Деятели Ренессанса отзывались о средневековой культуре сурово и свысока, ведь культура Возрождения формировалась как отказ от средневековой культуры. Отрицались догматизм и схоластика. Отрицательным было отношение к теологии. Считается, что ни одна эпоха в истории европейской культуры не была наполнена таким огромным количеством антицерковных сочинений и высказываний, как эпоха Ренессанса. Таким образом, в средневековой культуре отрицалось все, что сковывало свободное, творческое развитие человека. Ренессанс не был полностью светской культурой. Это эпоха переходная, в которой были сложнейшие переплетения, взаимодействия старого и нового.
Во всех станах Европы и даже в отдельных регионах страны все основные стили средневековой Европы проявлялись по-разному. Все стили имели характерные черты, но в некоторых странах романский или готический стили сильно видоизменялись, наполняясь местным колоритом и традициями. Иногда стили проявлялись лишь в отдельных регионах, не затрагивая и не влияя на архитектуру страны в целом.
Например, некоторые готические соборы Германии напоминают французские образцы, но в Северной Германии существовала оригинальная традиция кирпичной кладки церквей в простом, но впечатляющем стиле, называемом «бакштейнготик». В Италии готика так и не прижилась: итальянские церкви того периода, как правило, не имеют ажурного декора, многочисленных контрфорсов и остроконечных шпилей; им свойственны простые массивные формы, обширные внутренние плоскости, часто расписанные фресками.
В романскую эпоху формируются монастырские комплексы, включавшие помимо храмов сакристии (помещения для облачения духовенства), трапезные, больницы, библиотеки, странноприимные дома, пекарни, конюшни и другие здания и помещения. Все основные здания группировались вокруг внутреннего двора - клуатра, обычно примыкавшего к боковому фасаду церкви. Монастырские комплексы оказывали прямое воздействие и на градостроительную структуру, особенно если они возводились на окраине старых городов. Однако активное развитие самых укрепленных городов в основном началось в следующую, готическую эпоху ( с ХIII в.).
Для романского периода характерен тип замкнутого укрепленного жилища феодала - замка, обычно возводившегося на возвышенном и труднодоступном для противника месте. Уже к Х в. сложился тип укрепленного жилища в виде башни - донжона, окруженного валами и рвом. Обычно первый этаж предназначался для хозяйственных служб и кладовых, второй служил жилищем феодала и верхний отводился для челяди и охраны. С конца ХI в. форма донжона усложняется; для жилища феодала начинают строить отдельное здание, оставляя за донжоном функции оборонительного сооружения, служащего феодалу убежищем при взятии противником оборонительных стен. Глубоко функциональная архитектура замков отличалась суровой простотой. Массивные стены и башни, узкие окна, общее выражение неприступности составляли его типичные черты. С ХI в. территория замка окружалась каменной крепостной стеной с башнями. В систему оборонительных сооружений часто входили рвы, ворота с надвратной башней и другие виды укреплений. Замки обычно строились из камня или кирпича с толстыми стенами и щелевидными окнами.
Список литературы
1. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. –М. 1984г.
2. Мень П. История религии. –М. 1992г.
3. Гайденко П. П. Эволюция понятия науки: Становление и развитие первых научных программ. –М. 1980г.