Федеральное агентство по образованию
Санкт-Петербургский государственный университет
Кафедра истории
Дисциплина: Культорология
Реферат
ТАЙНА ЯНТАРНОЙ КОМНАТЫ
Студент группы
Руководитель:
Санкт-Петербург
2007
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………..…3
1. История создания великого шедевра…...……………………………...4
2. «Золото Пруссии» в Кенигсберге………………………………………8
3. Русская тайна…………………………………………………………….9
4. Янтарная комната – в одном из бункеров «Вервольфа»…….………12
5. Морская версия………………………………………………………...15
Заключение………………………………………………………………...16
Список использованной литературы……………………….…………….17
ВВЕДЕНИЕ
Янтарная комната считается одним из крупнейших произведений искусства 18 века, которое часто называют «восьмым чудом света». Теперешняя стоимость этих сокровищ составляет 155 млн. долларов. Но следы комнаты теряются после 1944 года. Существует множество версий о ее нынешнем месте нахождения, но найти ее до сих пор не удалось. Это огромная тайна, разгадать которую ученые пытаются уже не один десяток лет, что и служит поводом к написанию научных трудов на эту тему до сегодняшнего дня. В своей работе я использовала преимущественно статьи из энциклопедических словарей и журналов. Я постаралась представить наиболее интересные и мало известные факты о Янтарной комнате, которые мне удалось найти. Оказывается, в действительности тайна Янтарной комнаты гораздо удивительнее, чем принято считать. Более того, эта тема обладает научной актуальностью, потому как мы выносим уроки, на которые можем опереться, а также культурной ценностью для каждого человека, так как является частью нашей истории.
В 1939 году немецкому искусствоведу Альфреду Роде попадают в руки документы министра пропаганды Геббельса, в которых тот дает задание подготовить список произведений искусства, которые с XV века помимо воли немцев или в результате сомнительных сделок попали в руки иностранцев. Эта фраза – «в результате сомнительных сделок» – тут же напомнила Роде историю дорого янтарного подарка Петру I. «Янтарную комнату мы вернем, вернем на родину, в Кенигсберг, сказал в 1939 году Альфред Роде своей жене, ‑ в этом не может быть сомнений…»[1]
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ВЕЛИКОГО ШЕДЕВРА
Фридрих I вскоре после своей коронации высказал первую идею – изготовить в Берлине праздничный зал и галерею из янтаря. Автором первоначального проекта Янтарной комнаты считается А. Шлютер – главный архитектор прусского королевского двора. Янтарь – материал, ранее не применявшийся в оформлении интерьера. Для работы с ним архитектор пригласил из Копенгагена Г. Вольфрама, придворного мастера датского короля Фридриха IV. Однако осуществить задуманный проект удается лишь наполовину, т.к. вскоре А. Шлютер был отстранен от работ и покинул Берлин. Придворным архитектором прусского короля становится швед Э. Фон Гете. Отношения с янтарным мастером у него не складываются, и Г. Вольфрама тоже отстраняют от работ. По новому замыслу короля янтарный кабинет решено устроить в замке Шарлоттенбург, куда перевозят уже готовые янтарные фрагменты.
В 1707 г. договор на продолжение работ заключается с двумя приглашенными из Данцига мастерами – Г. Турау и Э. Шахтом. Этот этап создания Янтарной комнаты длится около пяти лет. В 1713 г. после смерти Фридриха I работы прекращаются. Новому прусскому королю Фридриху Вильгельму I янтарный кабинет оказывается ненужным: все архитектурные детали отвозятся в Берлинский Цейхгауз и предаются забвению.
Слухи о необычном кабинете доходят до России. Императору Петру I захотелось получить янтарный кабинет для своей Кунсткамеры.
В 1716 году по дороге во Францию Петр I встречается с Фридрихом Вильгельмом I. И вскоре он получает в качестве дипломатического подарка янтарный кабинет вместе с яхтой “Либурника”.
18 ящиков с янтарем были погружены на восемь телег и отправлены сначала в Кенигсберг, затем в Мемель, Ригу, а оттуда в Петербург. Там ящики были распакованы согласно берлинской инструкции, но собрать кабинет не смогли, и янтарь отнесли во флигель Летнего дворца.
При вступление на престол императрица Елизавета Петровна решила использовать позабытый янтарный кабинет для убранства одного из покоев своей официальной резиденции – нового Зимнего дворца и поручила этим заняться своему оберархитектору Ф.Б. Растрелли. Для починки и исправления янтарных деталей в феврале 1743 года приглашается итальянский мастер А. Мартелли. Однако для украшения интерьера в Зимнем дворце янтарных деталей не хватает, поэтому Растрелли использует зеркальные пилястры и расписывает дополнительные панно «под янтарь». Собранная в 1746 году Янтарная комната стала служить для официальных приемов, хотя в ходе реконструкции дворца ее приходилось переносить с места на место. В 1755 году начинают создавать новую Янтарную комнату в Екатерининском дворце.
Зал Екатерининского дворца значительно превышал размеры Янтарного кабинета. Ф.Б. Растрелли перекомпоновал все детали кабинета,разделив их пилястрами с зеркалами, а также украсив комнату деревянной золоченой резьбой. Там, где янтаря не хватило, фрагменты стен были затянуты холстом и расписаны «под янтарь» художником И. Бельским. Учитывая хрупкость материала и частые осыпи янтаря, для комнаты был выделен специальный смотритель, который постоянно выполнял небольшие реставрационные работы.
В 1763 году императрица Екатерина II издает указ о замене расписных холстов в комнате на янтарное панно и изготовление янтарных панелей нижнего яруса стен. К 1770 году комната получила свой окончательный вид, запечатленный позднее на многочисленных фотографиях.1
Янтарный убор, занимавший три стены, был расположен в три яруса. Центральный ярус был составлен из восьми симметричных крупных вертикальных панно. Расстояние между большими панно занимали высокие зеркальные пилястры. Нижний ярус комнаты покрывали прямоугольные янтарные панно. В юго-западном углу был вмонтирован маленький янтарный столик на изящно изогнутой ножке. Убранство комнаты состояло из наборных янтарных комодов русской работы и китайского фарфора. В Янтарном кабинете, в застекленных витринах хранилось одно из самых значительных в Европе собраний янтарных изделий ХVII-XVIII веков немецких, польских и петербургских мастеров.
Резкие перепады температуры, печное отопление и сквозняки разрушали янтарный убор. В XIX веке трижды проводилась реставрация: в 1833, 1865, 1893-1897 годах. Серьезная реставрация намечалась на 1941 год.2
В первые дни Второй мировой войны, когда в Екатерининском дворце началась эвакуация музейных ценностей, из-за хрупкости панелей Янтарной комнаты было решено не вывозить их как другие музейные экспонаты в глубь страны, а произвести их консервацию на месте, не снимая со стен. Панно оклеили сначала бумагой, затем марлей и ватой.
Когда немецкие войска победным штурмом проследовали через Литву, Латвию и Эстонию, и сделали укрепительный пояс вокруг Ленинграда, чтобы взять город в кольцо, Царское Село оказалось расположенным на первой оборонительной линии. Дворец был сильно разрушен во время бомбардировок, а Большой Зал ‑ полностью взорван. Наряду с военными дворец был подвержен разрушениям и от ненастной погоды.
Вместе с немецкими войсками, ворвавшимися в Царское Село, прибыли специалисты из команды «Кунсткомиссион». Искусствоведы установили, что необходимо срочно спасать Янтарную комнату. В течение 36 часов был проведен ее демонтаж. Янтарная комната была доставлена из Царского Села в Кенигсберг, где была передана администрации государственных замков и парков в собрание произведений искусств г. Кенигсберга. Янтарные панно и двери были выставлены в одном из залов третьего этажа Кенигсбергского замка.1
Янтарную комнату в Кенигсберге уже ждали. Ее похищение было спланировано заранее.
«ЗОЛОТО ПРУССИИ» В КЕНИГСБЕРГЕ
5 апреля 1945, за день до начала штурма Кенигсберга русскими, доктор Альфред Роде под контролем СС осуществил акцию захоронения «Золота Пруссии» (Янтарной комнаты) и дал письменную гарантию его «сохранности во времени».
В тот же день он был подвергнут воздействию наркотиков, а потом загипнотизирован, в результате чего А.Роде на долгое время потерял память. И он, действительно, с апреля 1945 года не мог вспомнить ничего вразумительного о судьбе Янтарной комнаты, кроме общих сведений и предположений о местах ее укрытия. Его поведение в этот период жизни расценивалось русскими, как «петляние», «попытка замести следы» и «увести спецслужбы» от истинного места захоронения Янтарной комнаты и других ценностей.2
Тем не менее в начале сентября 1945 года он смог вспомнить все до мелочей, даже то, как выглядела система подземных ходов и бункеров, в которых он работал, укрывая ценности «всегерманского наследия».
Во время укладки Янтарной комнаты в ящики было принято решение о распиливании янтарных панелей, и Роде снял янтарные пластинки в том месте, где позднее прошла пила плотника. В таком виде они и были закрыты в ящиках. Еще накануне штурма Роде спрятал в один из переплетов старой книги ХVIII века серебряную пластину, найденную им в замке Кенигсберг, в щели одной из панелей Янтарной комнаты. Он нанес на обратной стороне серебряной пластины инструкции древних мастеров – схему Кенигсберга и большой иглой при помощи линейки прочертил то место в городе, где захоронена Янтарная комната.
До конца своих дней Альфред Роде считал Янтарную комнату немецкой собственностью, более того – своей собственностью. Духовную связь с этим сокровищем он ощущал на очень глубоком мистическом уровне. В 1943 году, когда Янтарная комната была смонтирована в замке Кенигсберга, доктор Роде, возродивший это чудо, заказал граверу нанести на серебро свое имя, написав просто: «Роде. 1943 г. Кенигсберг»2. Тем самым, он как бы стал одним из авторов, создателей этого чуда.