Русская географическая наука сделала значительные успехи, благодаря экспедициям ряда выдающихся ученых. Руководитель Географического Общества академик П.П. Семенов-Тян-Шанский организовал несколько крупных экспедиций по изучению Центральной Азии под руководством Н.М. Пржевальского, в Новую Гвинею - Н.Н. Миклухо-Маклая.
Русский ученый В.В. Докучаев явился создателем новой науки - почвоведения. Его труд "Русский чернозем" стал классическим в мировой науке почв.
Глубокий след в развитии философии оставили труды русских мыслителей В.С. Соловьева, К.Н. Леонтьева и др.
В области гуманитарных наук следует назвать крупнейшего русского историка С.М.Соловьева, создавшего 29-томную "Историю России с древнейших времен", являвшегося сторонником сравнительно-исторического метода исследования. Он отмечал общие черты развития России и стран Европы. Его ученик В.О.Ключевский был автором многих исторических исследований, а также "Курса русской истории", вызывавший большой интерес у студентов различных факультетов.
Основным направлением в русской литературе был критический реализм, который отличался обличением крепостнических порядков, его пережитков, отображением реальной жизни людей. Крупные писатели этой эпохи (М.Е.Салтыков-Щедрин, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, И.С.Тургенев, А.П.Чехов) в своих произведениях изображали жизнь со всеми ее светлыми и темными сторонами, но каждый через собственное восприятие. По тематике художественная литература была многообразной.
Представителем обличительной литературы был М.Е.Салтыков-Щедрин. Он раскрыл все пороки и слабости человеческой натуры. Его художественным приемом является гротеск. Ф.М.Достоевский затронул самые глубинные темы - мир человеческих страданий и унижений, которые обрекали людей на одичание, нищету и даже на преступления. Его произведения заставляли лучших представителей интеллигенции задумываться над выходом из тяжелого положения. Эти искания он передал в своих бессмертных романах "Бедные люди", "Братья Карамазовы", "Идиот" и др. В Божественной Идее Ф.М. Достоевский видел главную опору.
Показателен для второй половине ХIХ в. роман И.С. Тургенева "Отцы и дети", в котором он вывел образ нового героя-нигилиста, человека действия, не желавшего мириться с окружающей его действительностью.
Для последовательного сторонника критического реализма Н.А. Некрасова главной темой его произведений была народная жизнь, вера в силы народа ("Кому на Руси жить хорошо" и др.)
Перелом в русской живописи наступил в начале 60-х гг. Лучшие выпускники Академии Художеств создали свою художественную артель, идейным руководителем которой был И.Н. Крамской. По их мнению, он и П.М. Третьяков были самыми компетентными судьями в оценках произведений живописи.
В 1870 г. в столице было создано Товарищество передвижных художественных выставок на кооперативных началах, членами - учредителями, которых были И.Н. Крамской, Г.Г. Мясоедов, В.Г. Перов, Н.Н. Ге. Товарищество организовывало выставки в крупных городах страны. В Товарищество входили в разное время И.Е. Репин, В.Н. Суриков, К.Е. Маковский, А.К. Саврасов, В.М. Васнецов, В.Д. Поленов, И.И. Шишкин, Н.А. Ярошенко, И.И Левитан, А.И. Куинджи и др. П.М.Третьяков создал великолепную национальную картинную галерею.
Во второй половине ХIХ в. продолжает развиваться русская музыкальная школа. Традиции М.И. Глинки развивали композиторы "Могучей кучки": М.А. Балакирев, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков. Эта группа единомышленников стала творческим коллективом, для которого было характерно единство взглядов: горячая любовь к народу, вера в его силы. По примеру М.И. Глинки композиторы использовали народную песню в симфонических и оперных произведениях. Они использовали и сюжеты русской литературы. Так, драма А.С. Пушкина "Борис Годунов" стала основой оперы М.П. Мусоргского. По мотивам "Слова о полку Игореве" А.П. Бородин написал оперу "Князь Игорь". Композиторы обращались и к историческим сюжетам. М.П. Мусоргский создал оперу "Хованщина", Н.А. Римский-Корсаков - "Псковитянку" и "Царскую невесту".
С большой симпатией и теплотой к "кучкистам" относился П.И. Чайковский. Он создал ряд опер по произведениям А.С. Пушкина ("Евгений Онегин", "Пиковая дама"), Н.В. Гоголя ("Черевички"). Его прекрасные балеты "Лебединое озеро", "Щелкунчик", "Спящая красавица" и др. до сих пор являются шедеврами балетного искусства. В 1866 г. Г.Н. Рубинштейн основал Московскую консерваторию.
В русском театре второй половине ХIХ в. большое место заняли пьесы А.Н. Островского, которые ставились на сценах театров в течение трех десятилетий. В цикле сатирических комедий ("Бешеные деньги", "На всякого мудреца довольно простоты", "Лес", "Волки и овцы") показаны типы купцов-толстосумов и новых дельцов-хапуг. Другой цикл составляют драмы и комедии о трагических судьбах одаренных и чистых людей ("Бесприданница", "Последняя жертва", "Таланты и поклонники").
Известным драматургом был А.В.Сухово-Кобылин. В его трилогии "Свадьба Кречинского", "Дело", "Смерть Тарелкина" обличается бюрократическая система.
Главными драматическими театрами были Малый в Москве и Александринский в Петербурге. Широко распространялось театральное искусство и на провинциальной сцене.
Значительные изменения происходят в архитектуре. Строятся дома различного типа: здания крупных фирм, банков, гостиниц, вокзалов, магазинов, доходных жилых домов, фабрик и заводов. Новые заказчики требовали украшательства зданий. Преобладающим стилем в архитектуре стала эклектика (смешение разных стилей). Использование разных стилей характерно для А.И.Резанова и В.А. Шретера. По проекту А.И. Резанова был построен дворец Великого князя Владимира Александровича на Дворцовой набережной в Петербурге (ныне Дом ученых). В.А. Шретер перестроил здание Мариинского театра (фойе), был автором проекта вокзала в Одессе, театров в Тифлисе, Нижнем Новгороде, Иркутске.
В церковном строительстве возник эклектический русско-византийский стиль, основателем которого был К.А.Тон, автор проекта Храма Христа Спасителя (строился с 1837 по 1883 гг.)
Достижения скульптуры были связаны с творчеством М.М. Антокольского и А.М. Опекушина. М.М. Антокольский сыграл важную роль в развитии русской реалистической скульптуры. Для его творчества характерен интерес к историческим сюжетам ("Иван Грозный", "Нестор-летописец").
Творчество А.М. Опекушина связано с развитием монументальной скульптуры. Он является создателем памятника А.С.Пушкину, открытого в Москве в 1880 г. и созданного на добровольные пожертвования.
Развитие культуры второй половине ХIХ в. было временем подъема науки, просвещения, печати, расцвета русского национального искусства.
3. «Золотой» и «серебряный» века русской культуры.
Исследование и сравнение поэзии двух разных эпох немыслимо без связи с историей – с теми событиями, которые повлияли, порой, решительным образом, на судьбы и мировоззрения поэтов.
Итак, Золотой и Серебряный века, два “русских ренессанса”, две вспышки света среди тысячелетий тьмы и серости.…
Девятнадцатый век – это, конечно, Отечественная война 1812 года, которую можно было бы назвать “нулевой мировой войной”, Бородинское сражение, противостояние западников и славянофилов, восстание Декабристов, реформы Александра II, отмена крепостного права, Крымская война, оборона Севастополя, народничество... Это имена Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Гоголя, Толстого, Тургенева, Достоевского, Толстого, Соловьева…
Совсем другой, но столь же противоречивый век двадцатый, вернее, его начало. Основные события здесь: две революции, перевернувшие всю Россию, которые можно сравнить даже не с бурей, а с падением огромного метеорита или кометы. Возникают множество направлений в литературе, и в первую очередь – в поэзии: от символизма, многое взявшего из Золотого века, до футуризма, требующего “Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода Современности” (из альманаха “Пощечина общественному вкусу”).
Разные существовали направления и школы, во многом они отличались, но некоторые темы привлекали внимание всех поэтов. Одна из них – о цели творчества, да и жизни самого Поэта… Можно сказать, поэзия о поэзии…
В культуре России ХIХ века произошли перемены огромного значения. Они составили культурное наследие страны. Культурное наследие является важнейшей формой, в которой выражается преемственность в историческом развитии общества. Даже в условиях социалистической революции, решительно отрицающей многие общественно-исторические институты старого общества, создание качественно новой культуры невозможно без творческого освоения культурного наследия, без бережного отношения к культуре прошлых эпох, без сохранения тех богатств, которые были созданы в различных областях культуры. Сегодня мы особенно ясно осознаем это.
1. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX вв.) М., 2000.
2. Очерки истории русской культуры второй половины XIX века под ред. Н.М. Волынкина. М., 2003.
3. Шульгин В.С., Кошман Л.В., Зезина М.Р. Культура России: IX-XX вв.:Учебное пособие. М., 2001.