Федеральное агентство по культуре и кинематографии РФ
Филиал Московского государственного университета культуры и искусств
Кафедра социально – гуманитарных дисциплин
КУРСОВА РАБОТА
по социальной – культурной деятельности
«Современные культуротворческие технологии»
Выполнила:
студентка
Шайхетдинова Н.И._____
Специальность СКД
Курс 1 Группа 903
Проверил:
кандидат исторических наук, доцент
Низамова М.С._______
Набережные Челны, 2010
Содержание
Введение 3
1. Теоретические подходы в технологии СКД 5
1.1. Сущность определения понятий СКД 5
1.2. Технологии СКД в разные исторические периоды 7
1.3. Современные технологии, используемые учреждениями культуры 14
2. Практическое исследование опыта применения технологии молодежным центром «Шатлык» г. Набережные Челны 19
2.1. Условия организации 19
2.2. Опыт применения технологий СКД в деятельности молодежным центром «Шатлык» г. Набережные Челны 23
2.3. Выводы и рекомендации 34
Заключение 37
Список используемой литературы 38
Самодеятельное художественное творчество привлекает многих людей различного возраста своей нерегламентированностью, свободой и добровольностью выбора его видов и форм. Именно художественное творчество наиболее эффективно способствует духовному восстановлению личности через овладение культурными ценностями прошлого и настоящего.
Сегодня наиболее актуально работать с молодежью. Одной из наиболее острых проблем в данной сфере остается недостаточная реализация педагогического потенциала в культурно-досуговой деятельности. На фоне коммерциализации деятельности клубных учреждений, все более широкого внедрения новых экономических механизмов функционирования клубных самодеятельных художественных коллективов особенно актуальными становятся задачи воспитания и развития личностных качеств подростков.
Необходимо подчеркнуть, что в сложных и противоречивых современных социально-культурных условиях приоритетными задачами культурно-досуговой деятельности, в которой участвуют подростки, должны стать:
- решение общих задач социализации личности;
- организация содержательного досуга в целях профилактики подростковой беспризорности преступности, наркомании, суицидов;
- психологической коррекции личности; социальной адаптации и реабилитации подростков-инвалидов, и т.д.
Проблеме воспитания подростков в культурно-досуговой сфере, посвящен ряд исследований, в которых отражены различные аспекты: научно-теоретическое обоснование досуговой деятельности как явления, формирующего личность (Т.И.Бакланова, А.Д.Жарков, Ю.Е.Соколовский), разработка методик работы в коллективах (В.И.Закутский, В.Г.Кузнецов, В.Г.Соколов).
Предмет исследования: культуротворческие технологии.
Объект исследования: молодежный центр «Шатлык».
Цель: изучить культуротворческие технологии на примере деятельности молодежного центра «Шатлык».
Задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты культуротворческих технологий;
- изучить на практикеразвитие культуротворческих технологий, на примере деятельности молодежного центра «Шатлык».
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
1. Теоретические подходы в технологии СКД
1.1. Сущность определения понятий СКД
В разные исторические периоды СКД называлась:
-внешкольное образование (до 1920 г.)
-политико-просветительская работа (с 1920 по 1970 г.)
-культурно-просветительская работа (с 1270по 1990 г.)
-культурно-досуговая работа (до середины 90-х годов)
-социально-культурная деятельность (с сер.90-х годов)
До 90-х годов ХХ века культурно-досуговая работа была политизирована и тесно связана с идеологией КПСС. После путча деятельность КД учреждений была деполитизирована, деидеологизирована, т.е. стала свободной от партийного воздействия и наполнилась новым содержанием, отсюда и новое название – СКД.
СКД –это деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы (студии, кружки, любительские объединения) в сфере досуга. Она включает в себя все многообразие проблем по организации свободного времени: общение, производство и усваивание культурных ценностей и т.д. Педагогам-организаторам приходится участвовать в решении проблем семьи, детей, в решении проблем в историко-культурной, экологической, религиозной и др. сферах, в создании благоприятной среды для СКД и инициатив населения в сфере досуга.
КДД (культурно-досуговая деятельность) – составная часть СКД, помогает в решении многих социальных проблем своими своеобразными средствами, формами, методами (искусство, фольклор, праздники, обряды и т.д.)
КПР (культурно-просветительская работа) также является частью СКД, но, к сожаленью, неэффективно используется в деятельности культурных учреждений (нет лекций, лекториев, народных университетов и других ранее зарекомендовавших себя форм просветительской работы).
Важность СКД в том, что это не просто организация досуга, а организация в социально-значимых целях: удовлетворение и развитие культурных потребностей и интересов, как отдельной личности, так и социума в целом. Деятельность КДУ (учреждений) в настоящее время организуется на основе документа, вышедшего в 1992 году – «Основы законодательства РФ о культуре». В нем четко определены «культурная деятельность», «культурные ценности», «культурные блага», «творческая деятельность» и т.д., основные сферы деятельности государства в области культуры (охрана памятников, народное творчество, художественные промыслы, художественная литература, кинематография и т.д.), а также основные права граждан в области культурной деятельности («Закон о культуре»)[2 c. 125].
Особенности СКД:
-осуществляется в свободное время
-отличается свободой выбора, добровольностью, активностью и т.д.
-характеризуется многообразием видов
-РФ располагает большим количеством институтов, создающих условия для СКД (музей, библиотека, клуб и т.д.)
Отличительные черты СКД:
-гуманистический характер
-культурологический характер
-развивающий характер
Функции СКД:
-развивающая
-информационно-просветительская
-культурно-творческая
-рекреационно-оздоровительная
Знание СКД необходимо для совершенствования и улучшения культурно-досуговой сферы.
Анализ сущности социально-культурной деятельности показывает, что в ней взаимодействуют репродуктивные, творческие и репродуктивно-творческие элементы. Репродуктивная деятельность в культурно-досуговой сфере является необходимым условием жизнедеятельности человека. Репродуктивность неизбежна и обязательна во многих видах досуговых занятий, непрофессиональной художественной самодеятельности, клубной практике и т.п. В то же время для участника самодеятельного коллектива, например, освоение азов искусства, овладение организаторскими умениями, сами процессы познания, реализации своих интересов и потребностей — не только репродукция, но и творчество. В связи с этим типологические уровни социально-культурной деятельности можно классифицировать следующим образом:
- творческий уровень — преобладание творческих моментов в деятельности;
- репродуктивно-творческий уровень — открытие человеком того нового для себя, что объективно не является новым;
- репродуктивный уровень — простое воспроизведение отработанных форм, предметов, способов и т.п.
Таким образом, социально-культурная деятельность по существу может рассматриваться как самостоятельная подсистема общей системы социализации личности, социального воспитания и образования людей. Одновременно она является важнейшей функцией государственных и негосударственных структур, сферой приложения усилий многочисленных общественных движений и инициатив, средством рационального использования свободного времени различных групп населения.
1.2. Технологии СКД в разные исторические периоды
В дореволюционной России любители искусства объединялись в кружки и общества при клубах и собраниях. Имелись и рабочие кружки, народные театры, находившиеся под строгим контролем властей, с подозрением относившихся ко всякой народной инициативе.
После Октябрьской революции 1917 в художественную самодеятельность были вовлечены широкие массы (устраивались театрализованные представления и др.). В 1920-е гг. репертуар самодеятельных кружков носил агитационный характер (состоял из обозрений, литературных монтажей, концертных номеров, сатирических частушек и др.).
Большое распространение получили коллективы “Живая газета”, “Синяя блуза”, “Красная рубаха” и др. В середине 20-х гг. зародилось движение ТРАМов. (Театр рабочей молодежи). КПСС и Советское правительство создали все условия для развития творческих сил народа. Огромное значение имели выступления В.И. Ленина с оценкой Пролеткульта, письмо ЦК РКП (б)» О пролеткультах” (1920), постановление СНК РСФСР “Об улучшении театрального дела” (1930), предлагавшее усилить взаимодействие профессионального и самодеятельного театра, обеспечить постоянную помощь художественной самодеятельности [5 c. 196].
Самодеятельные коллективы возникали при клубах, домах (дворцах) культуры, фабриках, заводах, учебных заведениях, воинских частях, колхозах, совхозах, на транспорте и т.д. К середине 30-х гг. художественная самодеятельность достигла высокого идейно-художественного уровня. Многие мастера профессионального искусства (В.В. Барсова, И.М. Москвин, М.М. Тарханов и др.) взяли шефство над самодеятельными коллективами. Для руководства самодеятельностью и помощи ей был создан Центральный дом самодеятельного искусства, преобразованный в 1936 во Всесоюзный дом народного творчества (с 1939 - им. Н.К. Крупской), а в 1958 в Центральный дом народного творчества (ЦДНТ). В 1940-х гг. дома народного творчества организованы во всех республиках, краях и областях.