2.Функциональные, или отраслевые технологии (методики содержат, по мнению авторов, «обширный банк технологических данных, информации «ноу-хау» для отдельных видов развивающейся социально-культурной деятельности в области просвещен творчества, активного отдыха, спорта и развлечений».
3.Социально дифференцированные, или частные технологии представляют собой группу методик, охватывающих «технологические блоки организации культурно-досуговой деятельности различных социально-демографических групп населения».
4.Данная классификация построена по методическому признаку и авторы, используя понятие «технология», тут же в скобках ставят (методика) и наоборот. Это и понятно, поскольку в этот период не было четкого определения обоих понятий, и часто они понимались как похожий или один и тот же процесс.
Однако классификация по методическому принципу вызывает интерес и в настоящее время. Е.И. Григорьева предлагает свое понимание классификации, объединяя их в несколько ином порядке [7 с. 56]:
В предложенной классификации подразделяют функциональные технологии на следующие группы:
- технологии информационно-познавательной и просветительной деятельности;
- технологии самодеятельного творчества;
- креативно-оздоровительные технологии.
К дифференцированным технологиям исследователь относит:
- методику организации досуга детей и подростков;
- методику молодежного досуга;
- методику семейного досуга;
- методику организации досуга лиц среднего и пожилого
возраста. [10 c. 69]
Подобная классификация недостаточно широко охватывает сферы социально-культурной деятельности, что делает ее уязвимой и отражает деление принципиально не различающихся технологий по различным основаниям, коих может быть необозримое множество. Позднее коллектив авторов предложил новый подход к классификации социально-культурных технологий, дав ей новое, логическое обоснование. В основу этой классификации положен ряд признаков, позволяющих охватить широкий спектр социально-культурных технологий
Историко-содержательный признак охватывает значительную группу технологий, которые, в свою очередь, поделены на более мелкие подгруппы.
Подгруппа оздоровительных технологий включает в себя: медико-биологические, валеологические, курортологические, лечебно-профилактические, спортивно-оздоровительные.
Вторая подгруппа объединяет культуроориентированные технологии, в которые включены технологии изучения, восстановления (реставрации), освоения и использования культурных ценностей в современной среде.
Третья подгруппа объединяет в себе культуротворческие технологии, направленные на создание и развитие культурных ценностей, а также технологии творческого развития детей, подростков взрослых.
Четвертая группа объединяет экологические, или природо-ориентированные технологии, изучающие, осваивающие и охраняющие природную среду и ее ресурсы в процессе досуга.
Пятая группа технологий объединяет на основе историко- содержательного признака коммерческие и некоммерческие, маркетинговые, рекламные, благотворительные и социально-защитные технологии, т.е. технологии предпринимательства и экономического обеспечения в социально-культурной сфере.
По функциональному или процессуальному признаку объединены еще несколько технологических подгрупп.
Первая подгруппа объединяет образовательные, обучающие просветительные технологии.
Вторая включает информационно-рекламные и коммуникативные технологии.
Творчески развивающие и формирующие технологии составляют третью подгруппу функционального типа.
Четвертая подгруппа объединяет рекреационные, развлекательно-игровые, художественно-зрелищные.
В пятую подгруппу включены компенсирующие технологии реабилитационные, коррекционные, адаптационные.
Последнюю шестую подгруппу составляют технологии социального прогнозирования, проектирования и творческого моделирования.
Следующую группу технологий объединяет социально-демографический признак. Эта группа также включает несколько подгрупп, среди которых:
Индивидуально ориентированные (авторские, частные и др.) технологии, разрабатываемые и реализуемые в социально-культурной среде.
Специализированные, или групповые технологии, ориентированные на различные группы населения и социальные общности (семейные, возрастные и разновозрастные, социальные, профессиональные, конфессиональные, этнические).
В эту группу входят также массовые общедоступные технологии социально-культурной деятельности и технологии общественных связей.
Отдельную группу составляют технологии, объединенные по признаку инноватики и механизма осуществления нововведения. Здесь также можно выделить несколько подгрупп.
В первой подгруппе объединены традиционные и нетрадиционные, или альтернативные, инновационные технологии.
Вторая подгруппа объединяет технологии, построенные с учетом распространенности нововведений - единичные, осуществляемые на одном из объектов, звенья процесса или диффузные, распространенные более широко и охватывающие ряд объектов, звеньев или распространенные на весь процесс и его звенья.
Третья подгруппа включает завершенные и незавершенные, успешные и неуспешные нововведения.
К современным технологиям, используемым учреждениями культуры относятся:
- технологии изучения;
- технологии сохранения;
- технологии восстановления;
- технологии освоения;
- технологии использования культурных ценностей;
- технологии использования культурного наследия современного общества;
- технологии создания и обогащения культурных ценностей, творческого развития детей, подростков и взрослых.
- различные виды творчески формирующих, развивающих технологий.
- организация самодеятельного художественного, научно-технического, прикладного творчества и любительского движения;
- развитие авторского творчества, авторских школ
- повышение интереса к коллекционно-собирательской, аналитической, исследовательской деятельности, рок-творчеству и т.д.
- возрождение традиций бытового музицирования, семейной самодеятельности;
- расширение сети творческих лабораторий, мастерских, художественно-творческих товариществ, студий, школ, центров, объединений эстетического воспитания и технического творчества;
- активное внимание к художественному моделированию одежды, текстильному творчеству, ковроткачеству, вышивке, макраме, художественной обработке дерева, камня, кости и т.д;
- технологии творческого развития детей, подростков, взрослых в области культуры, самодеятельного творчества, техники, спорта, метод символических и фантастических аналогий;
- мозговая атака как способ развития творческого, образного мышления.
- сущность программно-ролевого метода, его значение для выработки у учащихся способности действовать в предлагаемой ситуации в соответствии с выбранной ролевой функцией;
- использование метода объектов и метода морфологического анализа для социально-культурной деятельности;
- активизация поиска оригинальных творческих идей с помощью метода наводящих контрольных вопросов;
- тенденции к расширению культуротворческих процессов в открытой социальной или экологической среде;
- закрепление права участников самодеятельного творчества на художественный плюрализм. [12 c. 174]
Таким образом, мы рассмотрели несколько представленных классификаций социально-культурных технологий, и несмотря на их многообразие и многозначность они все же не охватывают всю их палитру. Возможны и другие варианты разработки классификаций социально-культурных технологий, такие, как по основным видам деятельности и направлениям формирования сфер общественной жизни и др.
Итак, социально-культурные технологии, представляя собой одну из разновидностей педагогических технологий, должны быть «направлены на повышение прикладного, организационно-методического управленческого потенциала педагогики.
Широкий спектр современных социально-культурных технологий следствие смены социокультурной парадигмы, обновления содержания, подходов, менталитета социально-культурной деятельности. Многообразие социально-культурных технологий обусловлено необходимостью освоения современного информационного, культурного, образовательного, профессионального пространства.
Наука и практика социально-культурной деятельности не стоит на месте, находятся в постоянном развитии, и многие актуальные проблемы требуют внимания ученых и дальнейшей разработки научном плане, где необходимо разрабатывать научные концепции цели, задачи, содержание и формы социально-культурной деятельности.
2. Практическое исследование опыта применения технологии молодежным центром «Шатлык» г. Набережные Челны
2.1. Условия организации
В молодежном центре «Шатлык» работают 32 творческих коллектива. В 2008-2009 учебном году был сделан больший упор на подростковые и молодежные объединения. Педагогическому составу была поставлена задача: достижение в учебном процессе результативности, качества, выявление талантливой и одаренной молодежи с дальнейшим продвижением на профессиональные сцены города и Республики.
Вид деятельности:
Создание условий для нравственного и патриотического воспитания молодежи, интеллектуального развития молодежи и подростков, поддержки художественного творчества, реализация творческого потенциала молодого поколения, развитие творческих навыков и способностей подростков, подростков и молодежи на профессиональном уровне. Создание и обучение сильных творческих коллективов, певцов и солистов города.