Содержание
Введение. 3
Что такое традиция и зачем она нужна.. 3
Традиции: их сущность и структура.. 6
Традиции и новаторство в культуре. 8
Идеальное отношение к традиции.. 9
Заключение. 11
Список литературы.. 12
Культура - это не только прекрасные произведения искусства, это духовная жизнь общества в целом, достижения науки, искусства, усвоенный в процессе обучения и восприятия способ поведения, духовный мир личности, уровень развития чего-либо, совокупность традиций передаваемых норм деятельности и поведения. Действительно традиции, обычаи, обряды, ритуалы играют немаловажную роль в нашей жизнедеятельности и непосредственно в нашем развитии. С другой стороны эти слова могут вызвать представления о силе прошлого, стремящейся подчинить себе новое, молодое, задержать ход развития жизни. Именно так мы иногда представляем смысл этих древних и мудрых слов, забывая порой, что обычаи и традиции всегда закрепляют то, что достигнуто в общественной и личной жизни, именно они стабилизируют общественные отношения, закрепляя то, что было достигнуто веками поколениями наших предков.
Цель моей работы заключается в раскрытии лишь некоторой части влияния традиций на жизнь человека, а значит и культуру, потому, что именно человеческое общество создало культуру, созидая опыт накопленный им в прошествии многих лет.
Что такое традиция и зачем она нужна
Что мы понимаем под традицией и зачем она нужна? В полной мере этот термин относится к всеобъемлющей культурной Традиции, то есть к традиции религиозного, национального типа, которая охватывает все аспекты человеческой жизни. Традиции более узкого и локального характера, более низкого ранга - политическая, в искусстве, науке и т.д., - являются в конечном итоге лишь вторичными ответвлениями от мощного древа тотальной Традиции, и даже более конкретно - от ее самой активной составляющей, религиозной традиции. Так, в начале науки и искусства лежит чисто религиозная энергия движения к Богу через его творения; философия рождается как служанка теологии; политика в своем высшем проявлении - это битва цивилизаций, битва разных проектов бытия, т.е. разных вер, которая часто так и предстает - в виде религиозных войн. Даже характерный для культуры тип экономики и хозяйства часто можно возвести не только к цивилизационной, но и религиозной традиции.
Традиция - это форма организации огромного числа индивидуальных воль в единый творческий проект. В любой области, будь то культура, наука, экономика, политика, государственное строительство, действительно важные вещи создаются усилиями многих и многих людей. Даже гении в науке или искусстве не приходят на пустое место, а стоят на плечах у предшествующих поколений, отталкиваются от того, что сделано ими. Традиция позволяет связать в одно целое усилия не только современников, но и людей, принадлежащих разным поколениям, наладить спонтанное сотрудничество и взаимопонимание людей, которые никогда не встречались и не встретятся друг с другом.
Далеко не всякий глобальный проект может лечь в основу полноценной традиции. Не каждое объединение воль многих людей заслуживает права называться Традицией в подлинном смысле этого слова. Традиция, с большой буквы, - это только такой проект, который дает место полноценной, духовно свободной человеческой личности. Традиция рассчитана на вполне суверенную личность, стадо здесь не при чем. Огромная духовная притягательность традиции делает возможным резонанс на сверхсознательном уровне, позволяет наладить спонтанную координацию суверенных воль.
Традиция есть то, что снимает противоположность индивидуализма и коллективизма. Традиция - это единственный способ совместить индивидуальную судьбу активной и самостоятельной личности с коллективной самоорганизацией отдельных воль в рамках общего проекта. Поскольку ни индивидуализм, ни коллективизм в своей грубой форме для полноценного человека не подходят, живая традиция - это единственная форма обеспечить полноценное существование личности. В отсутствии традиции возможна либо стадная форма коллективизма, коллективизм без личности, либо полный распад общества на отдельные атомы, который, в силу слабости отдельной личности, неизбежно приводит опять же к стадному конформизму.
Органичная живая традиция позволяет проявиться истинному коллективизму, то есть солидарной воле внутренне свободных индивидов. И она же, приходя к человеку извне, вовлекая его в великий проект, пробуждает в нем колоссальные творческие силы и наделяет индивидуальностью. Традиция - это не только путь от индивидуализма к коллективизму, как обычно полагают, а путь от стадности, массовости (неважно, сплоченной или атомарной) к самобытной человеческой судьбе, обладающей смыслом и целью. Когда мы сетуем об утрате традиции, мы заботимся не сумме ветхих обрядов и догм, а о личности, которая в мире без традиции не может быть полноценной, которую неминуемо ждет либо стадная, либо атомарная форма конформизма.
В отсутствие живой традиции отдельные воли неизбежно будут взаимно аннигилироваться, бессмысленно разрушая то, что сделано другими. Пока традиция жива, эта борьба сводится к минимуму, отдельные воли помогают друг другу и опираются друг на друга. И каждый новый шаг на этом пути еще больше расширяет диапазон будущих свершений. И наоборот, когда традиции нет, потомки используют наследие предков просто как строительный материал в своих мелких частных проектах. В такие эпохи искусство сводится к примитивному "самовыражению", к излиянию минутных эмоций и животных инстинктов, которое издевательски облекается в унаследованные от прошлого высокие формы; государство, построенное тысячелетними усилиями многих поколений, распадается на феодальные княжества; хозяйство целой страны превращается в добычу обезумевших от жадности негодяев, которые растаскивают и разваливают все что только можно.
Отнюдь не любой проект способен вызывать такую спонтанную координацию воль, которая длилась бы столетиями, и любое покушение на которую заставляло бы людей жертвовать собственным благополучием и даже жизнью. Если воля, выраженная в проекте, будет восприниматься людьми как нечто чуждое, внешнее, навязанное извне, как фантазия каких-нибудь посторонних умников, это неизбежно вызовет сопротивление и фрустрацию, никакой согласованности усилий не получится и дело зайдет в тупик. Важна именно спонтанная, стихийная координация воль, дающая начало традиции. Этот проект должен родиться сам, он должен быть нащупан людьми интуитивно, восприниматься как естественный движущий принцип их собственной воли, как источник силы и радости.
Как показывает история, те проекты, которые лежат в основании жизнеспособных традиций, почти всегда являются неформализируемыми, не поддаются рациональной дешифровке. Чаще всего традиция постигается людьми нерационально и происходит это по двум причинам. Во-первых, потому что самоорганизация отдельных воль требует не столько общей теории, сколько общего порыва, общего настроения. Во-вторых, потому что проект, лежащий в основании действительно великой традиции, должен быть огромен и всеохватен. Любая рациональная доктрина может охватить только часть, только один из аспектов этого проекта; любые доктрины, кодексы и заповеди оказываются лишь слабым приближением к его сути. Теорема Геделя верна не только в математике - любая достаточно богатая предметная область не поддается тотальной аксиоматизации и каталогизации, если мы не можем выйти из нее и взглянуть извне, из пространства более высокого ранга. А Традиция - именно такая всеобъемлющая сфера, где мы всегда оказываемся внутри, внутри одной из них, и никак не можем выбраться наружу. Поэтому здесь мы всегда будем натыкаться на что-то такое, чего нельзя вывести из первоначального набора аксиом. Пока она живет и развивается, в ней всегда будет рождаться то, чего никак нельзя вывести из первоначального наброска, из доктрин, сформулированных вначале. Прогнозировать тут что-либо невозможно, она всегда ставит нас перед свершившимся фактом. Обилие таких сюрпризов и есть признак полноценной Традиции, в отличие от подделки и пустышки. Во всех своих аспектах проект, лежащий в основании традиции, можно изучить только post factum, когда этот проект будет полностью осуществлен, когда традиция завершится и угаснет, и нашему взору предстанет огромный перечень ее деяний и прозрений.
В начале, когда традиция только рождается, люди просто интуитивно нащупывают этот проект в виде некой неопределенной интенции, почти иррационального стремления или настроения, которое овладевает многими индивидами и кажется им важным и значительным. К чему приведет этот порыв после, они еще толком не знают, но инстинктивно чувствуют величие и достоинство этого проекта, и даже готовы отдать за него жизнь. Вспомним, как рождалось христианство и христианская культура: поначалу это было вполне иррациональное стремление бежать от мира, антисоциальная одержимость, фанатичная уверенность в близком конце света. Но со временем этот порыв оформился во вполне жизнеспособную культуру, которая легла в основание европейской и православной цивилизаций. Так рождалось христианство, так рождался ислам, так рождалась почти любая религия, цивилизация или национальная культура. В начале любой традиции лежит сверхрациональный бунт против современности, против натиска внешних сил, который постепенно приобретает все более и более позитивную направленность. (Хотя, конечно, не любой стихийный бунт способен привести к рождению традиции.)
Итак, если дать полноценной Традиции рационалистическое, т.е. заведомо неполное и ограниченное определение, получим следующее:
Традиция - это нерационально постигаемый великий всеобъемлющий творческий проект, который приводится в движение органичной солидарностью духовно свободных личностей.