Смекни!
smekni.com

Товароведная характеристика ассортимента и экспертиза качества мебели (стр. 6 из 7)

1 2 3
Тумба прикроватная с нишей 40*40*58
Тумба прикроватная с нишей и полкой 40*40*58
Тумба с ящиками внутри 40*40*60
Тумба с ящиками внутри 40*40*55
Для хранения одежды Шкаф для одежды одностворчатый 40*52*30
Шкаф для одежды двухстворчатый 75*37*30
Шкаф для одежды двустворчатый 86*52*30
Шкаф для одежды трехстворчатый 129*52*180
Шкаф для одежды трехстворчатый 129*52*230
Для белья и книг Тумба прикроватная без полки 32*45*55
Тумба прикроватная с полкой 32*45*55
Тумба прикроватная с нишей 40*40*58
Тумба прикроватная с нишей и полкой 40*40*58
Тумба с ящиками внутри 40*40*60
Тумба с ящиками внутри 40*40*55

По функциональному использованию мебель бывает для сидения и лежания, для хранения одежды, посуды, белья и книг, для приготовления и приема пищи, для работы, для культурно-массовых нужд.

2.6 Экспертиза качества мебели

Экспертиза качества мебели проводится по ГОСТ 19917-93 «Мебель для сидения и лежания. Общие технические условия» и ГОСТ 16371-93 «Мебель. Общие технические условия» по показателям безопасности.

Безопасность — состояние, при котором риск вреда или ущерба ограничен допустимым уровнем. Применительно к качеству мебели безопасность может быть определена как отсутствие недопустимого риска для жизни, здоровья, имущества потребителей при эксплуатации. В зависимости от природы воздействий, влияющих на безопасность мебели, различают следующие ее виды.

Химическая безопасность — отсутствие недопустимого риска, который может быть нанесен токсичными веществами жизни и здоровью, потребителей. Веществами, отрицательно влияющими на химическую безопасность мебели, могут быть токсичные элементы (соли тяжелых металлов, таких, как мышьяк), сложные эфиры, мономеры, запрещенные полимерные материалы и т.д. Основной показатель химической безопасности мебели — безвредность для организма человека применяемых смол для изготовления покрытий, а также конструкционных древесно-стружечных и древесно-волокнистых плит.

В стандартах общих технических условий на мебель приведены предельно допустимые концентрации (ПДК) летучих химических веществ, выделяющихся при эксплуатации мебели в воздух жилых помещений, мг/м3:

аммиак — 0,04;

бутилацетат — 0,1;

винил ацетат — 0,15;

гексаметилендиамин — 0,001;

дибутилфталат — 0,05;

диоктилфталат — 0,05;

ксилол — 0,2;

метанол — 0,5;

стирол — 0,002;

толуол — 0,6;

толуилендиизоционат — 0,002;

формальдегид — 0,01;

фенол — 0,003;

фталевый ангидрид — 0,02; этилацетат — 0,1;

этилбензол — 0,02.

Перечень контролируемых летучих химических веществ при испытании мебели определяют в зависимости от химического состава применяемых материалов.

Решением Европейской плитной федерации (ЕПФ) соблюдение жестких экологических требований европейского стандарта EN-71-3 признано обязательным при изготовлении древесных плит. Ограничения на ДСП в связи с эмиссией из них формальдегида обусловили разработку мероприятий по снижению токсичности плит, которую в общем виде определяют как повышение экологической безопасности. Если иметь в виду не выделение вредных химических веществ в технологическом процессе изготовления плит, а поведение материала в изделии (мебели) в условиях эксплуатации, то правильнее говорить о его санитарно-гигиенической характеристике, которая определяет потенциальную опасность ДСП для здоровья человека. Эта опасность обусловлена выделением в окружающую среду вредных (токсичных) веществ в таких количествах, которые могут оказывать прямое или косвенное неблагоприятное действие на организм человека, а также обладать неприятным запахом.

Поскольку в общем токсическом эффекте карбамидных смол ведущее вещество — это формальдегид (СН2О), миграция которого протекает во времени, то для плит используется понятие «токсичность по формальдегиду». По содержанию формальдегида плиты подразделяются на классы эмиссии: Е1 — до 10 мг/100 г плиты, Е2 — от 10 до 30. Выпуск плит класса ЕЗ (от 30 до 60 мг/100 г плиты) запрещен. Класс Е0 (до 6,5 мг/100 г плиты) в России не закреплен нормами и не вырабатывается на древесноплитных предприятиях.

Введение на европейском рынке строгих ограничений по эмиссии формальдегида повлекло резкое сокращение экспорта ДСП из России.

Основной нормативный документ для количественного определения содержания формальдегида в древесных плитах в России — ГОСТ 27678 «Плиты древесно-стружечные и фанера. Перфораторный метод определения содержания формальдегида». Данный метод основан на экстрагировании в перфораторе формальдегида из образцов древесных плит кипящим толуолом, поглощении его дистиллированной водой и обратном йодометрическом титровании (йодометрический способ).

Фотоколориметрический способ оценки содержания формальдегида основан на количественном взаимодействии формальдегида с ацетилацетоном в среде уксуснокислого аммония и рекомендуется для определения содержания формальдегида в древесных материалах в пределах от 1 до 20 мг/100 г абсолютно сухой плиты. При этом способе более точному (в сравнении с йодометрическим способом) определению формальдегида не мешают находящиеся в плитах метиловый, этиловый и другие спирты, сероводород, ацетон, аммиак, фенол, карбамид и другие соединения.

Еще один документ, определяющий способ определения содержания формальдегида, — ГОСТ 30255 «Мебель, древесные и полимерные материалы. Метод определения формальдегида и других вредных летучих химических веществ в климатических камерах».

Европейские эксперты в 1990 г. отнесли формальдегид к третьей категории канцерогенных веществ, т.е. к веществам, которые

по своей природе могут быть канцерогенами. Его присутствие заметно при очень низких концентрациях из-за сильного запаха. При воздействии формальдегида у человека возникает воспаление слизистых оболочек глаз и дыхательных органов, возможна кожная аллергия. В настоящее время в европейских странах уровень эмиссии формальдегида при отделке изделий мебели не должен превышать 0,12 мг/м3 воздуха (Е1).

В области конструкционных мебельных материалов в мире сохраняют свои приоритетные позиции плиты древесно-волокнистые средней плотности (МДФ). В связи с динамичным развитием производства таких плит за рубежом и организацией их выпуска в России применение МДФ будет расширяться взамен ДСП и натуральной древесины для производства фасадов, особенно профильных. Характеризуя свойства МДФ, их производители обращают внимание на то, что эти плиты обладают показателями, приближающими их к натуральной древесине по технологичности, прочности и безопасности, отмечая, что МДФ менее токсичны, чем ДСП. Однако это утверждение не является истиной.

Европейская система стандартов EN 622, определяющая технические требования к волокнистым плитам, включает в себя документ EN 622-5 «Требования к плитам средней плотности сухого способа производства (МДФ)». Согласно этому документу, содержание свободного формальдегида в МДФ определяется в зависимости от их класса: А — не более 8 мг/100 г, В — не более 40 мг/100 г абс. сухой массы плиты. Для сравнения можно привести нормы по выделению свободного формальдегида, установленные в российских ГОСТ 4598-86 и ТУ 5536-026-00273643-98 для МДФ: класс А - не более 10 мг/100 г, класс В — не более 30 мг/100 г абс. сухой массы плиты. Отсюда можно сделать первый вывод о том, что импортные плиты средней плотности (по крайней мере из европейских стран) могут быть значительно более токсичными, чем аналогичная продукция российского производства.

Сравнение с требованиями по выделению свободного формальдегида, установленными на древесно-стружечные плиты, позволяет сделать второй вывод. По европейскому стандарту EN 312 выделение свободного формальдегида из ДСП зависит также от их класса: класс 1 — менее 8 мг/100 г, класс 2 — 8—30 мг/100 г абс. сухой массы плиты. Эти требования аналогичны нормам российского стандарта ГОСТ 40632-89, определяющего классы эмиссии свободного формальдегида для ДСП: Е1 — не более 10 мг/100 г, Е2 — не более 30 мг/100 г абс. сухой массы плиты. Таким образом, можно говорить лишь о незначительно большей безопасности импортных ДСтП класса 1 по сравнению с отечественными плитами класса Е1.

Радиационная безопасность — отсутствие недопустимого риска для потребителя, который может быть нанесен радиоактивными элементами. Радиоактивными элементами может быть заражена древесина, например, чернобыльского и уральского происхождения. В нормативной документации установлены предельно допустимые уровни содержания радиоактивных веществ в древесине для изготовления мебели:

цезий-137 (Cs137) - 2,2 кБк/кг (6,0 х КИ Ки/кг);

стронций-90 (Sr90) — 0,52 кБк/кг (1,4 х 10"8 Ки/кг).

Механическая безопасность — отсутствие недопустимого риска для потребителей, который может быть нанесен вследствие различных механических воздействий (ударов, трения, деформации). Механической безопасностью должны характеризоваться прочность креплений конструкции, фурнитура, надежность креплений зеркал и стекол. Мебель характеризуется механической безопасностью при отсутствии острых кромок, заусенцев на твердых поверхностях; пружины в мягкой мебели должны быть прочно защищены набивочными и настилочными материалами, чтобы не повредить обивку и не причинить вреда здоровью потребителя.

Биологическая безопасность — отсутствие недопустимого риска, который может возникнуть при различного рода биоповреждениях мебели. Грибковые заболевания древесины — наиболее распространенная причина, ведущая к биоповреждению. Особо опасные грибы — настоящий (серо-пепельный), белый, пленчатый (коричневый), желто-зеленый (пластинчатый) и др. Некоторые насекомые-разрушители также могут повлиять на целостность древесины, так как питаются компонентами клеток или целлюлозой поврежденной древесины. Не исключена возможность поражения и здоровой древесины, которой питаются представители семейств точильщиков, усачей и ложносетчатокрылых (термитов).