Содержание
1. Ораторское искусство. Ораторская речь.
- группы речей
- 10 элементов хорошей речи
- 5 характеризующих элементов
- 3 «кита» на которых держится оратор
2. Эстетика речи.
3. Логика речи.
- логические законы
- ошибки
4. Аргументация.
- порядок аргументации
- виды аргументации
5. Приемы изложения речи.
6. Композиция публичного выступления.
7. Виды и жанры публичных выступлений.
- социально - политические выступления
- академические выступления
- судебные выступления
- социально-бытовые выступления
- богословско-церковные выступления
8. Контакт оратора с аудиторией.
9. Как готовится к выступлению.
Ораторское искусство – это высокая степень мастерства публичного выступления качественная характеристика ораторской речи искусное владение живым словом.
Ораторское искусство и наука о нём зародились в Древней Греции. Расцвет демократии в афинском полисе (городе-государстве) совпал с расцветом риторики. Выступления в народном собрании требовали умения выступать с убедительными речами.
Ораторская речь – воздействующая, убеждающая речь, которая обращена к широкой аудитории, произнесение профессиональных речей имеет своей целью изменить поведение аудитории, ее взгляды, убеждения, настроение. Оратор (от латинского ORARE - говорить) - человек, произносящий публичную речь. Люди, к которым обращены его слова - аудитория (от латинского AUDIRE - слышать). Оратор и аудитория взаимодействуют друг с другом в процессе устного публичного выступления, где ораторская речь возможна только при наличии обоих элементов: говорящего и слушающих.
Выступление, как правило, не готовится заблаговременно, а выражается спонтанной реакцией на все услышанное от оратора, докладчика. Во время выступления оратор может затронуть один два вопроса, дать на них откровенный ответ, не отходя от тематики повестки дня.
Все речи делятся на 3 основные группы:
- Совещательная – стремление побудить аудиторию к решению, которое ей надо реализовать в будущем.
- Осудительная – оценочная речь, анализ, какого- то существующего факта.
- Показательная – речь, призванная создать общественное мнение о ком-то или о чем-то.
Существуют 10 элементов, которые характеризуют хорошую речь:
- объективность,
- ясность,
- образность,
- целеустремленность,
- повышение напряжения,
- повторение,
- смысловая насыщенность,
- лаконичность (краткость),
- юмор.
Существует 5 элементов ораторской речи:
- ИНВЕНТИО - нахождение того, что сказать.
- ДИСПОЗИТИО - расположение изобретенного.
- ЕЛОКУТИО - украшение словами.
- МЕМОРИЯ – запоминание.
- АКТИО - произнесение, действие.
3 “кита”, на которых держится хороший оратор:
этос - этические качества оратора.
логос – наука об аргументации.
пафос – то, какие чувства оратор вызывает у аудитории
Эстетика речи.
Хорошее выступление – должно быть цельное в ритмически - интонационном отношении. Выразительность речи, ее воздействующая сила увеличивается, если оратор использует разнообразные изобразительно – выразительные средства, ибо они взывают к миру чувств и эмоций аудитории.
· Метафора - перенос наименования на основе сходства.
· Эпитет - образное определение, выраженное прилагательным (грустными и доверчивыми глазами).
· Олицетворение - явление, событие, качество, уподобляющееся живому существу.
· Гипербола - количественное усиление интенсивности, особенностей поведения.
· Сравнение - уподобление одного другому на основе выявления общего признака.
· Антитеза - противопоставление.
· Оксюморон – сопоставление на первый взгляд ……
· Градация – прием последовательного,
· Подхват - повторение в начале следующей конструкции слов, стоящей в конце предшествующей конструкции. (Устал, устал от дум тяжелых)
· Каламбур - игра значениями слов
· Риторический вопрос - вопрос, не требующий ответа.
· Вопросно-ответное единство - способ диалогизирования текста.
· Многосоюзие - подчеркивает значение каждого компонента конструкции.
· Повтор, многословие, игра слов, синтаксический параллелизм.
Логика ораторской речи.
Готовя выступление нужно учитывать следующие логические законы:
- закон тождества (всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна самой по себе)
- закон не противоречия (два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными: по крайне мере одно из них ложно)
- закон исключения третьего (утверждение или отрицание не могут быть одновременно ни истинными, ни ложными, одно –и, другое –л)
- закон достаточного основания (всякая мысль признается истинной, если она имеет достаточное основание)
Типовые ситуации в ораторском выступлении порождают типовые схемы аргументации. Не все из них в логическом отношении являются верными. Ошибки:
- неполная аналогия (приводя умозаключения по аналогии, помните, что аналогия не всегда бывает полной)
- отождествление временной последовательности событий с их причинной связью (временная последовательность не всегда подразумевает наличие между ними причинно - следственных отношений)
- ошибки объединения (эта газета для бездомных, следовательно, ее выпускают бомжи)
- разъединения (совет директоров компании исчерпал свои возможности – люди, в него входящие, тоже их исчерпали)
Аргументация.
Подавляющее большинство речевых актов содержит в себе аргументацию. Порядок аргументации:
- сильный довод.
- группа слабых.
- самый сильный.
Аргументация – это логико-коммуникативный процесс, направленный на обоснование позиции одного человека с целью последующего понимания и принятия другим человеком. Тот, кто обосновывает свою позицию – аргументатор, тот, кому адресована позиция – реципиент. В рамках аргументации происходит отбор из уже известных положений тех, которые необходимы для обоснования данной позиции; в аргументации обе стороны активны, между ними имеется как прямая, так и обратная связь. В структуру аргументации входят тезисис, аргументы (основания, доводы) и демонстрация. Тезисис – это положение, позиция, которая подлежит обоснованию.
Аргументы – это известные, заранее добытые положения, с помощью которых достигаются обоснованность и убедительность тезисов. Факторы, влияющие на процесс выбора аргументов: мировоззрение, уровень образования, конкретные обстоятельства.
Виды аргументации:
- аргументы к существу дела;
- аргументы к человеку:
а) к авторитету;
б) к личности;
в) к публике;
г) к жалости;
д) к тщеславию.
Демонстрация – логическая связь тезиса и аргументов (в форме дедуктивных умозаключений)
Виды аргументации по форме демонстрации (дедуктивные, индуктивные, в форме аналогии, сравнения, метафоры)
Доказательство – вид аргументации, в рамках которого истинность тезиса прямо или опосредованно выводится из истинности аргументов. Цель – исключить любые сомнения в истинности тезиса. Прямое доказательство (тезис непосредственно выводится из аргументов) и косвенно (тезис устанавливается опосредовательно, процесс аргументации осуществляется обходным путем). Доказательство от противного ( если не, то бы, значит да), разделительные доказательства (метод исключения).
Опровержение – обоснование ложности тезиса или демонстрации его необоснованности. Три способа опровержения: критика тезиса, критика аргумента, критика демонстрации. Опровержение фактами – выдвигаются факты, противоположные тезису. Доказательство истинности антитезиса, установление ложности следствий – сведение к абсурду. Критика аргументов: показать их ложность, продемонстрировать недостаточность приведенных аргументов, указать на сомнительность происхождения аргументов (слухи, сплетни). Критика демонстрации – указать на отсутствие необходимой логической связи между тезисом и аргументами (нарушение законов и правил логики). Подтверждение.
Тезис должен быть сформулирован точно и ясно, тождественным, то есть не должен меняться. Аргументы не должны противоречить друг другу и быть истинными, достаточными (не слишком широки или узки), должны быть суждениями, источники аргументов должны быть известными и достоверными.
Виды аргументов - от общего к частному, к человеку, к общей пользе, аналогия, опровержение (доведение до абсурда, прием капкана, бумеранга).
Три возможных аргумента в полемике: софизмы, силлогизмы, эвристические уловки.
К эвристическим уловкам относятся: многовопросие (вопрос от дурака), уничтожение предмета обсуждения (возражение наперед, ложное подозрение, категорическое несогласие), изменение модальности (авторитарный стиль, переход на личности, подмена одной темы другой), навязывание следствий, игра гиперболой и литотой, иронический повтор, запретна обсуждение, прием капкана. Силлогизм – на основе 2-х посылок делается логический вывод.
Приемы изложения речи.
Анализ – позволяет путем расчленения понятий или явлений глубже проникнуть в его сущность.
Синтез – мысленное соединение понятий или явлений.
Индукция – логический метод, состоящий в обобщении частичных случаев в получении общего вывода, сделанного на основании обобщения и изучения отдельных факторов.
Дедукция – логическое умозаключение от общего к частному выводу.
Аналогия – принадлежность предмета, явления, тех или иных признаков на основании сходства с другими признаками этих предметов.
Исторический метод – изложение материала в хронологической последовательности, анализ и описание изменений.
Концентрический метод – расположение материала вокруг главной темы. Выступающий переходит от общего рассмотрения вопроса к более конкретному углубленному его анализу.