4. Региональный фестиваль татарского национального творчества «Миллетем килечеге – сокровище нации».
К участию в фестивале приглашаются вокальные исполнители, авторы, композиторы, исполнители татарских песен в возрасте от 15 до 35 лет.
Фестиваль призван содействовать:
- возрождению и упрочению культурных традиций, сохранение культурного наследия татарского народа;
- укреплению толерантных, межконфессиональных и этнических отношений татарской молодежи.
- созданию системы поддержки молодых талантов через выход на профессиональную сцену, телевидение и радио.
Фестиваль проводится по номинациям:
- Художественное чтение;
- «Вокал» по направлениям «народная песня», «эстрадная песня», «авторская песня»;
- «Хореография»;
- Инструментальная музыка.
5. Творческий проект "Татар Егете"
В целях воспитания гражданственности, патриотизма и толерантности среди молодежи в центре реализуется проект «Татар егете», который объединяет студентов ВУЗов и ССУЗов города неравнодушных к культуре, истории татарского народа.
На сегодняшний день данный проект перерос в межрегиональный при поддержке Всемирного конгресса татар, который проходит в городе Казань, где челнинские конкурсанты стали абсолютными победителями 2005, 2006г.
6. Творческий проект хип-хоп музыки "BATANDABUBE"
Проект был создан на основе I регионального хип-хоп фестиваля “BatandaBube”
Программа проекта. В рамках проекта проводится конкурс хип-хоп команд/отдельных исполнителей. Выступления гостей (брейк-команды, рэп-группы). По итогам проведения каждого концерта определяются лучшие команды/участник в зависимости от количества заявок.
Проект проводится в Развлекательном Клубе “OPERA” один раз в месяц с декабря по апрель 2010 года.
Таким образом, в молодежном центре «Шатлык» успешно применяются культуротворческие технологии, что показывают результаты деятельности творческих коллективов и объединений. Приорететным направлением деятельности является: выявление и поддержка талантливой и одаренной молодежи, развитие самодеятельного и профессионального художественного творчества молодежи и подростков; привлечение молодежи к активному участию в общественной жизни. Также приоритетными направлениями деятельности МЦ «Шатлык» являются:
¾ военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения и молодежи;
¾ воспитание национального самосознания, сохранение и развитие национальной культуры, языка и традиций татарского народа, создание благоприятных условий для консолидации татарской молодежи; укрепление дружбы и сотрудничества татарской молодежи, формирование толерантного отношения к представителям других культур и национальностей;
¾ профилактика негативных влияний в молодежной среде;
¾ развитие молодежного общественного движения;
¾ работа со студенческой и работающей молодежью города.
Основные направления деятельности:
¾ выявление и поддержка талантливой молодежи
¾ содействие развитию самодеятельного и профессионального творчества
¾ развитие национального татарского творчество и культуры.
В центре создаются и реализуются программы, направленные на интеллектуальное и творческое развитие, проводятся городские фестивали, конкурсы, выставки, форумы.
2.3. Выводы и рекомендации
Деятельность молодежного центра «Шатлык» занимает очень важное место в социально – культурной деятельности нашего города. Необходимо дальнейшее развитие культурно-досуговой деятельности подростков, т.е. необходимо создать условия для дальнейшего творческого развития самодеятельных, фольклорных коллективов, общественных объединений.
Творческим коллективам необходимо оказывать содействие в участии на конкурсах и фестивалях.
Опираясь на полученные данные, следует выделить следующие основные позиции, учет которых необходим при определении путей модернизации:
– культуру (в том числе и народное художественное творчество) следует рассматривать сегодня как базовое условие возрождения экономики;
– в свете реформы бюджетных учреждений РТ, предъявляющей к муниципальным учреждениям культуры новые требования, можно предложить нормативно закрепить приоритет просветительской и развивающей функции в деятельности клубных учреждений, при которых в основном и функционируют детские самодеятельные коллективы;
– в муниципальном задании на оказание культурно-досуговых услуг на территории муниципальных образований следует оговорить показатели творческого роста (уровень фестивалей и конкурсов, уровень исполнительского мастерства) «народных самодеятельных коллективов», действующих при местном клубном учреждении. В этом случае будут в большей степени обеспечены условия для творческого развития детских коллективов, повышения квалификации руководителя, что даст возможность поддерживать высокий уровень мастерства участников.
У занимающихся в МЦ «Шатлык» имеется одно большое преимущество, в том, что 80% клубов и студий молодежного центра являются бесплатными. Таким образом, подростки из малообеспеченных и многодетных семей свободно могут посещать все существующие студии. Как правило, в таких семьях очень много талантливых и способных подростков, у которых нет возможностей обучаться в платных клубах. Систематически у нас организуются бесплатные клубные вечера, танцевально-развлекательные программы с определенной тематикой, носящие воспитательный и познавательный характер.
В настоящее время сократилась доступность культурных ценностей, в результате чего тормозятся процессы разработки и реализации программ целевого использования учреждений культуры. Слабое финансирование учреждений культуры за счет бюджетных средств, привело к резкому их сокращению.
В мире накоплен огромный арсенал инструментов финансовой поддержки отраслей культуры и искусства. Выбор видов, форм и методов государственного субсидирования, а также их сочетание зависит в целом от характера избранной модели государственного финансирования, а также от задачи текущей политики.
Развитие многоканального государственного финансирования, партнерских межбюджетных и государственно-частных форм финансирования - лучший способ удовлетворения огромных и постоянно растущих потребностей сферы культуры и искусства в финансовых ресурсах, особенно в условиях хронического дефицита государственного бюджета. Успешность государственных мер ее поддержки во многом зависит от эффективности использования потенциала частного спонсорства и меценатства.
Важно суметь организовать такую работу и такие досуговые программы, которые могли бы увлечь любого молодого человека, поэтому необходимо:
- Повысить качественный уровень досуговых мероприятий путем внедрения новых, нетрадиционных форм развлечения, просвещения и общения и широкого их выбора.
- Создание банка идей и центра молодых инициатив.
- Учет в деятельности запросов, интересов и потребностей молодежного возраста.
- Создание и организация клубов по интересам, гостиных и любительских объединений.
- Создание на базе молодежного центра социальных гостиных, групп общения, консультаций психологов, центров социально-психологической реабилитации нуждающимся в общении, заботе, доброте.
Заключение
Таким образом, социально-культурная деятельность по существу может рассматриваться как самостоятельная подсистема общей системы социализации личности, социального воспитания и образования людей. Одновременно она является важнейшей функцией государственных и негосударственных структур, сферой приложения усилий многочисленных общественных движений и инициатив, средством рационального использования свободного времени различных групп населения.
Технологии социально-культурной деятельности очень гибки, их можно легко приспособить к любым историческим условиям социально-культурной деятельности. Они вбирают в себя все достоинства педагогических технологий, корректируют отдельные недостатки педагогических методик и процессов, поскольку условия, средства, формы, методы, характерные для свободного времени, предполагают свободу выбора разнообразных видов деятельности, строятся с учетом интересов и потребностей личности в той или иной сфере значимой для нее деятельности.
Широкий спектр современных социально-культурных технологий следствие смены социокультурной парадигмы, обновления содержания, подходов, менталитета социально-культурной деятельности. Многообразие социально-культурных технологий обусловлено необходимостью освоения современного информационного, культурного, образовательного, профессионального пространства.
В данной работе была рассмотрена деятельность Молодежного центра «Шатлык», основное направление которой выявление и поддержка талантливой молодежи, развитие самодеятельного и профессионального художественного творчества, национальной культуры. В Молодежном центре «Шатлык» созданы все условия для применения культуротворческих технологий. Успешно применяются культуротворческие технологии, что показывают результаты деятельности творческих коллективов и объединений.
Список используемой литературы
1. Закон РФ «Основы законодательств Российской Федерации о культуре» № 115-ФЗ.
2. Закон РФ «Об общественных объединениях» от 19.05.95 г. №82-ФЗ.
3. Бакланова Т.И. Педагогика художественной самодеятельности. – М., 1992. – С. 399
4. Блинова Г.П. Народная художественная культура: Русские народные праздники и обряды (Теория и история): Учебное пособие. – М., 1998. – С.412
5. Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга: Учебник. – М., 1998. – С. 378