Министерство образования и науки
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия
Кафедра теории и истории мировой культуры
Доклад.
Структурно-функциональные методы А.Р. Рэдклифф-Брауна в истории социальной антропологии (Структура и функция в примитивном обществе).
Выполнила: студентка 4 к.
спец-ть «Культурология»
Королева А.Ф.
Проверила: Ягафова Е.А.
Самара, 2009г.
Содержание.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Биография А.Р. Рэдклифф-Брауна……………………………………..5
Глава 2. Структурно-функциональные методы А.Р. Рэдклифф-Брауна и их применение в социальной антропологии………………………………………12
§1. Основные идеи структурного функционализма Рэдклифф-Брауна……...12
§2. Критика структурного функционализма…………………………………...16
Заключение…
Литература….
Введение.
Такое направление в социальной антропологии как функционализм зародилось в Британии в начале CC века. Центральными фигурами в этой школе являются Б. Малиновский, А.Р. Рэдклифф-Браун. В этом направлении социальной антропологии на первый план выходит поиск информации с помощью полевых исследований, т.е. необходимо личное знакомство с культурой для дачи адекватной оценки, анализа культуры, общества. С появлением функционализма произошел переворот в методологии в характере определения предметной области, то есть теперь культура понимается как система из множества элементов, деятельность которых определяется функцией; институты удовлетворения потребностей человека разделяются на базисные и другие, интегрированные; ключевую роль в обществе отводится обычаям, традициям.
Представители каждого нового появляющегося научного течения критикуют методические основы предыдущего направления в науке, например, спор эволюционистов и диффузионистов. Так же осуждается и структурно-функциональное направление, как предшественниками и так современными учеными.
Рэдклифф-Браун первый рассматривает антропологию как науку о человеке и всех аспектах человеческой жизни (включая физическую антропологию и археологию). Науку о культурах он делил на две части — этнологию и социальную (культурную) антропологию. Этнология представляет собой конкретно-историческое изучение отдельных народов, их внутреннего развития, культурных связей между ними. Основной метод этнологии — историческая реконструкция. Социальная же антропология имеет своей задачей поиски общих закономерностей социального и культурного функционирования и развития. Особенностью научного кредо А. Рэдклифф-Брауна являлось то, что он, в отличие от Б. Малиновского, не отрицал и исторического изучения культур.[1]
Целью исследования является выявление особенностей структурно-функциональных методов А.Р. Рэдклифф-Брауна и их роли в развитии социальной антропологии как науки. Задачами исследования является:
1. Ознакомиться с биографией ученого.
2. Охарактеризовать книгу «Структура и функция в примитивном обществе», в которой содержатся основные положения его структурного функционализма.
3. Сравнить точки зрения ученых и Рэдклифф-Брауна на проблему структурного функционализма.
Глава 1. Биография А.Р. Рэдклифф-Брауна.
Альфред Реджинальд Редклифф-Браун (1881—1955) -— английский социолог и один из наиболее известных антропологов первой половины XX века. Благодаря его усилиям социальная антропология сформировалась как современная теоретическая и эмпирическая научная дисциплина.
В детстве Рэдклифф учился в Королевской школе коммивояжеров, а затем в течение двух лет был стипендиатом средней школы короля Эдварда в Бирмингеме. Прослушав в течение года курс «начальных медицинских наук», Рэдклифф-Браун победил в конкурсе на право обучаться на отделении психологии в Тринити-колледж Кембриджского университета. В Кембридже, куда Альфред поступил в 1901 г., познакомился с Уильямом Риверсом, человеком, сыгравшим в его жизни важную роль. Благодаря Риверсу Альфред не перешел, как хотел на отделение естественнонаучных дисциплин, а стал изучать психологию. В это время сформировались научные интересы молодого Альфреда — он стал заниматься сравнительным изучением систем классификационного родства примитивных народов. В годы пребывания в Кембридже Рэдклифф-Браун, занимаясь проблемами социальной организации примитивного общества, проявлял пристальный интерес к истории социологической мысли Западной Европы от эпохи Просвещения до современных ему мыслителей. Глубокий след в его сознании оставили лекции А.Н.Уайтхеда по философии науки, так же на него оказали влияние работы О.Конта, Г.Спенсера, однако совершенно особое влияние на него оказали социологические идеи Э.Дюркгейма.
В 1906 г. Рэдклифф-Браун закончил университет. Атмосфера поиска адекватной антропологической теории была весьма характерна для Кембриджского университета вначале XX в. Образование, которое здесь получил Рэдклифф-Браун, ориентировало на этот поиск. В кембриджскую школу устремились ученые-естественники, т.е. химики, психологи, юристы и т.д. Приток ученых-естественников по-новому поставил вопрос о естественнонаучном характере социальной антропологии, который виделся им не столько в преобразовании уже существующей биологической теории эволюции в социологическую теорию, сколько в разработке принципов и процедур экспериментального изучения общества. Экспериментальное изучение примитивных обществ выразилось в методике полевых исследований. Интенсивная полевая деятельность кембриджцев с неизбежностью выдвигала на передний план проблему метода, намеченную в общих чертах еще О.Контом. Этот метод и был воспринят Рэдклифф-Брауном. Ситуация в британской социальной антропологии начала века и весь ход обучения Рэдклифф-Брауна в университете подводили его к мысли о необходимости личного проведения полевых работ. Свою диссертацию он мыслил подготовить исключительно на базе собранного им в экспедиции материала. Благодаря стараниям Риверса в 1906 г. Рэдклифф-Браун отправился на Андаманские острова. Выбор андаманцев в качестве объекта исследования был не случаен. Воспитанный в духе эволюционистской антропологии, Рэдклифф-Браун ставил перед собой задачу изучения происхождения социальных институтов, в частности религии и систем родства. На Андаманских островах Рэдклифф-Браун пробыл до 1908 г. Здесь он собрал богатый материал по этнографии островитян и на его основе написал труд, благодаря которому он получил ученую степень и был принят в Тринити-колледж Кембриджского университета. В этом колледже, а также в Лондонской школе экономических и политических наук— структурном подразделении Лондонского университета — Рэдклифф-Браун в 1909-1910 и в 1912-1914 гг. читал лекции по антропологии примитивных обществ. В это время он еще не выработал самостоятельной теоретической позиции.[2]
В 1910 г. Рэдклифф-Браун, сделав перерыв в своей преподавательской деятельности, отправился в экспедицию к аборигенам Австралии. В экспедиции 1910—1912 гг. Рэдклифф-Браун изучал социальную организацию племен штата Западная Австралия, причем значительную часть времени он опрашивал аборигенов, помещенных в лепрозорий на о-ве Берниер. Снова в Австралию Рэдклифф-Браун приехал в 1914 г. для участия в работе антропологической секции Британской ассоциации содействия развитию науки, а вернулся на родину лишь спустя четверть века. До 1920 г. он не занимал официальных постов в научных учреждениях. До 1916 г. он работал школьным учителем в Австралии, с 1916 по 1919 г. был директором департамента народного образования в Королевстве Тонга (британский протекторат в Полинезии), в 1919 г. заболел испанкой и по совету врачей переехал к своему брату Герберту в Йоганнесбург (Южная Африка). Здесь он зарабатывал на жизнь преподаванием английского языка во вновь открытом университете и занимал незначительную должность в местном музее. Также он заведовал кафедрами в университетах Кейптауна (1920-1925), Сиднея (1925—1931), Чикаго (1931—1937) и Оксфорда (1937-1946). Он также читал лекции в университетах Китая и Бразилии был профессором и директором Института социальных исследований в Александрии (Египет). Много сил и времени он отдавал стимулированию других исследований и организации широкомасштабных проектов. В Южной Африке он открыл Школу африканской жизни и языков, в Сиднее вместе с Австралийским национальным исследовательским советом создал журнал «Океания» и руководил чрезвычайно интенсивными научными разработками. Среди его многочисленных научных заслуг можно назвать, например, его членство в Амстердамской королевской академии наук, почетное членство в Нью-Йоркской академии наук и в Британской академии, он был избран первым президентом Британской ассоциации социальных антропологов, президентом Королевского антропологического общества.
В методологическом плане его социальная концепция была синтезом разнообразных элементов: теории реальности Гераклита, теории процесса Г. Спенсера, эпистемологической теории Г. Дюркгейма. Кроме того, значительное влияние на него оказали Юм, Сэмюэл Александер, Уайтхед, Ралф Бартон Перри и китайская философия. Он был убежден, что конкретные события социальной жизни — это факты, к которым должны быть приложены все научные понятия и теории. Своеобразный синтез концепций Гераклита, Спенсера и Дюркгейма привел его к созданию концепции типов и форм социальной структуры как основанного на доверии равновесия в устойчивых системах.
Собственный творческий подход он создает в 1908 году, будучи аспирантом и сформулировав три основных требования к науке о человеческом обществе: рассматривать социальные явления в качестве природных фактов и таким образом подверженных действию обязательных условий и законов, которые в принципе могут быть открыты наукой; быть приверженным методологии естественных наук; использовать только такие обобщения, которые могут быть проверены и верифицированы. В своих работах он никогда не нарушал этих правил. Основные его идеи и метод были реализованы уже в ранних работах: «Андаманские островитяне» (1922), «Методы этнологии и социальной антропологии» (1923), «Брат матери в Южной Африке» (1924), классическое же воплощение они получили двумя годами позже в работах «О понятии функции в социальной науке», «О социальной структуре», «Социальная организация австралийских племен». Вместо объяснений социальных явлений в исторических и психологических терминах, что он полагал невозможным, Редклифф-Браун предложил объяснить их как устойчивые системы адаптации, коадаптации и интеграции. Главная его рабочая гипотеза состояла в том, что жизнь общества может рассматриваться как динамическая система взаимозависимых элементов, основанная на взаимной вере. Составляющие ее взаимные элементы являются функционально совместимыми друг с другом.