрические основания. Кубисты основные ракурсы и аспекты предмета стремятся передавать в двумерной плоскости. Начинает господствовать натюрморт с музыкальными инструментами, бутылками, фруктами; реже пейзажи с дамами и портреты. Господствующим становится принцип симультанности, когда в первом изображении совмещалось несколько различных точек зрения на один и тот же предмет (фас, профиль, трехчетвертной разворот и так далее), несколько разновременных моментов бытия одного и того же предмета.

В 1911 году Брак начинает вводить в свои произведения буквы, а вслед за ним Пикассо – цифры, целые слова и их фрагменты, различные типографские знаки. Последняя, синтетическая фаза, кубизма начинается осенью 1912 года, когда кубисты вводят в свои полотна неживописные элементы – наклейки из газет, театральных программ, афиши, спичечные коробки, обрывки одежды, куски обоев.

Экспрессионизм (от латинского – выражение) – художественное направление в искусстве Германии, сложившееся в первой четверти ХХ века.

Начало новому направлению положила деятельность художников Дрезденской группы «Мост» (1905 год). В нее вошли Э. Кирхнер, Э. Хекель, О. Мюллер и другие. В эстетических трактатах экспрессионистов речь шла о преображении мира силой человеческого духа, и делались попытки найти общее для всех в сфере духовной и общественной жизни. Согласно их представлениям художественное творчество выступало как напряженная субъективность, основанная на эмоциональных состояниях художника. И как следствие этого, живопись О. Дикса, Г. Гросса и Ф. Маркса искажала реальные пропорции, пьесы Г. Кайзена превращались в публицистические драмы, в «драмы крика». Мир воспринимался экспрессионистами двояко: и как истерзанный, изживший себя, и как способный к обновлению, к перевоссозданию самого себя. Живописцы – экспрессионисты с энтузиазмом продолжали эксперименты с цветом, которые начали французские фовисты (Матис, Дерен и другие). Так же, как и для фовистов, для экспрессионистов, цвет стал основой организации художественного пространства.