Крупнейший архитектор этого времени Андрей Никифорович Воронихин(1759-1814). Главное творение Воронихина-Казанский собор, величественная колоннада которого образовала площадь в центре Невского проспекта, превратив собор и окружающую застройку в важнейший градостроительный узел центра Петербурга.
Важную роль в формировании архитектурного облика Петербурга играет здание Адмиралтейства, возведённое по проекту А.Д.Захарова. Фасад Адмиралтейства растянулся на 406 м. В центре его расположена триумфальная арка с высоким золочённым шпилем, ставшим одним из символов города.
В Москве выдающимся мастером зрелого классицизма стал Осип Иванович Бове(1784-1834). Им было построено здание Большого театра, спроектирована Театральная площадь, возведены Триумфальные ворота на въезде в город со стороны Петербурга и пр. Много и плодотворно работали в Москве архитекторы Д.И.Жилярди и А.Г.Григорьев. Особенно интересны их проекты московских жилых домов и усадеб.
Освобождение от идейно – эстетических установок классицизма в живописи было связано с растущим интересом к человеческой личности, к жизни простых людей. Новое понимание человека, его внутреннего мира получило наибольшее выражение в романтическом портрете. Господствующим стилистическим направлением в живописи в первой половине 19 века стал романтизм. Выдающимся мастером романтического портрета был Орест Адамович Кипренский(1782-1836). Среди многочисленных его работ особенно интересны портреты современников художника поэтов В.А.Жуковского и А.С.Пушкина. Отзыв Пушкина о своём портрете вполне характеризует творческую манеру Кипренского, в которой портретное сходство, правдивость сочетались с некоторой романтической идеализацией изображаемого персонажа: «Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит». Художник утверждает новый взгляд на человека как на внутренне независимую личность (портрет П. А. Оленина, 1813), подчёркивает романтические черты русской женщины (портрет Хвостовой, 1814).
Величайшим мастером романтической живописи был Карл Павлович Брюллов(1799-1852). Окончив с золотой медалью Академию художеств, Брюллов уехал в Италию. В своём искусстве художник сочетал лучшие традиции академической школы, эмоциональность романтизма и стремление к исторической правде, которое позволяет говорить об элементах реализма в его творческой манере. К.П.Брюллов получил признание и славу уже при жизни. Его картина «Последний день Помпеи» стала настоящим событием в культурной жизни того времени. Брюллов был выдающимся порт-
ретистом. Он писал как замечательные по красоте парадные портреты («Всадница» 1832г.; портрет графини Ю.П.Самойловой 1839Г.),так и камерные,отличающиеся тонким психологизмом (портрет А.Н. Струговщикова 1841г.; Автопортрет 1848г.).
Совсем по другому складывалась судьба другого великого живописца эпохи Александра Андреевича Иванова(1806-1858). Он не был любимцем высшего света, Вёл жизнь наполненную работой, много сил отдавал изучению философии и истории религии. Всю свою творческую жизнь он посвятил идее духовного пробуждения народа, воплотив её в картине «Явление Христа народу», в которую вложил всю мощь и яркость своего таланта. На переднем плане его грандиозного полотна в глаза бросается мужественная фигура Иоанна Крестителя, указывающего народу на приближающегося Христа. Его фигура дана в отдалении. Он ещё не пришёл, он идёт, он обязательно придёт, говорит художник. И светлеют, очищаются лица и души тех, кто ожидает Спасителя. В этой картине он показал, как говорил позднее И.Е. Репин, «угнетённый народ, жаждующий слова свободы». В процессе работы над картиной было создано огромное количество набросков и эскизов, имеющих самостоятельную художественную ценность.
3. Реализм-это правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества.
Период конца 20-х — начала 40-х годов XIX века в истории русской литературы отмечен укреплением и последующим развитием реалистического направления — одного из самых значительных и плодотворных в художественной жизни страны.
К концу 20-х — началу 30-х годов просветительский реализм подвергся существенным изменениям, обусловленным и общеевропейской ситуацией, и внутренним положением России.
В первой трети XIX века в Западной Европе произошел целый ряд реформистских и революционных преобразований, закрепивших основы буржуазного строя. Процесс капитализации изменил не только социальную и экономическую структуру государств, но и облик духовной жизни, породил новые сложности и конфликты. Проблемы и переживания буржуазного мира остро ощущались и в России. Несмотря на политические катаклизмы, культурные и собственно литературные связи с Западной Европой не прерывались. Но наряду с опасениями, которые вызывало развитие буржуазных тенденций, многое в жизни России 30-х годов неизмеримо больше тревожило общественность.
В ноябре 1830 года вспыхнуло национально-освободительное вос
стание в Польше, ряд народных выступлений охватил внутренние губернии России — восстания военных поселян в Новгороде, матросов в Севастополе, холерные бунты в Москве и Петербурге. После расправы с восставшими ужесточилась внутренняя политика, усилился цензурный надзор за литературой.
Время выдвигало все более сложные проблемы перед мыслящими людьми России. Становилось нужным не только осуждение отрицательных сторон действительности, но и ее глубокое постижение. Эта тенденция общественной мысли была воспринята и прогрессивными литераторами, целью которых становится реальное изображение жизни, не «живописание», а анализ ее. «Живой душой» прогрессивной русской литературы, ее основной идеей утвердилась идея гуманизма, внимания к человеческой личности и защиты ее, если это личность человека страдающего, угнетенного. Отсюда произошел серьезный интерес к народной теме и антикрепостническая направленность русской реалистической литературы 30-50-х годов XIX века.
Трезвый анализ жизни, присущий произведениям писателей реалистического направления, неприятие ими крепостничества, отрицание образа жизни и нравов собственнического общества, придавали реалистическим произведениям критический характер. Большим достижением реалистического направления являлось приобретение умения изображать жизнь человека или общества в их развитии и в соответствии с духом времени.
Основоположник русского реализма-Гениальный А.С. Пушкин(1799-1837). Именно с его творчеством связано начало золотого века в литературе. Пушкин явился родоначальником новой литературы, откликнувшись на вопросы, волновавшие общество, и отразив русскую действительность в непревзойдённых художественных образах. Он создал замечательные произведения различных жанров как в стихах, так и в прозе: роман в стихах «Евгений Онегин». На первый взгляд Онегин напоминает излюбленный тип романтического героя-разочаровавшийся в жизни, уставший от великосветского общества молодой человек, стремящийся к уединению в деревенской глуши. Однако, внимательно вглядевшись в его образ, нетрудно заметить, что сам автор отнюдь не считал затворничество Онегина благородным и поэтичным и не пытается убедить в этом читателя. Это не
романтический «идеал». Пушкин рисует реалистический портрет человека, который «играет» для самого себя одинокого романтического героя. «Заигравшись», Онегин не смог оценить искреннего чувства в совсем не соответствующей романтическим канонам, не «таинственной», не «роковой» деревенской барышне Татьяне. Для Онегина дороже оказывается его красивая поза, за что он и расплачивается в итоге.
Он первым пришёл к выводу, что истинная народность-это не описание русского сарафана, а жизненная достоверность. Правда о взаимоотношениях людей, личности и общества. А.С.Пушкин обратился к сокровищам народного творчества и проникся глубоким пониманием души, психологии и характера русского человека. Его гений трезво оценил прошлое российской истории, её настоящее и предугадал некоторые страницы будущего России.
Традиции Пушкина в литературе продолжил его младший современник М.Ю.Лермонтов. Ранние произведения Лермонтова-Это в основном любовная лирика. Однако со временем в его поэзию наряду с темой трагичной, несчастной любви входит гражданская тематика. Известность ему принесло стихотворение «На смерть поэта», посвящённое гибели А.С. Пушкина. За ним последовали «Родина», «Бородино». Как и его великий предшественник, М.Ю.Лермонтов в своём творчестве сочетал романтизм и реализм. Поэзия романтического одиночества и противостояния миру нашла отражение в поэмах «Мцыри» и «Демон».Он уверенно шёл к реализму, и роман «Герой нашего времени» с образом лишнего человека, утратившего смысл жизни, является зрелым реалистическим произведением, наполненным глубоким общественным и психологическим звучанием. Творчество Лермонтова, проникнутое фатализмом, выражает конфликт русского общества, который, по мысли поэта, приведёт к трагедии.