Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Уральский государственный университет им. А.М. Горького
Факультет искусствоведения и культурологии
Кафедра культурологии
Феномен скоморошества в русской традиционной культуре
Курсовая работа
студента 1 курса
Савина Кирилла Олеговича
Научный руководитель:
профессор, доктор культурологии
Девятова Ольга Леонидовна
Екатеринбург
2010
Оглавление
Глава I. Скоморошество в контексте русской традиционной культуры3
1.1 Происхождение скоморохов. 3
1.2 Скоморохи в русском обществе. 3
Глава II. Специфика искусства скоморохов.. 3
Список используемой литературы и источников:3
Приложение 2. Вавила и скоморохи.. 3
В данной работе речь идёт о скоморошестве в русской традиционной культуре. Под понятием русская традиционная культура следует понимать совокупность обычаев, зародившихся в древнейшие времена, передающихся из поколения в поколение в русском народе и сохранившихся до сегодняшнего дня. Традиции народа меньше всего похожи на застывший обряд, сохранённый узким кругом консервативных фольклористов и хранящийся в фондах какого-нибудь музея. Скорее напротив, народная традиция есть воплощение пройденного им пути и неповторимого духовного опыта[1].
Актуальность темы заключается в том, что на данный момент русскому народу необходимо переосмыслить себя, обратиться к корням. Русские это народ, который на данный момент потерял свою традиционную культуру, несмотря на то, что она сохраняется в отдельных уголках. А именно традиция делает народ народом. Вся жизнь людей была связана с народной культурой, а веселье в русской культуре имело особое место. Для многих первым образом, который ассоциативно будет всплывать при упоминании веселья на Руси, будет скоморох. Для того, чтобы понять кто такой скоморох, необходимо глубоко изучать русскую традиционную культуру. Одна из её составляющих – это развлекательная традиция. Изучая её, как одну из составляющих русской культуры мы можем отчётливее представить себе, как жили наши предки, чем занимались во время отдыха после изнурительной каждодневной работы.
Обзор историографии по данной теме следует, на мой взгляд, разбить на три временных отрезка: дореволюционная, советская и современная. Особый интерес вызывают авторы, исследовавшие данную тему в дореволюционный период. Их труды написаны в то время, когда скоморошья традиция угасла относительно недавно и поэтому находились живые носители традиции, либо люди, помнящие о скоморохах, что делает их исследования наиболее приближенными к объективной реальности. Это авторы, такие как Афанасьев А.Н., Даль В.И. и Фаминцын А.С. Не менее значимы фундаментальные труды исследователей советского периода, таких как: Белкин А.А. и Рыбаков Б.А. Современная историография также заслуживает внимания, в особенности такие авторы как Байдин В.И., Власова З.И., Востриков О.В. и Грунтовский А.В.
Объектом исследования является русская традиционная народная культура. Предметом исследования является скоморошеская традиция.
Целю данной работы состоит в том, чтобы рассмотреть своеобразие скоморошества как феномена русской народной культуры. Для достижения цели определены следующие задачи: рассмотреть теории происхождения скоморохов, определить их место в русском обществе, выявить специфику искусства скоморохов, проанализировать народный театр и фольклор.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Первая глава посвящена русской традиционной культуре, в ней рассматривается та часть традиции, которая уделена в ней скоморохам. В этой главе дан обзор русской народной традиции, приведены основные понятия и категории, применяющиеся исследователями по данной теме. В этой главе также рассмотрена история скоморошества на Руси, место, отведённое им в обществе, описано время расцвета скоморошества, объяснены причины гонений и угасания культуры скоморохов. Во второй главе речь идёт об искусстве скоморохов. В ней, привлечены материалы, собранные фольклористами и этнографами во времена бытования скоморошества в народной среде. На этой базе выстроено описание развлекательной традиции на Руси, тесным образом связанной со скоморошеством. В заключении содержатся основные выводы и обобщения.
Первым в России автором затронувшим тему скоморошества и скоморошьей культуры, был А.С.Фаминцын. Ему же принадлежит первое определение скоморохам как представителям светской музыки с древнейших времен и в течение многих столетий. Долгий временной промежуток с момента первого упоминания скоморохов, датируемого концом XI века, и до начала гонений на них в середине XVI, можно смело назвать эпохой скоморохов.
Прежде чем приступить к детальному изучению происхождения скоморохов, следует рассмотреть этимологию слова «скоморох». Существует множество предположений, выдвинутых различными авторами. А.Н. Веселовский предполагает, что это слово происходит от арабского «масхара»-шут; Я.К Грот считает, что оно восходит к готскому «скамари» и среднескандинавскому «скемта»-шутить; А.И. Кирпичников возводит слово к греческим корням «скоммаркос» и «скомма»-шутка и «архо»-начальствую; И.И. Срезневский сопоставляет слово с французским «скарамуш»-шут и итальянским «скарамучча».
Точка зрения А.В. Грунтовского является наиболее предпочтительной. Он считает, что слово «скоморох» связано со словом «мрак» («мрах») – морок, мороковать, морочить, морока и т.п. Таким образом скоморох (более древняя форма – «скомрах») это человек общающийся «со мраком», т.е. тем светом и его обитателями[2].
Обилие предложенных исследователями вариантов говорит об общем индоевропейском корне этого слова и о древности профессии.
Первое упоминание о скоморохах находится в третьем списке Повести временных лет и относится к 6576 (1086) году. Скоморохи упоминаются в связи с набегом на русскую землю «половцев - поганых за грехи наши»[3]. Среди различных грехов, таких как суеверия и участие в языческих обрядах так же осуждаются и связи со скоморохами. По мнению летописца, дьявол при помощи скоморохов и гуслей отвращает людей от Бога. «Видим ведь, как места игрищ утоптаны, и людей множество на них, как толкают друг друга, устраивая зрелища, бесом задуманные, - а церкви пусты стоят; когда же бывает время молитвы, молящихся мало оказывается в церкви. Потому и казни всяческие принимаем от Бога и набеги врагов; по Божьему повелению принимаем наказание за грехи наши.»[4]
Первые летописные сведения о скоморохах совпадают по времени с появлением на стенах Киево-Софийского собора фресок, изображавших скоморошьи представления. Вряд ли это совпадение случайно: оно наглядно иллюстрирует жанровые разновидности искусства скоморохов, указывает время, когда они привлекли к себе внимание, и говорит о двояком к ним отношении. Монах-летописец называет скоморохов служителями дьявола, а художник, расписывавший стены собора, счел возможным включить их изображения в церковные украшения наряду с иконами.
За исключением А. Н. Веселовского, А. И. Кирпичникова и их последователей, придерживающихся теории зарубежного происхождения скоморошества, абсолютное большинство исследователей скоморохов связывают появление скоморохов с языческой историей Руси. Эту теорию принято считать более верной.
Основные положения теории происхождения русских скоморохов состоят в следующем, до принятия христианства существовала недифференцированность русского быта и обрядовости и потребность в каких-либо особых игрецах, помимо жрецов или волхвов, выполнявших все обрядовые и ритуальные функции, еще не возникала.[5] До X-XI века само явление скоморошества носило общий характер и воспринималось современниками и самими участниками иначе. Вся масса музыкантов, песенников и т.д. имевшая место в пределах восточных славян, воспринимала себя как единое целое. Все происходило как само собой разумеющееся, как неотъемлемая часть культуры народа. В конце X века происходит эпохальное для Руси событие 988 года принятие христианства. В этой связи необходимо отметить, что и после принятия христианства сознание - мировоззрение народа оставалось в значительной степени мифологическим. Старые мифы, проникнутые языческой символикой, не умирали, а приспосабливались к христианским апокрифическим легендам. Столкновение мифологического - языческого мировоззрения с христианскими религиозными легендами и символами породило на Руси различные смешанные представления. И как следствие на Руси установилось двоеверие, временное сосуществование двух религиозных мировоззрений: христианских воззрений и пережитков политеистических верований. И как результат уникальный в условиях Киевской Руси сплав того и другого формировавший мировоззрение будущего населения этих территорий. В период сосуществования двух религиозных мировоззрений христианство на Руси стремилось к вытеснению мифологического миропонимания в сознании людей путем идеологической борьбы, которая в тот период ещё носила книжный, проповеднический характер. Пришедшее христианство разобщило народ. Язычество как культ было подорвано, но языческая обрядность, языческое мировоззрение продолжало существовать еще долгие века в традиционной культуре русского народа, разумеется подвергаясь всяческим упрекам со стороны церкви.[6]