Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
1.История и основные идеи декаданса как направления культуры
и искусства………………………………………………………….……………..6
2. Развитие декаданса в России ………………………………………………...10
2.1. Основные тенденции возникновения и развития декаданса……………..10
2.2. Основные течения декаданса……………………………………………..11
2.3. Основные стилистические особенности декаданса
(на примере творчества Д.С. Мережковского)………………………………...28
Заключение…………………………………………………………………...….44
Список использованных источников и литературы…………………...………46
Введение
Период конца XIX – начала XX века в мировой художественной культуре вообще и российской культуре в частности ознаменовался переходом к качественно иному уровню развития. В литературе, музыке, живописи, скульптуре, литературе возникают новые движения и течения. Одним из них в литературе становится декадентство.
Декадентство (от позднелатинского decadentia — упадок) — общее наименование кризисных явлений европейской культуры 2-й половины XIX — начала XX вв., отмеченных настроениями безнадёжности, неприятия жизни, тенденциями индивидуализма.
Сложное и противоречивое явление, имеет источником кризис общественного сознания, растерянность многих художников перед резкими социальными антагонизмами действительности. Отказ искусства от политической и гражданской тем художники-декаденты считали проявлением и непременным условием свободы творчества. Постоянными темами являются мотивы небытия и смерти, тоска по духовным ценностям и идеалам.
В начале XX века в так называемый «Серебряный век русской поэзии», когда на арену литературных течений выходят самые разные направления и течения прозы и поэзии, это течение развивается и в России, имея в ней особенности, связанные с историей русской культуры, искусства и общественной жизни.
В соответствии с этим целью данной работы является исследование особенностей развития русского декаданса на примере творчества авторов «Серебряного века».
Согласно цели в работе поставлены и решены следующие задачи:
1) определить понятие декаданса и выделить основные этапы его развития;
2) охарактеризовать стилистические особенности декаданса на примере творчества отдельных авторов;
3) выделить основные этапы и течения, в рамках которых развивается декаданс в русской литературе начала XX века.
Объект исследования – декаданс как направление в искусстве, предмет анализа – особенности декаданса как течения в русской литературе XX века.
На сегодняшний день можно заключить, что наша страна находится на таком уровне развития, социально – культурные, политические, идеологические условия которого во многом схожи с тем периодом в истории, когда в России развивается такая особая форма умонастроения, как декадентство. В соответствие с этим, исследование особенностей и основных направлений развития русского декаданса носит высокую степень актуальности.
В процессе написания работы были использованы методы - исторический анализ работ по истории культуры, научной и учебной литературы, синтез изученного материала, выводы и обобщения, литературоведческий, стилистический анализ.
Учебники и учебные пособия, а также монографии, использованные в процессе подготовки работы, можно разделить на две основных группы. Прежде всего, это работы по истории российской и зарубежной культуры, которые позволяют составить представление об особенностях русской культуры в определенную эпоху, которая имеет собственные особенности развития в соответствии с политическими и общественными тенденциями развития. Это исследования Т.И. Балакиной[1], Т.В.Ильиной[2], Б.И.Краснобаева[3], А.В.Муравьева[4], в которых дается небольшой анализ модерна и декаданса, как течений, однако, многое можно почерпнуть с точки зрения эпохи и основных тенденций развития культуры. Исследования по теории и истории литературы отличаются глубоким анализом особенности развития русской литературы «Серебряного века», в течение которого наибольшего расцвета достигли модерн и декаданс. В них дается обзор поэзии «Серебряного века», проведен глубокий анализ основных тенденций творчества авторов различных литературных направлений (М.Д.Антонова[5], Е.А.Афанасьева[6], Н.В.Бондарева[7], В.И.Григорьев[8], Д.Н.Карачков[9], С.Д. Назарчук[10], Н.Д.Тенишева[11], А.Н.Ульянова[12], В.И.Яковлева[13]). Некоторые из работ специально посвящены истории культуры «Серебряного века» или основных тенденций декаданса в России, в соответствии с чем особенно ценны при подготовке работы (В.Белоусов[14], А.М.Марченко[15]).
1.История и основные идеи декаданса как направления культуры и искусства
Декадентство (декаданс) - (позднелат. - упадок) - особая форма умонастроения, которая отличала многих представителей мировой и русской культуры в конце XIX - начале XX веков. Декадентство внешне выражалось в преобладании настроения отчаяния, бессилия, усталости, разочарования. В Европе эти настроения появились под влиянием поражения революций 1848 года и постепенно дошли до России, где получили дальнейшее развитие в силу резких социальных антагонизмов, политизации российского общества в начале ХХ века, а затем - неудач революции 1905 - 1907 годов.
Брошенное враждебной этому течению критикой как уничижительное, отрицательное, обозначение «декадентство» было подхвачено его представителями и превращено в лозунг. Наряду с декадентством для обозначения этого общеевропейского течения поэзии и искусства употребляются также термины: «модерн», «неоромантизм», «символизм».[16]
Из этих терминов — «модерн» (от фр. moderne — современный, новейший) за бессодержательностью должен быть отброшен; «неоромантизм» следует признать недостаточным, ибо он указывает лишь на типологическое сходство этого течения в ряде признаков с романтизмом начала XIX века, а не на его специфические особенности (в защиту этого термина выступал С. А. Венгеров, «Этапы неоромантического движения»).
Кроме того, наряду с декадентством, наиболее употребителен термин «символизм». Некоторые считают эти термины одинаково обозначающими одно и то же явление. Однако их следует всё же разграничивать.
«Декадентство» как термин шире термина «символизм», по сути дела являющегося одной из разновидностей декадентства. Термин «символизм» — искусствоведческая категория — удачно обозначает один из важнейших признаков стиля, возникающего на основе психики декадентства. Но можно различить и иные стили, возникающие на этой же почве (например, импрессионизм). И в то же время «символизм» может и освобождаться от декадентства (например, борьба с декадентством в русском символизме).
Иногда термин «декадентство» употреблялся также в биологическом смысле, означая патологические признаки психо-физического вырождения в области культуры (М. Нордау и др.). С социологической точки зрения термин декадентство применим для обозначения проявлений социально-психологического комплекса, свойственного всякому общественному классу, находящемуся в стадии упадка, особенно же нисходящему господствующему классу, вместе с которым приходит в упадок целая система общественных отношений (Плеханов, Искусство и общественная жизнь). И в то же время «символизм» может и освобождаться от декадентства (например, борьба с декадентством в русском символизме)1.
В XIX веке европейская и особенно французская литература была названа декадансом сначала враждебно настроенными критиками, а затем этот термин был использован и самими авторами. Данный термин относился к авторам конца XIX века, которые были связаны с движениями символизма и эстетизма и которые также сочетали в своём творчестве элементы более раннего движения романтизма с его несколько наивным взглядом на природу. Некоторые из этих авторов находились под влиянием традиции готического романа и поэзии и прозы Эдгара Аллана По.
Идея декаданса восходит к XVIII веку, к Монтескьё, а далее, после Дезире Нисарда — французского писателя и критика (фр. Désiré Nisard) — она была подхвачена критиками как термин для оскорбления Виктора Гюго и романтизма в целом. Более позднее поколение писателей-романтиков, как например Теофиль Готье и Шарль Бодлер, использовали это слово как знак почёта, как символ отрицания того, что они считали «банальным прогрессом». В 1880-х годах группа французских писателей называла себя декадентами. В Британии главной фигурой декаданса был Оскар Уайльд.
Часто символизм путают с декадансом. Несколько молодых авторов были иронично отнесены к декадансу в прессе середины 1880-х годов. Характерными чертами декадентства обычно считаются: субъективизм, индивидуализм, аморализм, отход от общественности, taedium vitae и т. п., что проявляется в искусстве соответствующей тематикой, отрывом от реальности, поэтикой искусства для искусства, эстетизмом, падением ценности содержания, преобладанием формы, технических ухищрений, внешних эффектов, стилизации и т. д.
Примером в древности можно назвать эпоху падения Римской империи. Наиболее яркими представителями декадентства на Западе являлись Оскар Уайльд, Ш. Бодлер, Мария Корелли, П. Верлен, Метерлинк, Гюисманс, Станислав Пшибышевский и др. В группу русских декадентов так называемого «старшего поколения» в 1880-х — 1890-х гг. входили такие поэты и беллетристы, как Бальмонт, А. Добролюбов, Коневской, Ф. Сологуб, Мережковский, Зинаида Гиппиус, а также «ранний» Брюсов.
Если, по мнению Плеханова, литературное развитие русского декадентства и не вполне ещё соответствовало существовавшей в России системе капиталистических отношений, то корни его следует искать в условиях реакции 1880-х и начала 1890-х гг. Писатели-декаденты были особенно популярны после революции 1905.