Он ввел понятие «социальная структура» еще в 1914 году, но окончательно это понятие было им углублено и точно проработано уже в 30-х годах. В окончательной формулировке социальная структура соотносится с взаимодействием индивидов, а организация — с взаимодействием деятельности. В то же время он заменил понятие «социальная система» на понятие «культура». Все эти изменения были взаимно связаны.[3] Главной целью Рэдклифф-Брауна было абстрагирование общих черт и поиск сравнимых типов и вариаций, и он полагал, что единственно приемлемым методом получения систематического знания является проверка ряда последовательных гипотез с помощью фактов. В целом он опубликовал около семидесяти работ. Все они написаны четким языком, в безукоризненном стиле, и логика изложения в них соединена с богатым научным воображением. Он имел вкус к классификациям и типологиям. Рэдклифф-Браун ввел оборот большое количество новых точных терминов, в частности характеризующих оттенки родственных отношений. Он участвовал лишь в двух продолжительных полевых экспедициях: на Андаманские, острова (1906—1908) и на северо-запад Западной Австралии (1910—1912), однако нельзя сказать, что он предпочитал кабинетную работу. Он в равной степени свободно владел как эмпирическими методами, так и приемами глубокого теоретического анализа изучаемых явлений. В работе «Социальная организация австралийских племен», охватившей все известные тогда племена аборигенов, он каталогизировал, классифицировал и произвел аналитические обобщения и синтез огромного количества данных о специфике социального поведения в зависимости от пола, возраста, языковой принадлежности, обычаев, обладания территорией, родственных связей, брака и пр. От этого монументального обзора различий в рамках гомогенности берут свое начало, помимо типологий, определивших развитие научной мысли многих поколений обществоведов, первые формы аналитических обобщений систем взаимоотношений, например, структурирование отношений по принадлежности к конкретному поколению, возрасту, полу. Кроме этих двух исследований он провел еще четырнадцать, посвященных тотемизму, первобытному праву, санкциям, патриархальной и матриархальной преемственности, табу, шутливым взаимоотношениям, религии, системам родственных связей, теории сравнительной социальной антропологии и политическим системам. По его определению, социальная антропология функций, структур и родственных связей имеет дело с отношениями реальной взаимосвязанности, с «продолжающейся организацией индивидов во взаимоотношения, определяемые или контролируемые институтами, то есть социально учрежденными нормами или образцами поведения». Предметом такого изучения является «реальная и конкретная» социальная структура, являющаяся следствием «ролевой деятельности» индивидов, занимающих определенные «позиции» в этой структуре. В целом социальная антропология, по Рэдклифф-Брауну, состоит из общей теории и центральной теории. Общая теория имеет дело с тремя группами проблем. Первая — это статические или морфологические проблемы: что это за общество, его сходства и различия с другими обществами, как можно их сравнивать и классифицировать. Вторая область — социальная динамика: как функционируют различные общества, как они поддерживают существование свое. Третья группа — проблемы развития: как общество изменяет свой тип, как образуются новые общества, каковы общие закономерности социальных изменений. При этом общая теория в изучении этих вопросов делает упор на сформированные Спенсером три аспекта адаптации: на экологическую адаптацию к физическому окружению; на социальную адаптацию, то есть институциональную организацию, с помощью которой поддерживается социальный порядок; и на социализацию или «культурную адаптацию» индивидов. Центральная теория имеет дело, с детерминантами социальных отношений всех типов. Рэдклифф-Браун сформулировал ее в терминах коадаптации, или подгонки и гармонизации индивидуальных интересов или ценностей, что делает возможным «отношения ассоциации» и «социальные ценности». Идея коадаптации играет важную роль в концепции Рэдклиффа, но ее логические и концептуальные импликации разработаны недостаточно, равно как и статистические и динамические аспекты коадаптационного процесса. Он считал наиболее важной задачей изучение социальных структур, но допускал, что «изучение социальной структуры непосредственно ведет к изучению интересов и ценностей как детерминантов социальных отношений» и что «социальная система может рассматриваться и изучаться как система ценностей».
Итак, у Рэдклифф-Брауна была достаточно длинная и насыщенная жизнь. Он получил подготовку по химии и анатомии в Миддлсекском колледже, в Школе короля Эдуарда в Бирмингеме — по медицине, в Кембриджском университете по психологии. В течение научной деятельности он предложил свое определение социальной антропологии, выделил 3 понятия, которых считал основополагающими в социальной антропологии, написал около 70 работ, заведовал кафедрами, был учителем и т.д.
Глава 2. Структурно-функциональные методы А.Р. Рэдклифф-Брауна и их применение в социальной антропологии.
§1. Основные идеи структурного функционализма Рэдклифф-Брауна.
В формировании методологии А.Р. Рэдклифф-Брауна сыграли роль несколько ученых, таких как Г. Спенсер, Г. Дюркгейм,У. Риверс. Благодаря Риверсу Рэдклифф-Браун отправляется в экспедицию на Андаманские острова, где собрал замечательный материал, за который получил ученую степень. После каждой своей экспедиции ученый создавал научную работу, в которой выражал методологические идеи структурного функционализма.
В книге «Структура и функция примитивного общества» собраны работы, изданные ранее такие как «Брат матери в Южной Африке», «О социальной структуре», «О понятии «функция» в социальных науках». Он выделяет 3 понятия важных для структурного функционализма – «процесс», «структура», «функция». Эти 3 понятия взаимосвязаны. Применение понятия «функция» к человеческим обществам основано на аналогии между социальной жизнью и жизнью органической. Первое системное определение этого понятия в приложении к строго научному изучению общества было дано Эмилем Дюркгеймом в 1895 г.[4] Определение Дюркгейма состоит в том, что «функция» социального института есть его соответствие потребностям социального организма. Это определение требует некоторых усовершенствований. Для прояснения понятия «функция» и связки его с понятием «структура и процесс» автор обращается к аналогии между социальной жизнью и органической жизнью. Биологический организм представляет собой скопление клеток и промежуточных жидкостей, взаимно организованных не как конгломерат, но как интегрированное живое целое. Система связей между этими единицами представляет собой органическую структуру. Организм сам по себе не является структурой; он есть собрание единиц, организованных в структуру, т.е. составляющих сеть связей; организм обладает структурой. Две взрослые животные особи одного вида и одного пола состоят из сходных единиц, собранных в сходные структуры. Структура, таким образом, может быть определена как сеть связей между некими единствами. На протяжении всей своей жизни организм поддерживает непрерывное существование структуры, хотя и не сохраняет полной идентичности своих составных частей. Процесс, поддерживающий непрерывность структуры организма, называется жизнью. Исходя из смысла, вкладываемого здесь в слово «функция», жизнь организма следует рассматривать как функционирование его структуры. Именно через посредство и благодаря непрерывности функционирования поддерживается непрерывность существования структуры. Накладывая органическую структуру на социальную жизнь можно обнаружить и социальную структуру, где основными единицами являются человеческие существа, которые связаны определенной сетью социальных отношений в интегрированное целое. Социальную жизнь сообщества определяется как функционирование социальной структуры.[5] Функция всякой повторяющейся деятельности, такой, как наказания за преступления, например, или погребальные церемонии, — есть та роль, которую эта деятельность играет в социальной жизни в целом, и также вклад, который она вносит в поддержание непрерывности структуры.
Таким образом, понятие «функция» — как оно здесь определяется — влечет за собой понятие о структуре, состоящей из сети связей между единицами-единствами, а также понятие о непрерывности структуры, поддерживаемой процессом жизни, который обеспечивается деятельностью составляющих единиц.[6] Функция конкретной социальной практики — это ее вклад в общую социальную жизнь, т.е. в функционирование социальной системы в целом. Такой подход предполагает, что социальная система (социальная структура общества в целом вместе с совокупностью социальных практик, в которых структура проявляет себя и от которых зависит непрерывность ее существования) обладает определенного рода единством.