Смекни!
smekni.com

Культура Возрождения в Западной Европе 2 (стр. 6 из 8)

Маньеризм проявляется в искажении пропорций человеческой фигуры, подчинении изображения произвольно устанавливаемой схеме пропорций, иррациональном изображении пространства. Во главу угла ставится субъективно определяемая "манера" художника. От антропоцентризма следует переход к субъективизму. Маньеризм сказывается в творчестве Пантормо, Романо, Россо, Пармиджанино и других художников. Время перелома в культуре также обозначается неравномерно. Но везде, где раньше, где позже, исчезает уверенность в близком и неизбежном торжестве положительных начал жизни. Обостряется ощущение её трагических противоречий. Прежняя уверенность уступает место скепсису и сами гуманисты уже не доверяют разуму как благой силе, способной обновить жизнь. Возникают сомнения относительно природы человека - действительно ли доброе начало действует в ней. Этому способствуют и изменения в обществе.

В 1534-1549 гг. вводится церковная цензура. Восстанавливается деятельность инквизиции, образуется орден иезуитов. Тридентский собор (1545-1563) устанавливает контроль над всеми областями жизни. В 1599 г. издаётся Индекс, список запрещенных книг, имён. В него попали имена Боккаччо, Ариосто, Макиавелли. Была запрещена продукция 61 типографии. Папа Павел IV издал приказ "одеть" фигуры "Страшного суда" работы Микеланджело. Папа Пий V - распорядился убрать из Ватикана все античные статуи. Тридентский собор постановил изгнать из картин все эротическое, обнажено - чувственное. Музыку - подчинить строго религиозным текстам. Весь ансамбль, всю архитектуру церкви подчинить сакральной идее. Церковь требовала искусства эмоционального, возбуждающего религиозные чувства верующих. Возрождается средневековая идея живописи как "библии для неграмотных".

Реакционные тенденции были характерны и для католических, и для протестантских стран. В 1553 г. в Женеве (Швейцария) был сожжён Мигель Сервет. Он был сожжен на "медленном огне", на костре, составленном из сырых вязанок хвороста по приказу Кальвина, то есть протестанта, реформатора.

Когда в 1579 г. Джордано Бруно, спасаясь от инквизиции, прибыл в Женеву, он встретил здесь такой же гнёт, как и у себя на родине, в Италии. Бруно был обвинён кальвинистами в том, что пытался оспорить доктора богословия Делафе, друга диктатора Теодора Безе, наследовавшего пост Жана Кальвина. Дж. Бруно был отлучён от церкви. Под угрозой костра его заставили принести покаяние. В соседнем Брауншвейге (Германия) его также отлучили от церкви. При этом не учитывали, что он не был ни кальвинистом, ни лютеранином. После долгих странствий по Европе Дж. Бруно попал в лапы инквизиции и 17 февраля 1600 г. был сожжён на костре на площади Цветов в Риме. Так заканчивалось Возрождение. Но и новая, наступающая эпоха продолжала заполнять самые мрачные страницы истории: в 1633 г. был осуждён Галилео Галилей. В обвинении инквизиции говорилось: "Считать Землю не центром Вселенной и не неподвижною есть мнение нелепое, философски ложное и, с богословской точки зрения, также противное духу времени".

Таковы особенности эпохи, которую принято называть "Возрождением". Своеобразный "гуманизм", уживающийся с презрением к народу, и аморализм; увлечение наукой и экспериментом, сочетающиеся с верой в дьявола, нечистую силу, астрологию; "реализм" в искусстве, который на самом деле воплощал самые абстрактные философские идеи свободы и равенства; свобода в мыслях, а в реальной жизни церковный гнёт, цензура и, как последнее средство сохранить власть над умами - костёр инквизиции.

3.Северное Возрождение

Самобытный характер Северного Возрождения проявился в первую очередь в культуре Нидерландов и Германии. Городами, оказавшимися главными центрами этой культуры, были Антверпен, Нюрнберг, Аугсбург, Галле. Позднее лидером стал Амстердам. В формировании немецкого Возрождения немалую роль сыграл экономический фактор: развитие горного дела, книгопечатания, текстильной промышленности. Все более глубокое проникновение в хозяйство товарно-денежных отношений, включенность в общеевропейские рыночные процессы касались больших масс людей и меняли их сознание.

Традиционный фактор влияния античной культуры для Северного Возрождения незначителен, он в ней воспринимается опосредованно. Поэтому у большинства его представителей легче обнаружить следы не до конца изжитой готики, чем найти античные мотивы. Судьбы лидеров Северного Возрождения крепко связаны с движением Реформации и Крестьянской войной. Век Северного Возрождения был недолог, но его влияние на европейскую культуру ощущается и сегодня.

В раздробленной Германии было объединяющее начало: ненависть к католической церкви, обложившей страну многочисленными поборами и обременительными регламентациями духовной жизни. Поэтому одно из главных направлений в борьбе за «царство Божие на Земле» — борьба с папством за реформирование церкви.

Подлинным началом Северного Возрождения можно считать перевод Мартином Лютером Библии на немецкий язык.

Эта работа продолжалась двадцать лет, но отдельные фрагменты стали известны читающей публике раньше. Лютеровская Библия создает эпоху, во-первых, в немецком языке: она становится основой немецкого единого литературного языка; во-вторых, она создает прецедент перевода Библии на современный литературный язык, и вскоре последуют переводы на английский, французский и др.

Идеи лютеранства объединяют наиболее прогрессивные круги Германии: в него оказываются вовлечены и такие мыслители-гуманисты, как Филипп Меланхтон, художники, как Дюрер и Гольбейн, священники и идеологи народного движения, как Томас Мюнцер. Формирование лютеранства шло несколько десятилетий и включало весьма разнообразные философские, религиозные, мистические, утопические и этические идеи.

Т. Мюнцер выступал, в первую очередь, как утопист, призывающий к уравнительному разделу земли. Его религиозное мировоззрение носило пантеистический характер. Яркая личность, Мюнцер, порвавший с Лютером в 1524 г. из-за его умеренно-буржуазных позиций, с головой окунулся в революционную деятельность, создав в Тюринго-Саксонском районе центр Крестьянской войны. Он попытался объединиться с чешскими повстанцами, но потерпел поражение от объединенных войск князей, попал в плен и в 1525 г. был предан мучительной смерти.

Возрожденческая литература в Германии опиралась на средневековые традиции мейстерзингеров. Наиболее совершенные образцы поэзии того времени представил продолжатель этих народных традиций Ганс Сакс. Наряду с Лютером он может считаться создателем современного немецкого языка. Зависимость от времен готики сказалась на развитии литературы Германии и выразилась в отсутствии сколько-нибудь интересной прозы. Поэзия же опережала, стихи Сакса и Лютера были известны всем. В Нидерландах проза появилась раньше, наиболее выдающимся прозаиком Северного Возрождения стал Эразм Роттердамский (1469—1536). Его лучшая книга «Похвала глупости » вышла в свет в 1509 г.

Лидировала среди видов художественной деятельности — как итальянском Ренессансе — живопись. Первым среди великих мастеров этого периода должен быть назван нидерландец Ниеронимус Босх (ок. 1450-60 — 1516 гг.). В его картинах, большей частью написанных еще на религиозные сюжеты поражает соединение мрачных средневековых фантазий и элементов фольклора, мистической символики и точности реалистических деталей. И даже самые страшные аллегории выписаны в таком удивительном колорите, что производят жизнеутверждающее впечатление. Никто из последующих мастеров живописи уже не будет рисовать столь фантастические, граничащие с безумием, образы, но влияние Ниеронимуса Босха XX в. ощутит в творчестве сюрреалистов.