Виды рельефа:
Барельеф - вид скульптуры, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона.Но не более чем на половину объема.
Горельеф - вид скульптуры, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину объема. Горельефы часто используют для украшения архитектурных сооружений и декоративных изделий. Они позволяют отобразить многофигурные сцены.
Контррельеф - вид углублённого рельефа, представляющий собой негатив барельефа.
Строгий или классический рельеф - изображает обыкновенно только человека.Изредка немногие предметы, активно участвующие в действии.Стремится соблюдать чистоту и неприкосновенность передней и задней плоскостей. Задняя плоскость в таком рельефе является абстрактным фоном.Передняя , мнимая плоскость подчеркнута, во-первых, тем, что фигуры изображены в одном плане, двигаются мимо зрителя и, во-вторых, что все выпуклые части фигур сосредоточены на передней плоскости рельефа.
Свободный или живописный рельеф - сущность в отрицании плоскости фона, её уничтожении, или в илюзии глубокого пространства, или в слиянии фигур с фоном в оптическое целое. Годится менее, чем классический для украшения стены. В эпоху Ренессанса его обычно применяли для украшения легких ажурных конструкций (кафедр, табернаклей) или для маскировки пролетов ( двери флорентийского баптистерия).1. Фигуры теснятся одна над другой, закрывают весь фон до верхней рамы, создавая впечатление, что почва поднимается отвесно . Главная стилистическая задача этого
типа рельефа -- создать динамическую композицию, с бурным ритмом движения,
прорезанную глубокими тенями и яркими бликами.
2. Характеризуется, прежде всего, глубиной перспективно расширяющегося
пространства и пейзажным или архитектурным "раскрытием" фона, а также
постепенным сокращением вышины рельефа от круглых фигур переднего плана до
чуть заметной вибрации формы в глубине.
Обратный рельеф - разработка идет не с передней, а с задней плоскости и разворачиваеткомпозицию задом наперед.
ПЕРСПЕКТИВА И ЕЁ ВИДЫ:
Персепектива-изображение предметов в пространстве на плоскости, либо любой другой поверхности в соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров.
ВИДЫ:
1.Тональная перспектива- техника живописи.Изменение в цвете, тоне предмета.Изменение контрастных характеристик в сторону уменьшения, при удалении вглубь пространства. Тональная перспектива отличается наличием точки схода для вертикальных граней, расположенных ниже или выше линии горизонта.
2.ПРЯМАЯ ЛИНЕЙНАЯ ПЕРСПЕКТИВА:
Линейная перспектива- изображение, построенное на плоскости.Плоскость может распологоться вертикально, наклонно, горизонтально, в зависимости от назначения перспективных изображений.Вертикальная плоскость, на которой строят изображения с помощью линейной перспективы, используется при создании станковой живописи и настенных панно.Построение изображений на наклонных плоскостях применяют в монументальной живописи (соборов, дворцовых сооружений, росписи на наклонных фризах).Построение на горизонтальной плоскости применяют при росписи потолков.
Обратная линейная перспектива - применяется в древнерусской живописи и византийской, при которой изображенные предметы представляются увеличивающимися по мере удаления от зртеля.Картина имеет несколько горизонтов и точек зрения. Обратная перспектива образует целостное пространство, ориентированное на зрителя. Обратная перспектива отвечает задаче воплощения сакрального содержания в зримой, но лишенной материальной конкретности форме.
ПАНОРАМНАЯ ПЕРСПЕКТИВА:
Панорамная перспектива- изображение строящееся на внутренней цилиндрической поверхности.Правила панорамной перспективы используют при рисовании катин, фресок на цилиндрических сводах, потолках, в нишах, на внешней поверхности цилиндрических ваз и сосудов.
АКСОНОМЕТРИЯ:
Аксонометрия- вид перспективы , основанный на методе получения проекции предмета на плоскости.Иначе аксонометрию называют- параллельной перспективой.Передача видимого облика близкиих и небольших предметов наиболее естественнон изображение .Аксонометрия делится на три вида:
1.Изометрия-измерение по всем трем координатным осям одинаковое.
2.Диметрия- измерение по двум координатным осям одинаковое, а по третьей — другое.
3.Триметрия- измерение по всем осям различное.
В каждом из этих видов проецирование может быть прямоугольным и косоугольным. Аксонометрия широко применяется в изданиях технической литературы и в научно-популярных книгах благодаря своей наглядности.
СФЕРИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА:
Сферическая перспектива- это вид где несколько точек зрения. В этой перспективе присутствуют наклон вертикальных осей к центру, разворот плоскостей к переднему плану. При изображении предметов в данной перспективе все линии глубины будут иметь точку схода в главной точке и при этом будут оставаться прямыми.Также строго прямыми будут главная вертикаль и линия горизонта. Все остальные линии будут по мере удаления от главной точки все более и более изгибаться, трансформируясь наконец в окружность.
ВОЗДУШНАЯ ПЕРСПЕКТИВА:
Воздушная перспектива-этой перспективе характерны исчезновение четкости и ясности предметов по мере их удаления от глаз наблюдателя. На дальнем плане уменьшается насыщенность цвета.Воздушная перспектива связана с изменением тонов. Также она можнт называться тональной перспективой.
ПОНЯТИЯ ЛИНЕЙНОСТИ И ЖИВОПИСНОСТИ:
По труду написанному Г.Вельфлином, стиль классицизма линеен, он придерживается границ предмета, определяя и изолируя его.
Стиль барокко живописен, предметы естественным образом сливаются с окружением.
ПОНЯТИЕ ОТКРЫТОЙ ФОРМЫ И ЗАМКНУТОЙ ФОРМЫ:
Замкнутым называется изображение, которое с помощью большего или меньшего количества тектонических средств превращает картину в явление, ограниченное в себе самом, во всех своих частях объясняющееся собой самим. Пример портрет, голандский натюрморт.
Открытая форма наоборот. всюду выводит глаз за пределы картиныы, желает показаться безграничным.Пример пейзаж.
ДЕРЕВЯННАЯ СКУЛЬПТУРА И ЕЁ ОСОБЕННОСТИ:
Своеобразное сочетание принципов скульптуры и пластики представляет собой китайская техника "каншисту": пустой внутри деревянный остов обкладывают бумагой или грубой тканью, поверх которой кладут ряд слоев лака, в которых и производится моделировка поверхности статуи. Здесь и в материале и в технике его обработки видно сочетание принципов скульптуры и пластики.Деревянная скульптура - отстов, своего рода скелет (каркас), без которого глина не оседает.Каркас делается из проволоки и деревянных дощечек , распределяя основные линии позиции будущей статуи. Таково вида скульптура применяется для создания глинянных и восковых моделий.
Так же дерево относится к твердым материалам скульптуры.Дерево одно из древнейших и притом народных материалов, долго схранявшихся традиции крестьянского ремесла.Деревом как скульптурным материалом мастерски умели пользоваться в Древнем египте. В Греции дерево было, материалом монументальной скульптуры: так называемые ксоаны( бусформенные идолы в виде столбов или досок с нанесенным на них примитивным рисунком человеческой фигуры.
Возрождение дерева начинается с древнехристианского периода ( деревянные церкви Сайта Сабина в Риме , V век). В эпоху Возрождения , широко применялосьдля украшения алтарей, для распятия, церковной утвари.
Дерево грунтовали, иногда покрывали холстом, окрашивали и золотили.
Дерево считалось традицией крестьянского ремесла.
В эпоху Классицизма , дерево переживает новое возраждение в декоративных ансамблях церковного убранства.
Для монументальной скульптуры - мягкие липа, тополь. Твердые дуб.
Для мелкой скульптуры- прочный бук.
Дерево обрабатывали ножами, резцами ( для скадок использовали вогнутый резец) с помощью молотка. Так же применяли козью ножку - особый вид резца.
Исходным материалом для скульптура - дурувянный чурбан.Придавали четырехгранную форму.На её передней плоскости художник рисует контуры изображения. Затем при помощи инструментов(нижи , резцы) вырубаются основные плоскости будуще скульптуры.После скульптура разнимается на две части, выдалбливается внутри. Для того чтобы дерево не высохло, не трескалось. В конце работы над двумя частями скульптуры, их соединяют воедино.
Дерево более гибкий материал, чем камень.Допускает большую свободу в обработке форм, большее богатство деталей, но меньше переходов, нюансов. В дереве возможны более резкие выступы, ответления формы и более глубокие вырезы.Так же возможны острые, угловатые грани, закругленные выемки, длинные, короткие линии. Резкие контрасты, мягкое волнение поверхности.
Дефект дерева в том, что его нельзя обрабатывать во всех направлениях. Нож должен идти по волокнам, или в поперечном направлении. Нельзя рубить, резать против дерева.необходимо
отметить чрезвычайное разнообразие масштабов, доступных деревянной
скульптуре, -- от монументальных, многофигурных ансамблей (готические или
барочные алтари, кафедры и т. п.) вплоть до миниатюрных вещиц.
КАМЕННАЯ СКУЛЬТУРА И ЕЁ ОСОБЕННОСТИ:
Камень самый разнообразный материал в скульптуре.Может быть цветным, бесцветным, прозрачным, блестящим, тусклым, жестким, мягким и т.д.
Технические приемы - высекания, отнимания.
Труднообрабатываемые, крепкие материалы - обсидиан, диорит, базальт, порфир.
Мякгий, прозрачый, блестящий и как бы расплывчатый - алебастр.
Ломкая порода камня, не допускает острой и точной трактовки форм - известняк.
Мягче и пористей известника - песчаник.
Богатый материал - мрамор.
При обработке различных пород камня очень важную роль играет большая или меньшая чувствительность материала к свету.