Смекни!
smekni.com

Мольер 17 век (стр. 2 из 2)

«Дон-Жуан» - одно из наиболее реалистических произведений Мольера, несмотря на черты условности и даже фантастики, которые переходят в пьесу из легенды (приглашение статуи Командора и гибель Дон-Жуана). В этой комедии драматург значительно отступает от «пра­вил»: он не соблюдает трёх единств, образы действую­щих лиц, и особенно главного героя, обрисованы много­сторонне, не отличаются однокачественностью, свойствен­ной произведениям представителей классицизма. Мольер поднимает в пьесе свой голос против «сословной мора­ли», позволяющей знатному господину безнаказанно угне­тать и унижать простых людей. Вместе с тем Мольер в этой комедии снова направляет свои удары против рели­гиозного ханжества и лицемерия.

В другой комедии, «Мизантроп», Мольер противопо­ставляет светскому лицемеру честного человека, который стремится всем говорить правду в глаза. Однако сам автор с горечью подчёркивает бессилие и одиночество своего героя. Альцест смешон в своих попытках проповедями и разговорами в салонах исправлять нравы их завсегдатаев. «Мизантроп» - одна из самых мрачных пьес Мольера.

Обличение растлевающей силы денег дал Мольер в комедии «Скупой». Главное действующее лицо, скряга - ростовщик Гарпагон, - это олицетворение скупости. Страсть к деньгам вытесняет в нём все человеческие чув­ства. Он тиранит и мучит своих близких, стремясь сэко­номить лишний су.

Мольер показывает, как деньги разрушают исконные семейные связи. Скупость Гарпагона непомерна. В горо­де рассказывают, что старый скряга будто бы привлек к ответственности соседского кота за то, что тот съел у не­го остатки бараньего жира, а однажды ночью Гарпагона поймали, когда он воровал овёс у собственных лошадей.

Гарпагон смешон, но в то же время отвратителен и страшен. Этот обобщённый образ скупца, несомненно, оказал влияние на великого французского реалиста XIX в. Оноре Бальзака. В образе старика Гранде (из романа Бальзака «Евгения Гранде») много черт, родня­щих его с мольеровским Гарпагоном.

В последние годы жизни великого комедиографа, несмотря на тяжёлую, мучительную болезнь и личные невзгоды, смех его звучит попрежнему звонко и вольно, комедии его продолжают обличать тёмные и смешные стороны французских аристократов и буржуа.

Мольер снова обращается к жанру народного фарса, с которого он начал свой творческий путь. Он пишет искря­щиеся весельем комедии-фарсы «Плутни Скалена» и «Ле­карь поневоле». Сильны элементы фарса и в комедии - балете «Мещанин во дворянстве», одной из наиболее реа­листических и социально глубоких пьес Мольера (1670). Мольер поставил здесь своей задачей высмеять тупых и тщеславных буржуа, которые стремятся во всём подра­жать придворной аристократии. Пытаясь за деньги при­обрести внешний блеск и галантные манеры, они стано­вятся смешными и нелепыми, как Журден - централь­ный персонаж этой комедии. Вместе с тем Мольер сати­рически изображает в этой комедии нравы той аристокра­тии, которая для тщеславных буржуа кажется окружен­ной таким блеском.

В последней комедии, «Мнимый больной», автор вы­смеивает медиков-шарлатанов и доверчивых дураков, ко­торые у них лечатся. Смертельно больной Мольер испол­нял в этой пьесе главную роль. На четвёртой постановке комедии он почувствовал себя особенно плохо. Болезнен­ные гримасы и кашель тяжело больного Мольера публи­ка принимала за великолепную игру, награждая его бур­ными аплодисментами. Мольер всё же довёл спектакль до конца. Его перенесли домой, и через несколько часов он скончался (1673). «Оригиналы» Тартюфа - ханжи-церковники - мстили автору «Тартюфа» и после смерти. Архиепископ добился запрещения хоронить его со все­ми почестями по церковному обряду. Хоронили Мольера ночью, за кладбищенской оградой, за гробом его шла большая толпа простого народа.

РЕАЛИЗМ МОЛЬЕРА, ЗНАЧЕНИЕ ЕГО ТВОРЧЕСТВА

Мольера в истории литературы принято относить к числу представителей классицизма.

И действительно, многие существенные черты творче­ства великого комедиографа свидетельствуют о его орга­нической связи с этим литературным направлением.

Однако, подчиняясь основным законам поэтики клас­сицизма, Мольер сумел использовать все реалистические возможности, допустимые в рамках этого направления, а в ряде случаев гениальный художник выходил из этих порой стеснительных для него рамок и создавал под­линно реалистические произведения и образы, сохраня­ющие своё значение и в наши дни.

Демократические симпатии Мольера, его смелое воль­нодумство, материалистические философские воззрения великого драматурга, прекрасное знание действительно­сти и правдивое её воспроизведение, обращение к народ-номуттатру, стремление воздействовать на жизнь обще­ства, изображая его тёмные стороны, - всё это вело к тому, что в творчестве Мольера росли и крепли черты реализма.

Типичность образов, умение найти в персонажах своих произведений наиболее существенные, социально обусловленные черты изображаемого им человеческого характера - эта основная черта реализма с большой си­лой выступает во всех лучших комедиях Мольера.

Многие образы, созданные им, обладали такой широ­кой типичностью, что переросли рамки своего историче­ского периода и приобрели мировое нарицательное зна­чение.

Своих «героев» Мольер окружает не вымышленной обстановкой, в какой действуют герои классических тра­гедий, - он помещает их в типичную жизненную среду, окружает типическими обстоятельствами. Чаще всего действие его комедий развивается в буржуазной семье («Тартюф», «Скупой», «Мещанин во дворянстве»). Отно­шения между главой дома и домочадцами, хозяевами и слугами, родителями и детьми, особенности речи, склад мыслей, обычаи французских буржуа того времени пред­ставлены в комедиях Мольера с верностью и живостью.

Мольер показывает себя подлинным мастером бы­товой детали. Вместе с тем перед нами предстаёт и более широкая картина социальных отношений того времени: отношения между представителями буржуазии и дворян­ства, отношение народа к церковникам и т. п.

В обличительном содержании комедий, в выборе по­ложительных персонажей отчётливо выступают демокра­тические симпатии Мольера.

Оружие смеха Мольер использовал в целях острой социальной сатиры. Это вело к предельному заострению создаваемых им образов, к гиперболизации, т. е. усиле­нию их ведущих черт (Гарпагон в комедии «Скупой», Тартюф в одноимённой комедиями др.).

Котагедии Мольера, обладая громадной силой разобла­чения, приобретали политическое звучание. Он беспощад­но разил в них носителей общественного зла - реакционе­ров, ханжей - церковников, насильников - аристократов, он восставал против тех явлений общественной жизни и быта, которые были враждебны народу. Это делало его ко­медии поистине народными.

Несомненным реалистическим достижением автора «Тартюфа» является живой, ярко индивидуализирован­ный язык действующих лиц его комедий. Мольер широко пользовался разговорной народной речью и свободно вводил её не только в весёлые фарсы, но и наиболее «серьёзные» и «высокие» свои комедии, подобные «Тартюфу», «Мизантропу», «Дон-Жуану».

Реализм Мольера явился вершиной художественных достижений французской литературы того времени. Твор­чество Мольера оказало большое влияние на развитие всей западноевропейской реалистической литературы.

Однако, стремясь бичевать и поучать, Мольер, как и большинство писателей того времени, ещё не мог возвы­ситься до обличения самой основы зла - социального порядка, основанного на безжалостной эксплуатации на­родных масс.

Некоторая ограниченность, свойственная представите­лям классицизма, сказывается и в изображении Молье­ром человеческих характеров. Это отмечал Пушкин, ука­зывая на превосходство шекспировского реализма:

«Лица, созданные Шекспиром, не суть, как у Молье­ра, типы такой-то страсти, такого-то порока, но существа живые, исполненные многих страстей, многих пороков... У Мольера скупой - скуп и только».

Резкое деление героев на положительных и отрица­тельных, введение «резонёров», устами которых говорит сам автор, отчётливо выраженный назидательный харак­тер комедии также ограничивали реализм изображения.

Но эти черты отнюдь не снижают громадного значе­ния творчества Мольера, которое определяется не только силой воздействия его на развитие литературы, но и его влиянием на жизнь общества.

«Имя Мольера... велико и почётно, - писал В. Г. Бе­линский, - Мольер был воспитателем французского об­щества в самый интересный момент его развития, когда оно при Людовике XIV, окончательно расставшись с гру­быми формами средних веков, начало новую жизнь ума, анализа, критики. Комедии Мольера - сатиры в драма­тической форме, сатиры, в которых резкое остроумное перо его предавало на публичный позор невежество, глу­пость и подлость»1

Комедии Мольера типичностью своих образов, силой обличения пороков, возраставших на почве эксплуататор­ского общества, оказывали воспитательное влияние на ряд поколений. Они играли революционизирующую роль, обличая косные, реакционные взгляды и верования, про­свещая умы, возбуждая протест против различных форм угнетения личности. Не теряют они силы своего звучания и в наши дни.

Славные традиции Мольера служат образцом для прогрессивных писателей Запада. Как известно, оружие сатиры обладает громадной разящей силой в борьбе с поработителями и палачами народов, с тартюфами, при­крывающими свои хищнические замыслы лживыми фра­зами о братстве и помощи. И передовой литературе За­пада для успешной борьбы за мир, демократию и про­гресс в наше время особенно нужны Мольеры и Свифты.

-----------

1 В. Г. Б е л и н с к и й, «Школа женщин», сочинение Моль­ера, 1842.