Смекни!
smekni.com

Техника и судьбы культуры (стр. 4 из 4)

Западные культурологи стали склоняться к догадке: а не пошла ли Европа ложным путем, не ошибся ли западный дух в выборе культурно-цивилизационной альтернативы? Не проистекают ли все беды Запада от того, что с самого начало был неверно угадан путь человечества в целом. Возникло представление о том, что у истоков человечества перед ним маячили самые различные перспективы. Можно было бы, скажем, мобилизовать все внутренние ресурсы на постижение самого человеческого духа. По этому пути пошли древние восточные народы, о чем свидетельствуют и созданные ими религии. Они предписывают полное слияние с Абсолютом. Покорность миру, стремление раствориться в нем, услышать в сферах духа звучание всей Вселенной — таковы установления древних восточных религий. Если бы человечество пошло по этому пути, рассуждают многие культурологи, оно развило бы антропологические и духовные ресурсы, приобщилось бы к космосу.

Однако европейский человек пошел по другому пути. И им завладела жажда познания и порабощения мира. Он слепо доверился познающему уму, расчленяющему бытие, но отверг другие более благодатные сферы сознания. В частности те, которые получили в психологии название альтернативных форм сознания. В результате многие зоны психики в известной мере атрофировались. Тревожный разум повлек людей к ложным целям. Они утратили способность к тренировке духа и тела и возымели пагубное желание подчинить себе мир в союзе с техникой.

Уже древний человек взял в руки приспособление, с помощью которого рассчитывал усилить собственное могущество. Но в расчете не на себя, а на рычаг, на колесо, на некое устройство он и потерял себя. В мнимом овладении окружающей средой крылась коварная уловка. Люди перестали доверять своей природе, отказались от развития и совершенствования духа. Вооружившись камнем, молотком, плугом, они обратили свой взор на внешний, а не на внутренний мир. Постоянно совершенствующаяся техника породила иллюзию возможного порабощения природы. Жаждущий познания и власти, западный человек, в конечном счете, создал техническую цивилизацию, которая грозит человечеству полной катастрофой, истощением духовных ресурсов, исчезновением самой жизни.

Заключение

В последние годы обнаружились две тенденции, которые отчетливо характеризуют культурологическое постижение техники. Прежде всего, философия техники существует во множестве вариантов.

Можно выделить в частности такие подходы:

· инженерно-научный;

· собственно культурологический;

· социально-критический;

· системно-теоретический.

Техника рассматривается в универсально-исторической перспективе. Обсуждается вопрос о спиритуальной революции, об изменении ценностных ориентиров людей. Другая тенденция культурологического осмысления техники связана в наши дни с обсуждением вопроса о том, как обеспечить переход от техногенной цивилизации к антропогенной. Культурологи пытаются показать, что возможна цивилизация другого типа, которая будет иметь в своем основании антропологические предпосылки. Вместе с тем отмечается, что техника — тоже проявление человеческой природы. Так рождается новая волна интереса к технике, новый виток метафизического истолкования ее особенностей.

Список используемой литературы

1) Бердяев Н.А. Человек и машина. Проблема социологии и метафизики техники // Вопросы философии, 1989.

2) Гуревич П.С. Культурология. Учебник для вузов. М.: Проект, 2003.

3) Гуревич П.С. Философия техники. М., 2001.

4) Маркс К. и Энгельс Ф., Соч. т.12.

5) Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.

6) Степин В.С., Горохов В.Г., Розов В.А. Философия науки и техники. М., 1995.

7) Тавризян Г.М. Буржуазная философия техники и социальные теории // Вопросы философии, 1978.

8) Тоффлер Э. Шок будущего, М., 2001.

9) Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Всемирно-исторические перспективы. М., 1998.

Приложения

Великие философы XX века

Освальд Шпенглер Элвин Тоффлер Мартин Хайдеггер

Карл Ясперс Макс Дессауэр Николай Бердяев

Сборочный конвейер Генри Форда

Генри Форд

7 октября 1913 года Генри Форд ввел на своих заводах сборочный конвейер


Конвертер Бессемера

Генри Бессемер


Паровая машина Уатта

Джеймс Уатт


[1] Бердяев Н.А. Человек и машина. Проблема социологии и метафизики техники / Вопросы философии, 1989.

[2] Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Всемирно-исторические перспективы. М., 1998.

[3] Гуревич П.С. Культурология. Учебник для вузов. М.: Проект, 2003.

[4] Степин В.С., Горохов В.Г., Розов В.А. Философия науки и техники. М., 1995.

[5] Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Всемирно-исторические перспективы. М., 1998.

[6] Маркс К. и Энгельс Ф., Соч. т.12.

[7] Тоффлер Э. Шок будущего, М., 2001.

[8] Тавризян Г.М. Буржуазная философия техники и социальные теории // Вопросы философии, 1978.

[9] Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.

[10] Гуревич П.С. Философия техники. М., 2001.

[11] Гуревич П.С. Культурология. Учебник для вузов. М.: Проект, 2003.

[12] Степин В.С., Горохов В.Г., Розов В.А. Философия науки и техники. М., 1995.