Позднее Возрождение со всей очевидностью обнаружило кризис гуманизма, который сумел гениально отразить в своем творчестве В. Шекспир. Образ Гамлета стал во многом символичным. В нем наилучшим образом выражено стремление осуществить свой жизненный выбор, согласующийся с законами совести. «Быть или не быть?» поистине стал вопросом всех вопросов, которые когда-либо волновали человечество и отдельную личность. Поиски собственного пути и смысла жизни, а также намерение осуществить правильный выбор сегодня актуальны как никогда. Величие и масштабность шекспировского героя свидетельствуют о гениальности его создателя, вошедшего в плеяду «титанов» эпохи Возрождения.
С конца XV в. назревает кризис гуманизма, вызванный во многом политическим и экономическим ослаблением Италии. В связи с открытием Америки (1494 г.) торговля с Северной Италией и ее экономическое могущество идет на убыль, она подвергается военному разорению и теряет независимость. Неустойчивость миропорядка, его ценностей и как следствие этих процессов кризис идеалов, которыми жило не одно поколение гуманистов.
Со всей очевидностью черты кризиса гуманизма отразились в творчестве литературных гениев позднего Возрождения - Шекспира и Сервантеса. Не случайно мир представлялся Гамлету «садом, поросшим сорняками». Весь мир для него - «тюрьма с множеством затворов, темниц и подземелий, причем Дания - одна из худших». Эгоистическая воля отдельных людей все больше препятствовала свободному развитию человеческой личности. Гамлетовский вопрос «быть или не быть?» заключал в себе всю противоречивость эпохи позднего Возрождения, а также трагизм человеческой личности в ее стремлении быть свободным в несвободном мире.
В отличие от Шекспира, Сервантесу удалось показать те же процессы, происходящие с миром и отдельным человеком, но уже в комической форме. Созданный им образ Дон-Кихота - идеального героя, живущего по своим собственным законам, согласующимся с общими представлениям о добре и зле, также стал нарицательным. Однако идеальные герои могли существовать только в мире искусства, а реальный мир продолжал жить по своим жестким законам зарождающегося капитализма, который диктовал свои устои человеческого общежития. Неизбежно, что борьба героя Сервантеса с ветряными мельницами не могла закончиться удачно, а у расчетливого и бережливого новоявленного буржуа вызывала только смех и ничего, кроме смеха.
Основа философии эпохи Возрождения — пантеизм, сущность которого состоит в том, чтобы ощущать в природе благотворящее присутствие Бога. В пантеизме сливаются главные духовные начала жизни и Вселенной — любовь и познание. "Изучать явления Природы есть Господу угодное дело, любовь есть дочь познаний: любовь тем пламеннее, чем познание точнее, — записал Леонардо в своем дневнике. — И в Евангелии сказано: будьте мудры, как змеи, и просты, как голуби. Одно без другого невозможно: совершенное знание и совершенная любовь — одно и то же". Выражением любви человека к природе и Творцу, ее создавшему, было разумное исследование тел и явлений, стремление объять человеческим умом все многообразие природы, подняться на самую высокую ступень познания. доступную человеку на этой земле. Чтобы познавать, надо обладать всеобъемлющим умом, способным проникнуть в тайны природы. Именно таким был ум человека эпохи Возрождения. К этому времени относятся великие географические открытия Колумба. Васко да Гама достиг берегов недоступных ранее континентов, первое кругосветное путешествие совершил Фернан Магеллан, в XV веке появилось книгопечатание. В Европе возродились китайские изобретения — порох и компас, Леонардо создал проект первого летательного аппарата. Вера в познающую силу разума была очень велика, человек уже не чувствовал себя маленьким и слабым по сравнению с огромным непознанным миром. В своей страсти к открытиям, в мощи своего интеллекта человек в некоторой степени уподобил себя самому Творцу. Это отнюдь не привело его к чрезмерной гордыне, ведь главный инструмент познания — божественный разум — был дан человеку Господом, и следовало лишь вернуть Господу плоды сотворенного им разума. Теперь появилась возможность не просто восхищаться красотой Божьего мира, но и познать ее.
Деятели эпохи Возрождения задавались целью возродить античность, античную культуру, античный образ жизни. Ближайшее прошлое (Средние века) воспринималось и оценивалось ими как, в общем, период темноты и невежества. Возродить античность, разумеется, не удалось (в истории подобное попросту невозможно), но плодом деятельности мыслителей и художников Возрождения явилось новое мировоззрение, которое воспроизводило определенным образом античность, но было именно новым мировоззрением. Оно не могло не быть новым и потому, что выражало новые потребности, и потому, что за спиной у мыслителей Возрождения находилось христианское средневековье, целая эпоха духовного развития, перечеркнуть которую было нельзя. В сущности мировоззрение Возрождения явилось неким синкретизмом христианского восприятия мира и античного, языческого мирочувствования.
Эпоха Возрождения (Ренессанса) была связана с процессом формирования буржуазных отношений в обществе, появлением зачатков капиталистического строя. Именно в эту эпоху формируется научная картина мира. Открытия Н. Коперника, Дж. Бруно, Г. Галилея обосновывали гелиоцентрический взгляд на мироустройство. Одним из важнейших процессов эпохи было бурное развитие навигации и великие географические открытия.
Для Возрождения характерна высокая оценка античности, превращение ее в образец, идеал. Термин «возрождение» и означает обращение на новом этапе к идеалам античности.Возрождение характеризуется расцветом гуманизма (от лат. humanus – человечный). Гуманитарные науки развивались и в средневековье. Однако Возрождение привносит в них новый аццент – перенос божественного на человеческое. Гуманизм базируется на антропоцентрической картине мира, в его рамках утверждается новый центр – личность человека.Краеугольный камень нового мировоззрения закладывают Данте Алигьери, Франческо Петрарка. Гуманистическое движение продолжают Джаноццо Манетти, Лоренцо Валла, Пико делла Мирандола, Марсио Фичино и многие другие.В эпоху Возрождения постепенно свое влияние утрачивает церковь, сфера светской жизни становится более заметной. Но Ренессанс – это эпоха переходная, в которой были сложнейшие переплетения, взаимодействия старого и нового, богатство и разнообразие культурных элементов.Главным видом духовной деятельности Возрождения было искусство.Наиболее полно эстетико—художественный идеал Возрождения выразили архитектура, скульптура, живопись. Именно эти виды искусства имели больше возможностей отобразить реальный мир, его красоту и богатство.Художники Возрождения открывают законы перспективы, используют светотени. Мастеров Возрождения часто называют «титанами», имея в виду их универсальность. Творческая одаренность особенно отличала Леонардо Да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэля Санти, Альбрехта Дюрера.
Заметное развитие в эпоху Возрождения получает театр. Для него характерен интерес к внутреннему миру человека. Наибольшего расцвета театр Возрождения достигает в творчестве У. Шекспира. Английский гений, творивший на излете Возрождения сумел не только воплотить в драматической форме все идеи, образы эпохи, но и трагически их переосмыслить. Герои великого драматурга («Отелло», «Макбет», «Гамлет») переживают крушение идеалов.
Для эпохи Возрождения характерен культ красоты, прежде всего красоты человека. Итальянская живопись изображает прекрасных, совершенных людей.
Художники и скульпторы стремились в своем творчестве к естественности, к реалистичному воссозданию мира и человека. Перестало использоваться плоскостное изображение, живопись обогатилась линейной и воздушной перспективой, знанием анатомии и пропорций человеческого те-ла, решались проблемы точного рисунка, естественного движения.
Объектами искусства стали человеческое тело, современные и религиозные сюжеты. Внимание, интерес художников все больше сосредотачивались на человеке и на всем том, что его окружает. Однако искусство Раннего Возрождения было сложным, противоречивым и эта противоречивость вела его вперед. В искусстве Раннего Возрождения, наряду с мелочной детализацией, намечается сознание обобщенного, монументального и героического образа совершенного человека.
Человек в эпоху Ренессанса снова становится главной темой искусства, а человеческое тело считается самой совершенной формой в природе. Гуманистическая культура Возрождения пронизана мечтой о новом человеке и его новом духовном развитии. Главным достоинством личности стали считаться гражданские добродетели. Теоцентрическое сознание стало вытесняться антропоцентрическим. Идеи гуманизма наиболее ярко и полно воплотились в искусстве, главной темой которого стал прекрасный, гармонически развитый человек, обладающий неограниченными духовными и творческими возможностями. Искусство Возрождения пронизано гуманизмом, верой в творческие силы человека, в неограниченность его возможностей, в торжество прогресса. Фигуры в живописи обретают объем и заметно стремление, верно, передать анатомию человеческого тела.
Признаки буржуазной культуры и зарождение нового мировоззрения особенно ярко проявились в XV веке. Но, именно потому, что формирование новой культуры, и нового мировоззрения не был завершен, XV век полон творческой свободы, смелых дерзаний, преклонения перед человеческой индивидуальностью. Это век гуманизма, веры в безграничную силу разума, эпоха интеллектуализма. Восприятие реальности проверяется опытом, контролируется разумом. Поэтому дух порядка столь характерен для искусства Ренессанса. Анатомия, учение о пропорциях человеческого тела имеют для художников огромное значение.
Античность приобретает значение самостоятельной ценности и играет большую роль в формировании светской культуры. Для искусства становятся характерными в архитектуре черты античной простоты, гармонии. В библиотеках содержится богатое собрание античных рукописей. Появляются музеи, наполненные статуями, обломками античной архитектуры. Восстанавливается античный Рим. Но влияние античности наслаивается на традиции средневековья и христианское искусство, что придает сложный характер культуре возрождения.
В искусстве на первый план выдвинулись проблемы гражданского долга, высоких моральных качеств, подвига, образ гармонично развитого, сильного духом и телом человека-героя, сумевшего подняться над уровнем повседневности. Искусство Высокого Ренессанса отрешается от незначительных подробностей во имя общего образа, стремления к гармонии прекрасных сторон жизни. Развивается портретная живопись и становится одним из важных достижений Возрождения. Самым престижным видом искусства была скульптура, расцвет её произошел с утверждением барокко. В позднем ренессансе было меньше иллюзий и больше реализма в понимании действительности. Идеалы красоты и гармонии всесторонне осмыслялись и даже становились нормой, которая воздействовала на разные виды творческой деятельности.