Позже благословляли молодых иначе: Отец держал образ, а мать – каравай хлеба и серебряную солонку. Молодые по обычаю кланялись, принимали благословение и трижды целовали поочередно отца и мать. По окончании церемонии раздавалась музыка. Гостей угощали «игристым» вином и пряником, агости, в свою очередь, одаривали молодых, складывая подарки на поднос. На поднос ставили три сосуда – с вином, медом и брагой. Тому, кто подходил с подарком, новобрачная наливала в бокал понемногу из каждого.
Свадебный пир корнями уходит в глубокую древность. Соотносительно сословию свадебный ужин устраивался с разной степенью пышности. Начинал застолье самый почетный гость – «свадебный генерал», который должен был поднять первый тост за новобрачных и крикнуть: «Горько!». На дворянские и купеческие свадьбы хозяева приглашали артистов для устройства концерта, на свадьбах у представителей среднего сословия пели под гитару, а простонародье отдавало дань жизнерадостным частушкам, порой весьма рискованного, а порой и фривольного содержания.В определённый момент пира (везде по-разному) молодую "окручивали", "повивали", "перевязывали". Производили этот обряд обыкновенно свахи, они закрывали невесту пологом от глаз гостей, разделяли волосы надвое, укладывали на голове в виде кос, жгутов, или "рожков" и покрывали женским головным убором, разным для всех губерний. Иногда в двух соседних сёлах женские уборы отличались.
Все действия свахи, родителей, гостей обязательно сопровождались песнями. На пиру в основном пелись величальные и корильные песни; величали невесту с женихом, родню. За величание полагалось одаривать поющих, угощать. Задержка угощения - и певицы сейчас же заводили корилку тому, кого только что расписывали всеми красками. Наибольшее распространение в обрядовой (свадебной) песне имел такой способ расшифровки поэтических символов, который получил название психологического (точнее, сюжетно-образного) параллелизма. Первая параллель такой песни всегда символическая, а вторая — реальная. Примером может служить свадебная песня «Где был, где был». Песнюэту поют жениху и невесте, когда по приезде от венца их усаживают за свадебный стол:
Где был, где был,
Да сизой селезень?
Где была, где была,
Сера утица? —
Были они, были они
В разных озерах;
Ноньче они, ноньче они
На одном озере,
Зыблят песок
С одного берега.
Где был, где был,
Да Василий господин,
Где был, где был,
Да Григорьевич?
Где была, где была,
Да Ульянушка,
Где была, где была,
Да Филатьевна?
— Были они, были они
В разных городах;
Ноньче они, ноньче они
За одним столом:
Пьют и едят
С одного блюда,
Кушают
С одной ложечки.
В чем смысл употребления символов в такой параллельной композиции? Каковы их идейно-эстетические функции? Смысл их употребления в том, что они тем или иным мыслям придают поэтическую форму выражения, передают те или иные эмоции, определенное отношение к тем или иным человеческим образам. То есть они, по существу, создают поэтичность. Жених изображен сизым селезнем, а невеста серой утицей. Селезень и утица ранее одиноко плавали в разных озерах, а теперь вместе плавают в одном озере, «зыблят песок с одного берега». Песня состоит из двух самостоятельных картин, но в сознании поющих и слушающих первая и вторая картина воспринимаются не отдельно и изолированно, а одновременно, синтетически. Поющими и слушающими воспринимается главным образом вторая (человеческая) параллель, но она воспринимается опоэтизированной, эмоционально окрашенной первой параллелью.
Молодым нельзя было есть на свадебном пиру. Их роль строго регламентировалась. Они просто сидели. Считалось, что нельзя ничего кушать, потому что через пищу могли навести порчу или сглаз.
Провожали молодых на покой обычно в баню, в клеть, на сеновал и даже в хлев. Жена обязана была снять с мужа сапоги, демонстрируя свою покорность, и подать плеть. Муж в ответ должен был загодя заложить в сапоги деньги, которые шли молодой жене в знак того, что он будет содержать её, а приняв плеть, трижды слегка ударял жену - чтобы в семейной жизни больше никогда не бить.
Наутро, а иногда в тот же вечер, происходило вскрывание молодых. Тысяцкий открывал чулан или баню (ключи от спальни молодых хранились у него), и свахи шли за простыню или рубахой молодушки. Этим предметам придавалась большая магическая сила, через них невесту навсегда невесту могли сделать бесплодной, и свахи относились к своим обязанностям со всей серьёзностью. Если невеста "честная" - о дверь спальни били горшки, наряжали упряжку и ехали утром за родителями невесты (после венца на пиру у жениха их не было), приводили и начинали угощать и величать. В противном же случае лошадям привязывали вместо цветов старые веники, рваные тряпки; родителей невесты в этом случае величали так, что они частенько загодя прятались. Им подавали "на угощение" рюмку без дна.
4.7. Второй и третий день свадьбы.
На второй свадебный день все переезжали к родителям невесты, и праздник с новой силой разгорался там. Второй день свадьбы назывался "пирожными столами". Если молодая доказала свою невинность, все гости наряжались в красную одежду, повязывали красные же платки на шесты и с такими знамёнами шествовали по селу. Нередко пришедших гулять второй день встречали шуточной "баней". В этот день молодожёнов ждало множество испытаний: и сор от денег отделять, и дрова колоть в доме на полу, и гостей блинами потчевать, и дары принимать. Свадебный каравай, испечённый в доме невесты ещё до воскресенья, украшенный "шишками" из теста или фигурками птичек, на юге России ещё и свадебным деревцем, наконец разрезали и угощали гостей.
А горожане звали только близких родственников, и на обеде второго дня новобрачная делала своей новой родне подарки. После свадьбы начиналось так называемая визитная неделя. В эту неделю этикет предписывал молодоженам ездить к родным и знакомым с официальными 15- минутными визитами, а также каждодневно принимать поздравителей. По такому поводу устраивалось традиционное угощение – чай со всевозможными сладостями и десерт. Всю визитную неделю молодые обязательно рассылали «рекомендательные» письма новым родственникам и друзьям. Этим письмам придавали серьезное значение, поскольку по ним обычно составляли первое представление об уме, образованности и воспитании молодых супругов. Визитной неделей заканчивалсяцикл городской свадьбы.
На третий день свадьбы молодожены сами принимали гостей у себя дома. Молодая жена угощала гостей и одаривала каждого рушником собственной работы. Так она демонстрировала свое мастерство хозяйки. Называлось это "отводины"; молодые ходили ко всем, кто их приглашал, чтобы со всей роднёй водить "хлеб-соль". После свадьбы для молодой семьи начиналась нередко трудная жизнь. Молодуха должна была привыкать к чужим людям, к покорности, готовиться к материнству. Но на Масленку и после Пасхи о молодожёнах вновь вспоминали: молодёжь катала их с горки, обязательно стремясь опрокинуть в снег, требовали у жены выкуп за мужа, закопанного в снег (чаще всего - поцелуй). После Пасхи молодых "окликали", обряд назывался очень красиво - "вьюнины", - существовали специальные "вьюнишные" песни, за которые поющих нужно было вновь одаривать. Только после окликания, в котором участвовали только женатые члены общины, свекровка начинала нагружать невестку тяжёлой работой.
5. Заключение.
Свадьба всегда считалась важным событием в жизни человека. Поэтому свадебные традиции и свадебные обряды играли важную роль и исполнялись в строгой последовательности. На наше счастье, устойчивость народных традиций, особенно свадебных, просто поразительная, и почти в каждой семье есть свой знаток, умеющий, как поётся в белорусской свадебной песне, "порядочек повести". К сожалению, многое из исторического наследия нашего народа утеряно, но все же некоторые народные традиции дожили до наших дней. Современные люди, вступающие в брак, все-таки стараются придерживаться тех примет и традиций, которые существовали в древности, потому что наблюдения народа, складывающиеся тысячелетиями, имеют глубокую психологическую и философскую основу. Современная свадьба, безусловно, отличается от той, которая существовала в прошлом, но многое все-таки этот обряд сохранил. Это и сговор, и выкуп, и венчание. Сегодня эти этапы свадебного действа названы несколько иначе, но суть их остается неизменной, потому что во все времена важны были нравственные ценности, которые мы называем непреходящими: любовь, семья, простое человеческое счастье.
Использованная литература
1.Лазутин С.Г. Поэтика русского фольклора. Учебное пособие для студентов филологических специальностей. М., 1996г.
2. Колпакова Н.П. Лирика русской свадьбы. Л., 1973г.
3. Кулагина А.В. Русская свадьба. М., 2000
4. Костомаров Н.И., Забелин И.Е. О жизни, быте и нравах русского народа. М., 1996г.
5. Энциклопедия обрядов и обычаев «Респект» С-П., 1996г.
6. Костанян Н.Н. Русская народная словесность. М., СвР-АРГУС, 2008г.
7. Фет А.А. собрание сочинений. Т.2 М., 1996г.
8. www yarsvadba.ru
9. www spektr.info>arhives/1714
10. www RUSFOLKLOR.ru
11. Русский свадебный обряд. Википедия