Западные культурологи стали склоняться к догадке: а не пошла ли Европа ложным путем, не ошибся ли западный дух в выборе культурно-цивилизационной альтернативы? Не проистекают ли все беды Запада от того, что с самого начало был неверно угадан путь человечества в целом. Возникло представление о том, что у истоков человечества перед ним маячили самые различные перспективы. Можно было бы, скажем, мобилизовать все внутренние ресурсы на постижение самого человеческого духа. По этому пути пошли древние восточные народы, о чем свидетельствуют и созданные ими религии. Они предписывают полное слияние с Абсолютом. Покорность миру, стремление раствориться в нем, услышать в сферах духа звучание всей Вселенной — таковы установления древних восточных религий. Если бы человечество пошло по этому пути, рассуждают многие культурологи, оно развило бы антропологические и духовные ресурсы, приобщилось бы к космосу.
Однако европейский человек пошел по другому пути. И им завладела жажда познания и порабощения мира. Он слепо доверился познающему уму, расчленяющему бытие, но отверг другие более благодатные сферы сознания. В частности те, которые получили в психологии название альтернативных форм сознания. В результате многие зоны психики в известной мере атрофировались. Тревожный разум повлек людей к ложным целям. Они утратили способность к тренировке духа и тела и возымели пагубное желание подчинить себе мир в союзе с техникой.
Уже древний человек взял в руки приспособление, с помощью которого рассчитывал усилить собственное могущество. Но в расчете не на себя, а на рычаг, на колесо, на некое устройство он и потерял себя. В мнимом овладении окружающей средой крылась коварная уловка. Люди перестали доверять своей природе, отказались от развития и совершенствования духа. Вооружившись камнем, молотком, плугом, они обратили свой взор на внешний, а не на внутренний мир. Постоянно совершенствующаяся техника породила иллюзию возможного порабощения природы. Жаждущий познания и власти, западный человек, в конечном счете, создал техническую цивилизацию, которая грозит человечеству полной катастрофой, истощением духовных ресурсов, исчезновением самой жизни.
В последние годы обнаружились две тенденции, которые отчетливо характеризуют культурологическое постижение техники. Прежде всего, философия техники существует во множестве вариантов.
Можно выделить в частности такие подходы:
· инженерно-научный;
· собственно культурологический;
· социально-критический;
· системно-теоретический.
Техника рассматривается в универсально-исторической перспективе. Обсуждается вопрос о спиритуальной революции, об изменении ценностных ориентиров людей. Другая тенденция культурологического осмысления техники связана в наши дни с обсуждением вопроса о том, как обеспечить переход от техногенной цивилизации к антропогенной. Культурологи пытаются показать, что возможна цивилизация другого типа, которая будет иметь в своем основании антропологические предпосылки. Вместе с тем отмечается, что техника — тоже проявление человеческой природы. Так рождается новая волна интереса к технике, новый виток метафизического истолкования ее особенностей.
1) Бердяев Н.А. Человек и машина. Проблема социологии и метафизики техники // Вопросы философии, 1989.
2) Гуревич П.С. Культурология. Учебник для вузов. М.: Проект, 2003.
3) Гуревич П.С. Философия техники. М., 2001.
4) Маркс К. и Энгельс Ф., Соч. т.12.
5) Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.
6) Степин В.С., Горохов В.Г., Розов В.А. Философия науки и техники. М., 1995.
7) Тавризян Г.М. Буржуазная философия техники и социальные теории // Вопросы философии, 1978.
8) Тоффлер Э. Шок будущего, М., 2001.
9) Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Всемирно-исторические перспективы. М., 1998.
Великие философы XX века
Освальд Шпенглер Элвин Тоффлер Мартин ХайдеггерКарл Ясперс Макс Дессауэр Николай Бердяев
Сборочный конвейер Генри Форда
Генри Форд7 октября 1913 года Генри Форд ввел на своих заводах сборочный конвейер
Конвертер Бессемера
Генри Бессемер
Паровая машина Уатта
Джеймс Уатт
[1] Бердяев Н.А. Человек и машина. Проблема социологии и метафизики техники / Вопросы философии, 1989.
[2] Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Всемирно-исторические перспективы. М., 1998.
[3] Гуревич П.С. Культурология. Учебник для вузов. М.: Проект, 2003.
[4] Степин В.С., Горохов В.Г., Розов В.А. Философия науки и техники. М., 1995.
[5] Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Всемирно-исторические перспективы. М., 1998.
[6] Маркс К. и Энгельс Ф., Соч. т.12.
[7] Тоффлер Э. Шок будущего, М., 2001.
[8] Тавризян Г.М. Буржуазная философия техники и социальные теории // Вопросы философии, 1978.
[9] Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.
[10] Гуревич П.С. Философия техники. М., 2001.
[11] Гуревич П.С. Культурология. Учебник для вузов. М.: Проект, 2003.
[12] Степин В.С., Горохов В.Г., Розов В.А. Философия науки и техники. М., 1995.