Проанализировав труды и факты биографии Мережковского, можно выявить следующие особенности его творчества:
1) Неудовлетворенность сложившимися догмами, проповедуемыми церковью. Как следствие - тесное духовное родство с русским расколом, в особенности с сектантством. Кроме того, одной из центральных тем его творчества и становится тема сопоставления Христа и антихриста. По определению Бердяева, иногда даже остаётся впечатление, что Мережковский стремится синтезировать Христа и антихриста. Мережковский также участвует в организации в период с 1899 по 1903 гг. религиозно-философских собраний, где обсуждались вопросы неохристианства, общественного устройства и совершенствования человеческой природы.
2) Идея о том, что обновление человеческого общества должно происходить вследствие обновления духовных ценностей. Революция определялась как тотальное преображение мира.
3) Отказ от реализма и ориентация на интуитивное восприятие мира посредством символов, показывающих суть явлений. Мережковский в своей работе «О причинах упадка и новых течениях современной русской культуры» предлагает положиться на одухотворенность символов, говорящих об окружающем мире больше и точнее, т.к. символ- откровение о сущем.
4) Самым последовательным вызовом окружающему, антитезой жизни в понимании декадентов может быть только смерть. Смерть выступает для них как единственный способ разорвать все узы, соединяющие человека с постыдным кругом земного существования. Умереть добровольно, уйти из жизни — вот что становится идеальным выходом из тупика несовершенного мира. Идея самовольного ухода из жизни получает развитие как в творчестве З. Гиппиус, так и в творчестве Мережковского. Одна из центральных поэм Мережковского так и называется: "Смерть".
Конечно, русский декаданс как более широкое культурное и духовное понятие не может быть отождествлён с чем-то мёртвым, застывшим, с чем-то раз и навсегда данным. Он жил, развивался, принимал новые обличия. На его адептах и основах учения сказывалась жизнь российского общества. Так, революция 1905 г. подвела черту не только под целой эпохой истории страны, но и под тем, что может быть названо эпохой раннего символизма. После революции 1905 г. символизм развивался уже по совершенно иным канонам, искал новые пути осмысления в корне изменившейся действительности. Но очень многое из того, что было отмечено уже в творчестве раннего Мережковского, Гиппиус и многих других "символистов первого призыва" переживёт их время, сохранится и потом, когда тон в русской литературе будут задавать совсем другие имена.
Идеи декаданса продолжают развиваться и до сих пор.
В феврале 1999-го года писательница Маруся Климова и художник Тимур Новиков организовали фестиваль декаданса «Тёмные ночи», который прошёл в концертном зале петербургского Зоопарка. Второй фестиваль состоялся год спустя в петербургском клубе «Декаданс». Эти эпатажные и шумные акции стали своеобразной манифестацией независимого искусства Санкт-Петербурга и Москвы, берущего своё начало в андеграунде советских времён. В дальнейшем декаданс как современное настроение вобрал в себя черты гламура и готики. Эти популярные в начале века стили были объединены в декадентских фестивалях «Бархатное подполье».
Первый фестиваль состоялся в 2005 году в московском Клубе на Брестской, автором идеи выступил журналист и лидер группы «Бостонское чаепитие» Владимир Преображенский, сегодня организатор салонных вечеров «изысканного удовольствия».
Список использованных источников и литературы
1. Аксенова Е.М. Талант и время. - Ярославль, 1999. – 563с.2. Антонова М.Д. История литературы. – М.: «Слово», 2000. – 552с.
3. Афанасьева Е.А. Теория литературы: Курс лекций для вузов. – М.: «Новость», 2005. – 594с.
4. Балакина Т. И. История культуры. – М.: «Логос», 2007. – 442с.
5. Белоусов В. Поэзия Серебряного века. - М.: «Слово», 1998. – 462с.6. Бондарева Н.В. Теория и история русской литературы. – СПб.: «Питер», 2002. – 386с.
7. Григорьев В.И. История русской литературы. – М.: «Высшая школа», 2005. – Т.3. – 558с.
8. Ильина Т. В. История искусств.– М.: «Высшая школа», 1994. – 482с.
9. История русской литературы Серебряного века: Хрестоматия. – М.: «Вузовский учебник», 2008. – 526с.
10. Карачков Д.Н. Теория литературы. – М.: «Вузовский учебник», 2004. – 308с.
11. Краснобаев Б. И. История зарубежной культуры. – М.: «СЛОВО», 2000. – 428с.
12. Марченко А.М. Декаданс в культуре и искусстве. - М.: «Новость», 2005. – 506с.13. Муравьев А. В. История русской культуры. – М.: «Просвещение», 1999. – 394с.
14. Назарчук С.Д. Русская литература: XVIII – XX вв. – М.: «Слово», 2006. – 408с.
15. Нефедов В.В. Поэзия Серебряного века. - Минск, 1990. – 520с.16. Тенишева Н.Д. Литературные течения. – М.: «Слово», 2000. – 461с.
17. Ульянова А.Н. Теория литературы. – М.: «Просвещение», 1992. – 558с.
18. Яковлева В.И. Теория и история литературы. – СПб.: «Питер», 2006. – 612с.
[1] Балакина Т. И. История культуры. – М.: «Логос», 2007. – 442с.
[2] Ильина Т. В. История искусств.– М.: «Высшая школа», 1994. – 482с.
[3] Краснобаев Б. И. История зарубежной культуры. – М.: «СЛОВО», 2000. – 428с.
[4] Муравьев А. В. История русской культуры. – М.: «Просвещение», 1999. – 394с.
[5] Антонова М.Д. История литературы. – М.: «Слово», 2000. – 552с.
[6] Афанасьева Е.А. Теория литературы: Курс лекций для вузов. – М.: «Новость», 2005. – 594с.
[7] Бондарева Н.В. Теория и история русской литературы. – СПб.: «Питер», 2002. – 386с.
[8] Григорьев В.И. История русской литературы. – М.: «Высшая школа», 2005. – Т.3. – 558с.
[9] Карачков Д.Н. Теория литературы. – М.: «Вузовский учебник», 2004. – 308с.
[10] Назарчук С.Д. Русская литература: XVIII – XX вв. – М.: «Слово», 2006. – 408с.
[11] Тенишева Н.Д. Литературные течения. – М.: «Слово», 2000. – 461с.
[12] Ульянова А.Н. Теория литературы. – М.: «Просвещение», 1992. – 558с.
[13] Яковлева В.И. Теория и история литературы. – СПб.: «Питер», 2006. – 612с.
[14] Белоусов В. Поэзия Серебряного века. - М.: «Слово», 1998. – 462с.
[15] Марченко А.М. Декаданс в культуре и искусстве. - М.: «Новость», 2005. – 506с.
1 Назарчук С.Д. Русская литература: XVIII – XX вв. – М.: «Слово», 2006. – С. 234.
1 Ульянова А.Н. Теория литературы. – М.: «Просвещение», 1992. – С. 165.
1 Марченко А.М. Декаданс в культуре и искусстве. - М.: «Новость», 2005. – С. 34.1 Карачков Д.Н. Теория литературы. – М.: «Вузовский учебник», 2004. – С. 235.
1 Ильина Т. В. История искусств.– М.: «Высшая школа», 1994. – С. 276.
1 История русской литературы Серебряного века: Хрестоматия. – М.: «Вузовский учебник», 2008. – С. 76.
1 Муравьев А. В. История русской культуры. – М.: «Просвещение», 1999. – С. 265.
1 История русской литературы Серебряного века: Хрестоматия. – М.: «Вузовский учебник», 2008. – С. 34.
2 Там же. – С. 35.
1 История русской литературы Серебряного века: Хрестоматия. – М.: «Вузовский учебник», 2008. – С. 36.
2 Нефедов В.В. Поэзия Серебряного века. - Минск, 1990. – С. 81.1 Краснобаев Б. И. История зарубежной культуры. – М.: «СЛОВО», 2000. – С. 165.
2 История русской литературы Серебряного века: Хрестоматия. – М.: «Вузовский учебник», 2008. – С. 176.
1 История русской литературы Серебряного века: Хрестоматия. – М.: «Вузовский учебник», 2008. – С. 178.
2 Белоусов В. Поэзия Серебряного века. - М.: «Слово», 1998. – С. 64.3 История русской литературы Серебряного века: Хрестоматия. – М.: «Вузовский учебник», 2008. – С. 179.
1 История русской литературы Серебряного века: Хрестоматия. – М.: «Вузовский учебник», 2008. – С. 28.
2 там же. – С. 31.
3 Григорьев В.И. История русской литературы. – М.: «Высшая школа», 2005. – Т.3. – С. 102.
1 История русской литературы Серебряного века: Хрестоматия. – М.: «Вузовский учебник», 2008. – С. 105.
2 Там же. – С. 106.
3 Там же. – С. 109.
1 История русской литературы Серебряного века: Хрестоматия. – М.: «Вузовский учебник», 2008. – С. 106.
2 Бондарева Н.В. Теория и история русской литературы. – СПб.: «Питер», 2002. – С. 165.
1 История русской литературы Серебряного века: Хрестоматия. – М.: «Вузовский учебник», 2008. – С. 184.
[18] Яковлева В.И. Теория и история литературы. – СПб.: «Питер», 2006. – С. 342.
1 Антонова М.Д. История литературы. – М.: «Слово», 2000. – С. 262.
1 История русской литературы Серебряного века: Хрестоматия. – М.: «Вузовский учебник», 2008. – С. 157.
1 Карачков Д.Н. Теория литературы. – М.: «Вузовский учебник», 2004. – С. 238.
1 История русской литературы Серебряного века: Хрестоматия. – М.: «Вузовский учебник», 2008. – С. 164.
[19] История русской литературы Серебряного века: Хрестоматия. – М.: «Вузовский учебник», 2008. – С. 164.
1 Карачков Д.Н. Теория литературы. – М.: «Вузовский учебник», 2004. – С. 239.
1 История русской литературы Серебряного века: Хрестоматия. – М.: «Вузовский учебник», 2008. – С. 53.
1 Аксенова Е.М. Талант и время. - Ярославль, 1999. – С. 192. 1 Аксенова Е.М. Талант и время. - Ярославль, 1999. – С. 194.1 История русской литературы Серебряного века: Хрестоматия. – М.: «Вузовский учебник», 2008. – С. 108 -109.
1 Карачков Д.Н. Теория литературы. – М.: «Вузовский учебник», 2004. – С. 243.