ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ МОЛЬЕРА
Жан-Батист Поклен (15.01.1622, Париж, - 17.02.1673, Париж), вошедший в историю литературы под именем Мольера, родился в 1622 г. в Париже. Его отец, Жан Поклен, владевший лавкой и мастерской на одной из парижских улиц, имел наследственное звание придворного обойщика. Из старинного рода ремесленников происходила и мать Мольера. Отец надеялся, что и сын продолжит семейные традиции и станет придворным обойщиком - верным служителем короля.
Но сына влекли иные пути. Уже в детстве он полюбил театр. Во время прогулок с дедом по Парижу мальчик не раз видел представления бродячих актёров на ярмарочных площадях, полные жизнерадостного веселья и боевого задора народные фарсы. Удачливый крестьянин оставлял в дураках корыстного попа и насильника - аристократа. Молодая жена ловко надувала старого деспо- та - мужа. Сыпались звонкие пощёчины, раздавались взрывы смеха, неслось над толпой хлесткое и вольное «шутовское слово».
Иногда юный Жан-Батист приходил с отцом во дворец короля, где часто разыгрывались придворные спектакли. Там перед мальчиком развёртывалось зрелище совсем другого рода. Мерно лились стихотворные тирады возвышенных героев, задрапированных в античные плащи, величаво и плавно выступали нарядные дамы в напудренных париках. В это время начинался расцвет славы «бесподобного Корнеля», автора «Сида», создателя классических образцов французской трагедии.
И у сына обойщика родилась смелая мечта - самому стать одним из этих величавых героев сцены - сделаться актёром. Он таил эту мечту от всех, ведь к профессиональным актёрам относились тогда, как к отверженным людям, жалким бродягам.
Учился Мольер в Клермонском коллеже - одном из лучших учебных заведений того времени. Уже на школьной скамье будущий драматург познакомился с древнеримскими комедиями Плавта и Теренция. В то же время он глубоко заинтересовался трудами античных философов - материалистов и даже самостоятельно перевёл на французский язык поэму Лукреция «О природе вещей». По окончании коллежа юноша продолжал заниматься само-образованием. К этому времени относится первое его знакомство с философией Пьера Гассенди, оказавшей на него глубокое влияние.
Всячески пытаясь уклониться от занятий, «наследственным» делом обойщика и торговца, молодой Поклеп выдержал экзамен на лиценциата прав. Но юридическая карьера также не увлекала его, и он решил, наконец, открыто объявить отцу о своём желании стать актёром. Отказавшись от всех наследственных прав и званий, он вступил на новый путь и избрал себе новое имя - сценический псевдоним - М о л ь е р (Moliere). Организовав труппу из 9 человек и дав ей пышное название «Блистательный театр», он начал гастроли в Париже. Однако судьба первого театрального предприятия Мольера оказалась далеко не блистательной. Соперничать с богатыми большими театрами юной труппе было не под силу. Не хватало денег и подходящих пьес, которые могли бы привлечь внимание публики. Мольеру не раз приходилось отбывать краткосрочное заключение в долговой тюрьме Шатле. Вскоре «Блистательный театр» пришлось закрыть. Но первая неудача не обескуражила молодого энтузиаста. Он решил попытать счастья в провинции, куда и поехал в 1645 г., присоединившись к труппе бродячих актёров.
Начался трудный период в жизни Мольера - тринадцать лет скитании, беспрерывного труда и необеспеченного существования бродячего комедианта. Но эти годы послужили подлинной школой жизни, богатым источником опыта для будущего драматурга.
В те годы во Франции шла напряжённая политическая борьба. Лишённые прежних вольностей феодалы предприняли последнюю попытку выступить против абсолютизма. Однако королевская власть победила и ещё более упрочилась.
Мольер, наблюдая окружающую жизнь, делал свои выводы и обобщения; он видел, что своевольные насильники - феодалы и мракобесы - церковники глубоко враждебны народу. Однако в первых его драматических опытах, относящихся к началу 50-х годов, сатирический дар писателя ещё не развернулся полностью, он достиг расцвета десятилетие спустя.
Мольер начал деятельность драматурга, желая поправить дела своей труппы, постоянно страдающей от недостатка репертуара. Первые его произведения были написаны в духе народных фарсов. Они не дошли до нас, так как пьесы тогда ещё не печатались. От них сохранились лишь названия да отзывы современников. Повидимому, некоторые из них представляли собой лишь канву для театрального представления, небольшие сценарии, где оставлялось место для актёрской импровизации.Но вскоре Мольер начал создавать и самостоятельные комедии. Правда, сюжеты их он заимствовал из народного театра, из народных повестушек, а порой - из произведений античных авторов. Драматург говорил своим друзьям: «Я беру моё добро там, где его нахожу». Но эту сюжетную канву он расцвечивал такими яркими бытовыми чертами, в условные комические образы - маски вкладывал такое живое современное содержание, что получались совсем новые произведения, отличавшиеся остротой и свежестью. И публика принимала их с восторгом. Сам автор талантливо исполнял главные комические роли своих пьес. Известность труппы всё росла, отзывы о театре донеслись до столицы. Друзья Мольера стали уговаривать молодого короля Людовика XIV вызвать драматурга с его труппой в Париж. В 1658 г. состоялось первое представление мольеровского театра в королевском дворце.
Трагедия, которую поставила провинциальная труппа, не вызвала особых похвал, но последовавшая за ней комедия - фарс «Влюблённый доктор» была настолько полна жизнерадостного веселья и притом так хорошо сыграна, что привела в восторг зрителей и вызвала одобрение короля. Театр решено было оставить в Париже.
В 1659 г. Мольер создаёт первую свою сатирическую комедию «Смешные жеманницы». В этой пьесе он остро высмеивает увлечение салонно - аристократической литературой и великосветскими нравами, показывал тот вред, который оно приносит обществу.
Комедия вызвала вражду к её автору в реакционных кругах общества и прежде всего в аристократических салонах.
Возрастающий успех театра Мольера содействовал тому, что эта глухая вражда постепенно перешла в подлинную войну, объявленную реакционерами драматургу - обличителю. Они стараются повредить Мольеру, заставить его замолчать. В 1660 г., пользуясь отсутствием короля, они выгоняют труппу из занимаемого ею помещения. Однако эти попытки ни к чему не привели.
В 1661 г. Мольер написал и поставил новую комедию - «Урок мужьям», а в следующем, 1662 г., - «Урок жёнам». В обеих этих пьесах, и особенно остро во второй из них, Мольер восстаёт против деспотизма мужей, основанного на материальной зависимости и угнетении женщины, против подавления естественных склонностей во имя денежного интереса.
Пьеса «Урок жёнам» вызвала ожесточённые нападки со стороны врагов Мольера, число которых всё возрастало. Вокруг комедии разгорелись литературные бои. Враги драматурга пытались всячески её опорочить, обрушиваясь на реалистические её черты. Авторы многочисленных пасквилей и пародий на пьесу Мольера пытались доказать, что она груба, написана в угоду низкой черни.
Но драматург дал достойный отпор своим врагам, разя их литературным оружием. Одну за другой, с необычайной быстротой он создал две комические пьесы: «Критика Урока жёнам» и «Версальский экспромт». Отвечая в них клеветникам и недоброжелателям, Мольер показывает всю несостоятельность их нападок и вместе с тем высказывает свои взгляды на задачи комедии, подчёркивая общественную воспитательную роль этого жанра и давая ему новое социальное осмысление. «Если во всех старых комедиях можно всегда найти весёлого слугу, который заставляет зрителя хохотать, так в нынешних пьесах для всеобщего развлечения нужен уморительный маркиз», - утверждает Мольер.
Разбитые в литературных боях враги стали донимать драматурга личными выпадами, грязной клеветой на его частную жизнь. Но им не удалось сломить Мольера. В борьбе и полемике его сатирическое дарование всё шире развёртывалось и крепло.
В 1664 г. Мольер создаёт свою великую комедию «Тартюф», в которой направляет правляетудар против церковников, корыстных и хищных лицемеров, угнетающих и развращающих французское общество под предлогом нравственного его исправления. Комедия была поставлена в Версале во время пышных дворцовых празднеств, носивших название «Увеселения волшебного острова». К оформлению этих королевских развлечений был привлечён и Мольер. Но драматург использовал версальские сады как трибуну для нового своего смелого сатирического выступления. Негодование церковников и реакционеров было неописуемо. Организовался целый «заговор святош» против драматурга, и они добились запрещения комедии.
Началась длительная борьба Мольера за «Тартюфа». Он пишет на имя короля прошение, в котором заявляет: «Тартюфам удалось ловко втереться в доверие Вашего величества, и оригиналы добились запрещения копии». Но заявление не помогло, Мольер переделал пьесу.
Король разрешил к постановке комедию в её новом варианте. Но парижский архиепископ запретил исполнять и смотреть «еретическую» комедию под угрозой отлучения от церкви.
В разгар борьбы за «Тартюфа» Мольер написал две замечательные комедии - сатиры: «Дон-Жуан» (1665) и «Мизантроп». В первой из них он под обличием легендарного обольстителя женских сердец Дон-Жуана нарисовал типический образ французского аристократа, разоблачив его моральное разложение.