Смекни!
smekni.com

Культура Возрождения в Западной Европе 2 (стр. 8 из 8)

Готический мистицизм в большой степени служил основой Северного Возрождения, но преодоление мрачных сторон национального мироощущения народа, подарившего миру кровавый эпос «Песни о Нибелунгах», вовлечение немцев в общеевропейский культурный процесс началось в пору Северного Возрождения.

Заключение

Эпоха от Возрождения до Реформации стала временем колоссальной подготовительной работы по переориентации человека, да и всей европейской культуры в целом, которое многие исследователи называют «культурным переворотом». Результатом чего явились: новый субъект культуры – самодействующий человек, полагавшийся на собственный разум, опыт, знания и умения; новый объект человеческой деятельности – практически и теоретически изменяемый мир , одновременно и природный и Божественный; новое отношение к Богу – у гуманистов бесконечно возвышающее человека, у протестантов – унижающее его, однако через личную веру оставляющего надежду на личное спасение; новые социальные связи – не только связанных с новой структурой общества: буржуа и пролетариями, торговцами и банкирами, но и с профессионализацией всех видов деятельности – сферы искусства, образования, наук, предпринимательства, а также с появлением новых религиозных и светских обществ (католические ордена и протестантские секты, кружки гуманистов); новое отношение человека к самому себе – у гуманистов сформулированное Рабле: «Дела, что хочешь – твори добро», в протестантизме закрепившееся в двух девизах: «личного спасения» и «всеобщей полезности людей друг другу».

Энгельс писал об эпохе Возрождения: «Это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености... Тогда не было почти ни одного крупного человека, который не совершил бы далеких путешествий, не говорил бы на четырех или пяти языках, не блистал бы в нескольких областях творчества». «Только теперь, собственно, была открыта земля и были заложены основы для позднейшей мировой торговли и для перехода ремесла в мануфактуру, которая, в свою очередь, послужила исходным пунктом для современной крупной промышленности. Духовная диктатура церкви была сломлена».

Все перечисленные здесь изменения явились необходимыми и достаточными условиями для того, чтобы Европа вступила в Новое время – время страшных событий, новых социальных бурь и катаклизмов, первых буржуазных революций, колониальных войн и освоения новых земель. Думается, что благодаря гуманистам, их светлым идеям и вере в безграничные возможности человека европейская культура смогла сохранить свою целостность, переживая период укрепления национальной государственности. Протестанты же сообщили каждому адепту своей веры несгибаемую твердость ради личного спасения через труд и взаимополезность, столь необходимую в эпоху рождающегося капитализма и промышленного переворота. Со временем же и идеалы гуманизма и практицизм протестантов вошли в равной степени необходимо в плоть и кровь культуры Западной Европы.

Литература

1. Античное наследие в культуре Возрождения. – М., 1984.

2. Артамонов С.Д. Литература эпохи Возрождения. – М., 1994.

3. Введение в культурологию./ Под ред. Е.В. Попова. М., 1995.

4. Культура эпохи Возрождения и Реформации. – М., 1981.

5. Культурология. Конспект лекций. Ростов-на-Дону,2003.

6. Культурология./ Под ред. А.А. Радугина. М., 1997.

7. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. - М.,1982.

8. Учебный курс по культурологии. / Под ред. Г.В. Драча. Ростов-на-Дону,1996.

9. Чернокозов А.И. История Мировой культуры. – Ростов-на-Дону, 1997.

10. Розин В.М. Культурология. М., 2002.